Дело №2-165\2013
Решение
Именем Российской Федерации
Р.п.Ржакса Тамбовской области
25.04.2013 год
Судья Ржаксинского районного суда Тамбовской области Севастьянова Е.В.,
при секретаре Романовой Н.В.,
с участием истцов Степанова А.Ю. и Степановой Н.А.,
представителя ответчика Пирожковой О.Ю. адвоката Карташовой Н.Ю., предоставившей удостоверение № и ордер №,
представителя ответчика администрации Каменского сельсовета Шипуновой Г.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова А.Ю. к Пирожковой О.Ю. и администрации Каменского сельсовета о признании права собственности на дом,
Установил:
Степанов А.Ю. обратился в суд с иском к Пирожковой О.Ю. и администрации Каменского сельсовета о признании за ним права собственности на дом, расположенный в <адрес>.
В заявлении Степанов А.Ю. указал, что в 1995 купил данный дом у Л.Ю.В. Они составили письменный договор в присутствии свидетелей, при этом не зарегистрировав договор надлежащим образом. С той поры Степанов и члены его семьи проживает в указанном доме. Данный дом был получен Л.Ю.В. и его матерью Л.А.М. безвозмездно по договору от ДД.ММ.ГГГГ. В <данные изъяты> году Л. умерла. Л.Ю.В., являясь наследником первой очереди по закону после смерти матери, фактически наследство принял, оставаясь проживать в их совместном с наследодателем доме. ДД.ММ.ГГГГ Л. продал данный дом Степанову А.Ю. В <данные изъяты> году Л. умер, фактически наследство после его смерти приняла его дочь Пирожкова О.Ю., с которой последние годы своей жизни проживал Л. С 1995 года Степанов владеет данным домом, несет бремя его содержания, но оформить свои права на объект недвижимости не может из – за отсутствия надлежащих документов.
В судебном заседании Степанов А.Ю., изменил свои требования и просил признать право общей долевой собственности на дом за ним и его супругой Степановой Н.А. в равных долях, пояснив что жилье у Л. они с супругой Степановой Н.А. покупали вместе на их совместные денежные средства, поэтому он просит признать за ними право общей долевой собственности на дом. Степанов А.Ю. пояснил, что он купил у Л. дом, расположенный по в <адрес>, в договоре номер дома не указан, потому что на день заключения договора нумерация домов не была установлена.. В присутствии свидетелей Р.В.В., П.А.А. и Пирожковой О.Ю. Степанов передал деньги за дом Л. Дом Степанов принял, то есть условия договора выполнил. Л. освободил дом, передав его Степанову, ушел жить к дочери Пирожковой О.Ю., где проживал до дня своей смерти, наступившей ДД.ММ.ГГГГ. Земля, расположенная у дома, находится частично, площадью * кв.м., в собственности истца, частично, площадью * кв.м., в пользование.
Степанова Н.А. по её ходатайству признана третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора. Она поддержала исковые требования о признании за ней и её супругом права общей долевой собственности на дом. и пояснила, что действительно, являясь супругой Степанова, может с достоверностью подтвердить, что в 1995 году между Степановым и Л. был заключен договор купли - продажи дома. Они купили дом, расположенный в <адрес> (сейчас номер дома *) у Л.Ю.В. договоре не указан номер дома, так как в то время не было ещё нумерации домов. Покупателем в договоре указан Степанов А.Ю., как глава семьи, хотя дом они покупали на совместные деньги, брак у них был зарегистрирован в1994 году. Передав деньги Л., их семья с того времени (с 1995 года) постоянно живет в этом доме, открыто и непрерывно им пользуясь. Она была согласна на покупку её супругом Степановым А.Ю. дома. Сейчас она желает, чтобы дом был оформлен в их общую долевую собственность, так как деньги за дом они вносили совместные. Л. после продажи дома перешел жить к дочери Пирожковой, где умер в <данные изъяты> году. Земля, расположенная у дома находится в собственности и пользовании Степанова А.Ю. Однако в органах юстиции, регистрирующих право на недвижимое имущество, Степанов не зарегистрировал свои права на приобретенный объект недвижимости. В настоящее время не может это сделать в связи с тем, что Л. умер, а место жительства Пирожковой, наследницы первой очереди по закону после смерти отца, и фактически принявшей наследство, неизвестно. Она продав жилье, поменяла место жительства и в настоящее время не представляется возможным установить место её жительства. Степанов обращался в федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с документами о регистрации своего права на жилье, но получил отказ, в связи с наличием препятствий для государственной регистрации прав на недвижимость в виде отсутствия надлежащих документов на объекты недвижимости. Кроме того, Степанова Н.А. дополнила, что несмотря на ненадлежащее оформление договора купли – продажи, условия договора обе стороны выполнили. Степановы принимали меры к установлению места жительства Пирожковой, но безрезультатно,
Таким образом. Степанов выполнил условия сделки, заплатил деньги, принял объект недвижимости, однако оформить свои права на купленный объект недвижимости не может. Считая свои права нарушенными, он обратился в суд с иском о признании за ним права собственности на дом.
Пирожкова О.А. в судебное заседание не явилась. Повестка направленная ей по адресу, указанному истцом в исковом заявлении - <адрес>, возращена с отметкой, что адресат не проживает. Из справки сельсовета и показаний сторон следует, что Пирожкова не проживает на территории Каменского сельсовета длительное время. В силу ст. 50 ГПК РФ суд в качестве представителя ответчика привлек адвоката Карташову Н.Ю. к участию в деле.
Адвокат Карташова Н.Ю. разрешение данного дела оставила на усмотрение суда. Представитель администрации Каменского сельсовета Шипунова Г.А. пояснила, что спорный дом не находится на балансе сельсовета, в связи с чем права сельсовета признанием за Степановыми права собственности на дом нарушены не будут. Она не возражает, чтобы право на жилье было признано за Степановыми, потому что сельсовету известно, что спорный дом принадлежал Р. ветстанции, которая в <данные изъяты> году предала дом безвозмездно Л. и её сыну Л. Л. вскоре после получения дома в собственность, умерла, Л. остался проживать в их доме. В 1995 году Л. продал дом Степановым, о чем был составлен договор купли - продажи. С того времени Степановы живут в данном доме. Л. умер в <данные изъяты> году. На день смерти он проживал у своей дочери Пирожковой, которая выбыла с территории сельсовета в неизвестном направлении много лет назад.
Свидетель П.В.В. пояснила, что она (в то время Р.В.В.) в 1995 году была очевидцем заключения договора между Степановым и Л. о покупке дома. Степанов купил у Л. дом, который он и его мать Л. в <данные изъяты> году получили безвозмездно от Р. ветстанции. В её присутствии Степанов передал деньги Л. и был составлен договор купли - продажи. Л. стал жить у дочери Пирожковой О.Ю., в спорном доме стала проживать семья Степановых.
Аналогичные показания дал свидетель П.А.А., в присутствии которого был заключен договор между Степановым и Л.
Выслушав участников процесса, исследовав совокупность представленных документов, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании достоверно установлено, что Л. и Л. в ДД.ММ.ГГГГ года получили безвозмездно в собственность дом, расположенный по адресу <адрес>, о чем составлен договор о безвозмездной передаче жилья в собственность. Суд отмечает, что в договоре не указан номер передаваемого дома, но как утверждают участники процесса на тот момент нумерации домов в <адрес> не было. Их утверждения суд ничем не может опровергнуть. Кроме того, в договоре речь идет о доме, жилье, квартире. Суд, исходя из технической документации и обстоятельств дела приходит к выводу, что Л. получили в собственность безвозмездно дом, поскольку на день заключении договора определения дома, квартиры, в законодательстве не было. Договор не изменен и не отменен.
Дом и земельный участок в силу ст. 130 ГК РФ являются недвижимым имуществом - к недвижимым вещам относятся земельные участки и все что прочно связано с землей, то есть объекты перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения.
Согласно ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Как усматривается из ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Она осуществляется путем внесения записей о правах на каждый объект недвижимости в реестр и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Порядок государственной регистрации перехода права собственности в отношении земельных участков, а также жилых и нежилых помещений установлен Законом «О государственной регистрации..» и принятыми в его исполнение Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 года №219. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке В силу ст.6 Закона РФ №122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу настоящего закона, признаётся юридически действительным при отсутствии государственной регистрации им введённой.
Учитывая, что права на дом у Л.А.М. и Ю.В. возникли задолго до вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», следует, что они являлись собственниками дома. Л. имела в собственности 1\2 долю дома, которая в силу ст. 1112 ГК РФ после её смерти, наступившей согласно актовой записи о смерти ДД.ММ.ГГГГ, приобрела статус наследственного имущества. В состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст.1112 ГК РФ).
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (ст. 1153 ГК РФ). Признается пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
В силу ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Л. являлся сыном наследодателя, в связи с чем являлся наследником первой очереди по закону после смерти матери в силу ст. 1142 ГК РФ. После смерти матери Л. фактически наследство принял, так как на день смерти наследодателя проживал с ней одной семьей, что подтверждено, показаниями участников процесса, справкой сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд приходит к выводу, что Л.Ю.В. фактически принял наследство после смерти матери в соответствии со ст. 1152 ГК РФ. Согласно ч.2 ст. 1153 ГК РФ признается пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, оплатил долги наследодателя и т.д. Исходя из этого, суд приходит к выводу, что Л. принял наследство после смерти матери. В нотариальную конторе наследственное дело после смерти Л. не открывалось, как следует из ответа от нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ. Получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (ст. 1153 ГК РФ), поэтому отсутствие свидетельства о праве на наследство не влечет за собой утрату наследственных прав, если наследство было принято в срок, установленный ст. 1154 ГК РФ. Таким образом, суд приходит к выводу, что Л. после смерти матери приобрел право собственности на весь дом, несмотря на отсутствие регистрации его прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Л. распорядился имуществом и продал дом Степанову, о чем был составлен договор купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на то, что договор купли - продажи дома не зарегистрирован надлежащим образом, суд считает, что данная сделка состоялась, исходя из показаний истцов Степановых А.Ю. и Н.А., представителя ответчика Шипуновой Г.А., свидетелей П.А.А. и П.В.В. Усомниться в показаниях данных лиц у суда нет оснований, потому что они последовательны, аналогичны, находятся в соответствии между собой и иными документами.
Согласно свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ земля, расположенная у дома № по <адрес> передана в собственность * га и в пользование * га Степанову. Суд отмечает, что свидетельство оформлено на Степанова и датировано ДД.ММ.ГГГГ. В то время, как Степанов купил дом лишь ДД.ММ.ГГГГ. По словам участников процесса, на день заключения договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ нумерации домов не было, однако в свидетельстве о праве собственности на землю адрес дома указан. Но, тем не менее, свидетельство о праве собственности на землю никем не оспорено, не отменено и не изменено.
Согласно справки сельсовета Л. умер ДД.ММ.ГГГГ. На день смерти он продал спорный дом, поэтому данный дом не мог быть включен в наследственное имущество, в связи с чем Пирожкова ненадлежащий ответчик по делу. Более того, наследственное дело после смерти Л. не заводилось как следует из ответа нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ.
На балансе сельсовета дом не состоит, что подтверждено показаниями главы сельсовета Шипуновой Г.А. Согласно выписки из похозяйственной книги Степанов проживает в доме № по <адрес> с 1995 года. Вместе с ним проживают и стоят на регистрационном учете его супруга Степанова Н.А. и сын С.Д.А. Место жительства Пирожковой неизвестно, как следует из показаний участников процесса.
Поскольку дом относится к объектам недвижимости, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции (ст. 551 ГК РФ).
Одним из оснований приобретения права собственности в силу ст. 218 ГК РФ является договор купли - продажи. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента её передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Хотя в силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В силу ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п2 ст. 434 ГК РФ). Между сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, заключен в письменной форме договор купли продажи в соответствии с требованиями ст. 549-551 ГК РФ.
Стороны выполнили условия договора. Степанов передал Л. деньги, обусловленные соглашением и принял жилье. Л. выполнил условия соглашения в части передачи жилья Степанову. Ни Л., ни кто либо иной по настоящее время никаких претензии Степанову не предъявили, несмотря на то, что Степановы пользуются данным имуществом восемнадцать лет.
Рассматривая требования Степановых о признании за ними права общей долевой собственности на дом, суд обращается к ст. 33 СК РФ, где дано понятие законного режима имущества супругов – законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.
В соответствии со ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, поэтому требования Степановой Н.А. подлежат удовлетворению.
Согласно п. 2 ст. 223 и ст. 131 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Таким образом, Степановы должны зарегистрировать свои права собственника на жилье в органах государственной регистрации.
Поскольку отчуждение дома подлежит государственной регистрации право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
Таким образом, несмотря на то, что право собственности у Степанова, купившего дом не возникло, договор купли - продажи, свидетельствующий о покупке Степановым дома от ДД.ММ.ГГГГ и показания участников процесса подтвердили факт покупки Степановыми жилья. Суду представлены доказательства исполнения Степановым условий договора о покупке дома. Права Степанова на оформление купленного им дома в собственность нарушены. Статья 12 ГК РФ содержит способы защиты гражданских прав, в том числе путем признания права.
. Каких - либо обременений, препятствующих признанию права собственности на дом за Степановыми не установлено. Требования об истребовании имущества в соответствии со ст. 302 ГК РФ никем из третьих лиц не заявлены.
Кроме того, суд обращается к ст. 234 ГК РФ, согласно которой лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). В судебном заседании достоверно установлено что Степановы владеют домом 18 лет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░░.░░░░,
░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░░.░░░░,
░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ * ░░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ 1\2 ░░░░ ░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░░░