РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
11 апреля 2023 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Мовсесян С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-782/23 по иску Кудинова А. В. к Администрации г.о. Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара и ООО «Региональный ЖКХ-сервис» о возмещении вреда,
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара (ОГРН 1046300441483) в пользу Кудинова А. В. (паспорт серии №) в возмещение вреда, причинённого имуществу, 232 600 рублей, расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 15 850 рублей, расходы на оплату геодезических услуг в размере 1 500 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В удовлетворении исковых требований к Администрации г.о. Самара (ОГРН 1026300967417) и Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный ЖКХ-сервис» (ИНН 6318008228) отказать.
Возвратить Кудинову А. В. из бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере 5 526 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2023 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Мовсесян С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-782/23 по иску Кудинова А. В. к Администрации г.о. Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара и ООО «Региональный ЖКХ-сервис» о возмещении вреда,
установил:
Кудинов А.В. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с иском к Администрации г.о. Самара и Администрации Октябрьского района г.о. Самара о возмещении вреда. В обоснование иска указывает, что 20.08.2021 г. по адресу: <адрес>, произошло дорожно-транспортное происшествие – на автомобиль SSANG YONG, VIN №, государственный регистрационный знак №, принадлежащий ему на праве собственности в процессе движения автомобиля на него упала большая ветка с дерева. В результате получили повреждения капот, лобовое стекло, передняя левая стойка, решётка радиатора. Согласно заключению ООО «ГК «ЮрЭксперт» стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учёта износа составила 232 600 рублей. Просит взыскать солидарно указанную сумму в возмещение вреда, причинённого имуществу, расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 15 850 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей и расходы на оплату нотариального удостоверения доверенности в размере 1 700 рублей.
В ходе разбирательства дела истец отказался от требований к Администрации Октябрьского района г.о. Самара, привлёк в качестве солидарных соответчиков Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара и ООО «Региональный ЖКХ-сервис».
В судебном заседании представитель истца по доверенности от 23.11.2022 г. Марчук А.Ю. заявленные требования поддержала. Заявила ходатайство о возмещении расходы на оплату геодезических услуг в размере 1 500 рублей.
Представитель ответчиков Администрации г.о. Самара по доверенности от 12.01.2022 г. №1-03/2-06-01/128 и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара по доверенности от 30.12.2021 г. №1-03/2-06-01/19875 Дубовицкая Е.И. в судебном заседании иск не признала, полагала лицом, ответственным за причинённый вред, ООО «Региональный ЖКХ-сервис», представила письменные отзывы (л.д. 84-87, 200-204, 217-221).
Ответчик ООО «Региональный ЖКХ-сервис» представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте разбирательства дела извещён, отзыва на иск не представил.
Представитель ответчика по доверенности от 10.01.2020 г. №10/00-02/17 Моисеева С.И. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 56-58).
Третье лицо Администрации Октябрьского района г.о. Самара представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (л.д. 92-97).
Третье лицо Департамент градостроительства г.о. Самара представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, отзыва на иск не представило.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Как следует из свидетельства о регистрации транспортного средства серии № (л.д. 48), истец является собственником автомобиля Ссангйонгkyrondj, VIN №, государственный регистрационный знак №
20.08.2021 г. в 18 часов 20 минут у <адрес> произошло падение дерева на двигавшийся по проезжей части Автобусного проезда автомобиль истца, в результате чего он был повреждён. Факт падения дерева с причинением вреда имуществу истца в отражён в определении об отказе в по делу об административном правонарушении от 21.08.2021 г., в административном материале по факту дорожно-транспортного происшествия и сторонами не оспаривается.
Место произрастания упавшего дерева установлено по фотографическому материалу, содержащемуся в административном материале, указано представителем истца на картографическом материале Google maps (л.д. 197) и определено лицами, участвующими в деле, при выходе на место, о чём ими составлен акт от 1.03.2023 г. (л.д. 187). Упавшее дерево росло на газоне между проезжей частью и тротуаром Автобусного проезда на расстоянии 3,65 м от стены <адрес>.
Как усматривается из схемы (л.д. 229), составленной геодезистами ООО «Самарский центр геодезии и землеустройства», место произрастания дерева, ветка которого упала на автомобиль истца, находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером № который сформирован и поставлен на кадастровый учёт 14.10.2014 г. как занимаемый объектом дорожного хозяйства – Автобусным проездом.
Земельный участок с кадастровым номером № находится в муниципальной собственности г.о. Самара и с 15.02.2018 г. предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Департаменту градостроительства г.о. Самара (л.д. 140-161).
Таким образом, лицом, обязанным обеспечить содержание земельного участка с кадастровым номером № является Департамент градостроительства г.о. Самара в качестве его владельца, субъекта ограниченного вещного права.
Однако в соответствии с пп.25 п.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции, введённой в действие с 1.01.2012 г.) к вопросам местного значения городского округа относится, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа.
Таким образом, с 1.01.2012 г. законодатель предусмотрел возможность разработки и установления на муниципальным уровне такого механизма организации благоустройства на территории городского округа, который сопряжён с возложением на граждан и юридических лиц обязанности участвовать в той или иной форме в содержании не находящихся в их владении или пользовании земельных участков.
Решением Думы г.о. Самара от 8.08.2019 г. №444 утверждены Правила благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара, которыми определены общие требования к содержанию объектов внешнего благоустройства городских территорий.
Согласно ст.31 Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара комплекс агротехнических мер по уходу за зелёными насаждениями, охране, защите, учёту зелёных насаждений, охране почвенного слоя, санитарной очистке озеленённых территорий от отходов собственными силами осуществляются:
- физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями – на земельных участках, находящихся в их собственности, аренде, на ином праве пользования, владения, и прилегающих к ним территориях;
- собственниками помещений в многоквартирном доме либо лицом, ими уполномоченным – на территориях придомовых и прилегающих к многоквартирным домам;
- Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара – на озеленённых территориях общего пользования, в границах дорог общего пользования местного значения городского округа, сведения о которых внесены в реестр муниципального имущества городского округа;
- администрациями внутригородских районов – на иных территориях, не закреплённых для содержания и благоустройства за физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В обязанности указанных лиц входит, в частности, квалифицированный уход за существующими зелёными насаждениями, удаление сухих и аварийных деревьев.
В случае, если озеленённая территория расположена на сформированном земельном участке, занимаемом дорогой общего пользования местного значения г.о. Самара, возникает коллизия положений абзаца второго и абзаца четвёртого процитированной статьи – согласно абзацу второму уход за зелёными насаждениями должен осуществлять правообладатель земельного участка, согласно абзацу четвёртому – Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара.
Данная коллизия должна разрешаться в пользу применения абзаца четвёртого как специальной правовой нормы по отношению к общей норме абзаца второго. По общему правилу уход за зелёными насаждениями осуществляет правообладатель земельного участка, но если земельный участок занят дорогой общего пользования местного значения г.о. Самара, эта обязанность возложена на Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно п.1, 7, 8, 11, 12 ст.5 названного закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством РФ.
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
Постановлением Правительства Самарской области от 9.08.2006 г. №106 утверждён Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области. Автобусный проезд в г.о. Самара в данный перечень не включён. Постановлением Администрации г.о. Самара от 22.09.2014 г. №1441 утверждён Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г.о. Самара, в который включён <адрес> в полном объёме. В связи с изложенным, <адрес> относится к дорогам местного значения г.о. Самара.
Следовательно, в силу изложенного выше уход за зелёными насаждениями в границах земельного участка с кадастровым номером № должен обеспечивать Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара.
Согласно ст.33 названных Правил удаление (снос) деревьев и кустарников осуществляется при условии получения порубочного билета. Порубочный билет для целей удаления аварийных, больных деревьев и кустарников выдаётся администрацией внутригородского района.
Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара с запросом о выдаче порубочного билета в Администрацию Ленинского района г.о. Самара не обращался, что им не отрицается.
Следовательно, лицом, ответственным за вред, причинённый падением дерева на автомобиль истца, является Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара.
На наличие вины потерпевшего в причинении вреда её имуществу ответчик не ссылался.
Для определения размера вреда истец обратился в ООО «Группа компаний «Юрэксперт»», где его автомобиль был осмотрен. Согласно акту осмотра транспортного средства от 31.08.2021 г. №3108/21-К1 (л.д. 20-21) на автомобиле были обнаружены деформация капота, переднего левого крыла, левой боковины (стойки рамки ветрового окна), панели крыши, замка капота, переднего бампера, переднего правого крыла, верхней поперечины рамки радиатора, радиатора интеркулера, разрушение решётки радиатора, решётки переднего бампера, стекла ветрового окна, нижней облицовки рамки ветрового окна, заборника холодного воздуха, срезы на левой блок-фаре, верхней задней облицовке переднего левого крыла, корпусе левого наружного зеркала заднего вида, нижней правой облицовке рамки ветрового окна, нарушение лакокрасочного покрытия накладки левого наружного зеркала заднего вида. Согласно заключению ООО «Группа компаний «Юрэксперт»» от 3.09.2021 г. №0309/21Т (л.д. 15-36) стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца без учёта его износа составила 232 600 рублей.
Ответчики представленную оценку не оспаривали, о назначении судебной экспертизы для определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца не ходатайствовали.
У суда не имеется оснований не доверять представленным заключениям, поскольку они удовлетворяют предъявляемым требованиям, квалификация оценщика подтверждена документально, сведений о его заинтересованности в исходе дела не имеется, стоимостные показатели, использованные оценщиком, обоснованы.
При таких обстоятельствах следует признать за истцом право на возмещение вреда в размере стоимости восстановительного ремонта и величины утраты товарной стоимости её автомобиля, определенной заключением ООО «Группа компаний «Юрэксперт»». По смыслу п.13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», размер восстановительных расходов надлежит определять без учёта износа.
В силу ст.15 ГК РФ возмещению подлежат также понесенные потерпевшим необходимые расходы, связанные с реализацией своего права. К ним относятся расходы истца на оплату экспертно-оценочных услуг ООО «Группа компаний «Юрэксперт»» по договору возмездного оказания услуг от 25.08.2021 г. №2508/21Т (л.д. 37-39) в размере 15 850 рублей, подтверждённые квитанциями к приходным кассовым ордерам от 25.08.2021 г. №0000134/21 и от 13.09.2021 г. №0000142/21 (л.д. 40).
По тем же основаниям подлежат возмещению расходы истца на оплату геодезических услуг ООО «Самарский центр геодезии и землеустройства» в размере 1 500 рублей, подтверждённые платёжным документом от 6.04.2023 г. (л.д. 232).
Расходы истца на оплату услуг представителя по договору возмездного оказания услуг от 16.11.2022 г. №1611/22 (л.д. 41-43) в размере 10 000 рублей, подтверждённые квитанцией к приходному кассовому ордеру от 16.11.2022 г. №0000579/22 (л.д. 44), суд, с учётом положений ст.100 ГПК РФ, полагает разумными и подлежащими возмещению, с учётом сложности дела и количества судебных заседаний. Доказательств несения расходов на оплату услуг представителя в большем размере истец не представил.
Расходы истца на оплату услуг нотариуса по оформлению доверенности от 23.11.2022 г. (л.д. 10-11) суд считает не подлежащими возмещению, т.к. из содержания доверенности следует, что она выдана для ведения не только настоящего дела, но и для представительства интересов истца в любых судебных процессах по административным делам в течение 5 лет. Хотя в тексте доверенности и имеется отсылка к конкретному дорожно-транспортному происшествию, она не относится к представительству истца по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства. Полномочия по судебному представительству по этой категории дел в доверенности никак не ограничены, представитель наделён правом вести любые административные дела истца, безотносительно к дорожно-транспортному происшествию 20.08.2021 г. Поэтому возложение расходов по оформлению доверенности на ответчика по настоящему делу неправомерно.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара (ОГРН 1046300441483) в пользу Кудинова А. В. (паспорт серии №) в возмещение вреда, причинённого имуществу, 232 600 рублей, расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 15 850 рублей, расходы на оплату геодезических услуг в размере 1 500 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В удовлетворении исковых требований к Администрации г.о. Самара (ОГРН 1026300967417) и Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный ЖКХ-сервис» (ИНН 6318008228) отказать.
Возвратить Кудинову А. В. из бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере 5 526 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18.04.2023 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья