Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-457/2014 ~ М-317/2014 от 30.04.2014

.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2014 года р.п.Курагино

Курагинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Чугунникова Е.В.,

с участием заявителя - Петровой И.В., представителя заявителя - Бурмистрова Н.В.,

представителя ответчика – Каргина Н.А.,

при секретаре - Дранишниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Ирины Владимировны к администрации п.Курагино о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

Петрова И.В. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконным распоряжения администрации п.Курагино № 41-р от 14.02.2014 года об отказе в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и возложении обязанности по постановке на данный учет.

Заявление мотивировано тем, что решением жилищной комиссии администрации поселка Курагино от 13.02.2014 года и распоряжением администрации поселка Курагино от 14.02.2014 года № 41-Р заявителю отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Данный отказ заявитель считает незаконным, так как обратилась в администрацию поселка с заявлением о постановке на указанный учет с целью последующего участия в долгосрочной целевой программе «Улучшении жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012 - 2014 годы, утвержденной постановлением администрации Курагинского района от 12 декабря 2011 года № 971-П. Считает, что имеет право состоять на указанном учете в соответствии с требованиями по п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ как лицо являющееся членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченное общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Обжалуемые решение жилищной комиссии и распоряжение администрации надлежащим образом не мотивированы, не содержат указаний о документах, которые не подтверждают право заявителя состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Представленные ей документы, подтверждают ее право состоять на данном учете

Заявитель просила решение жилищной комиссии администрации поселка Курагино Курагинского района от 13.02.2014 года и распоряжение администрации поселка Курагино Курагинского района от 14.02.2014 года, № 41-р признать незаконным и отменить. Признать заявителя нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию поселка Курагино Курагинского района принять ее на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма с 08.07.2013 года.

В судебном заседании заявитель Петрова И.В. и ее представитель Бурмистров Н.В. поддержали заявление по изложенным в нем доводам.

Петрова И.В. дополнительно пояснила, что зарегистрирована и проживает в жилом помещении расположенном в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года совместно с ФИО6 (бабушка) ФИО7 (дедушка), сыном ФИО13 и супругом – ФИО11. Последний зарегистрирован по адресу <адрес>. Жилое помещение принадлежит ФИО7, которые являются пенсионерами. Указанные лица являются членами ее семьи. Все иные лица, на которых представитель ответчика указывает как на членов ее семьи и явлющихся собственниками жилых помещений, таковыми не являются, с ними она не проживает, прав на недвижимое имущества последних не имеет. С заявлением о признании себя малоимущей она не обращалась, однако ее доходы в размере примерно <...> рублей в месяц с учетом наличия на иждивении малолетнего ребенка, не работающего супруга не позволяют ей приобрести жилое помещение, в связи с чем она и обратилась с заявлением в администрацию о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещения по договорам социального найма и последующем участии в вышеуказанной долгосрочной программе. Данная программа не предусматривает обязательного условия – признание малоимущим, однако требует признания нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма. Бездействие ответчика, рассмотревшего ее заявление от 08.07.2013 года с нарушением месячного срока, ей не обжаловалось, так как работники администрации устно заверяли ее, что соответствующее распоряжение будет скоро издано. Просила требования удовлетворить.

Представитель заявителя Бурмистров Н.В. так же указал, что ответчиком не представлено доказательств того, что Петрова И.В. является членом семьи иных собственников жилых помещений, помимо лиц с которыми она проживает и доказательств того, что заявитель намеренно ухудшила свои жилищные условия

Представитель администрации Курагинского района – Каргин Н.А., действующий на основании доверенности, требования не признал, полагал обжалуемые решения законными и обоснованными. Указал, что 08.07.2013г. Петрова И.В. обратилась в адрес администрации п.Курагино с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. В ходе рассмотрения жилищной комиссией вопроса о принятии на учет в качестве нуждающегося жилом помещении Петровой И.В. было выявлено, что истица не обладает правом (предусмотренным статьей 2 Закона Красноярского края от 23.05.2006г. № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края») состоять на указанном учете по причине того, что не признана малоимущей в порядке, предусмотренном Законом Красноярского края от 20.06.2006 N 19-4833 «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края». Кроме этого, при изучении документов необходимых для принятия истицы на указанный учет было установлено, что семья заявителя занимает несколько жилых помещений: жилой дом в <адрес>, жилой дом в <адрес>, жилой дом в <адрес>, квартиру в <адрес>.

Исходя из суммарной общей площади указанных помещений было установлено, что обеспеченность общей площадью жилого помещения каждого члена семьи истицы составляет 17.5 кв.м, что превышает учетную норму площади для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилье (на территории муниципального образования поселок Курагино 12 кв.м.). Кроме этого, полагает, что Петрова И.В. умышленно ухудшила свои жилищные условия, поскольку члены семьи заявителя ФИО9 (свекровь) и ФИО10 (свёкр), имея в своей собственности жилое помещение в <адрес> зарегистрированы в доме по <адрес> у знакомых ФИО15. Просил в иске отказать.

Свидетель ФИО9 в судебном заседании показала, что действительно совместно со своим бывшим супругом ФИО10 имеет в долевой собственности (1/2 и 1/4 доли соответственно) жилое помещение, расположенное в <адрес>. Зарегистрированы и фактически проживают в доме у своих знакомых Поповых по <адрес>, поскольку в указанной выше квартире производится ремонт, и дом готовиться к продаже. Сын – ФИО11 проживает совместно со своей семьей и членом ее семьи и семьи ФИО15 не является.

Выслушав доводы сторон, изучив представленные материалы дела и учетное дело Петровой И.В., суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании ч. 2 ст.52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Частью 3 указанной статьи так же определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства

Нормой ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ определено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено, что 08.07.2013г. заявитель Петрова И.В. обратилась в адрес администрации поселка Курагино с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма с приложенеим перечня документов, определенного ст. 6 Закона Красноярского края от 23.05.2006г. № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» с целью последующего участия в долгосрочной целевой программе «Улучшении жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012 - 2014 годы, утвержденной постановлением администрации Курагинского района от 12 декабря 2011 года № 971-П.

Распоряжением главы администрации п.Курагино от 14.02.2014 года № 41-р заявителю отказано в постановке на вышеуказанный учет по основанию, предусмотренному п.п.2 п. 1 ст.54 Жилищного кодекса РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

В нарушение требований ч. 2 ст.54 Жилищного кодекса РФ в обжалуемом распоряжении, а так же в решении жилищной комиссии указанного органа местного самоуправления от 13.02.2014 года, содержащего аналогичные сведения, не указаны, конкретные обстоятельства, послужившие основанием для отказа в постановке на учет.

В суде представитель администрации п.Курагино разъяснил, что к таковым основаниям орган местного самоуправления отнес отсутствие решения о признании Петровой И.В. малоимущей, обеспеченность общей площадью жилого помещения каждого члена семьи истицы в размере 17.5 кв.м, что превышает учетную норму (12 кв.м) площади для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилье, а так же намеренное ухудшение Петровой И.В. своих жилищных условий.

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Оценивая доводы указанные представителем ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 49 (ч.2-3) Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда и иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 2 Закона Красноярского края от 23.05.2006г. № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» определено, что правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма обладают:

1) граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, признанные малоимущими в порядке, определенном законом края, и нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ;

2) граждане, относящиеся к иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края категориям граждан, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 6 указанного закона Красноярского края, помимо иных документов, подтверждающих право граждан состоять на учете, с заявлением о принятии на учет предоставляется решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в порядке, установленном законом края (для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Закона).

Из анализа указанных норм во взаимосвязи со ст. 51 Жилищного кодекса РФ следует, что жилищное законодательство предусматривает возможность состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма как малоимущих граждан, так и иных граждан относящиеся к иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края категориям граждан, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации( в том числе по основаниям ст.51) и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края основаниям нуждающимися в жилых помещениях, поскольку иное не позволило бы иным категориям граждан, не являющихся малоимущими, пользоваться специально предусмотренными жилищными гарантиями.

На это же указывают и положения долгосрочной целевой программы «Улучшении жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012 - 2014 годы, утвержденной постановлением администрации Курагинского района Красноярского края от 12 декабря 2011 года № 971-П, принятой в целях реализацииПостановленияПравительства края от 13.10.2011 № 586-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012 - 2014 годы», требующие для участия в ней постановку гражданина по основаниям, предусмотренным ст.51 Жилищного кодекса РФ в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, без обязательного признания такого гражданина малоимущим.

С учетом изложенного, принимая во внимание состав семьи и фактические доходы заявителя, которые объективно не позволяют Петровой И.В. приобрести жилое помещение за счет собственных средств, суд приходит к выводу, что доводы представителя ответчика о необходимости признания Петровой И.В. в качестве малоимущей не основаны на действующем жилищном законодательстве.

Не соответствуют требованиям закона и доводы представителя администрации о необходимости расчёта общей площади, занимаемой членами семьи заявителя, исходя из зарегистрированного права собственности на жилые помещения граждан ФИО9, ФИО10, ФИО14, ФИО12 и ФИО15

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В силу п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Из выписки домовой книги и финансово-лицевого счета имеющейся в учетном деле следует, что заявитель зарегистрирована по месту жительства и проживает по <адрес> в жилом доме, общей площадью 35,40 кв.м., принадлежащему на праве собственности ФИО6 и ФИО7. Помио указанных лиц в жилом доме зарегистрирован и проживает ФИО13 (сын заявителя) и так же фактически проживает ФИО11 (супруг). Таким образом, на данной площади жилого дома зарегистрировано 4, а фактически проживает 5 человек. Изложенное не оспаривается и представителем ответчика.

На основании решения Курагинского поселкового совета депутатов от 12.09.2011 года № №14-101-Р (в редакции решения от 05.09.2012 №22-171-Р) об установлении нормы учетной площади жилого помещения на территории муниципального образования р.п.Курагино для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена норма в размере 12 кв.м.

При таких обстоятельствах заявитель и члены ее семьи обеспечены общей площадью жилого помещения менее установленной учетной нормы в 12 кв.м.. Данных о наличии у Петровой И.В., ее супруга, ребенка и иных членов семьи в собственности иных жилых помещений в материалах учетного дела не имеется и в суд ответчиком не представлено.

Каких-либо доказательств того, что граждане ФИО9, ФИО10, ФИО14, ФИО12 и ФИО15 зарегистрированные и фактически проживающие в иных жилых помещениях вселены собственниками жилого помещения ФИО6 и ФИО7 в жилой дом по <адрес> в качестве членов семьи в суд администрацией п.Курагино не представлено, а кроме этого, прямо опровергается показаниями свидетеля ФИО9, в связи с чем их учет ответчиком в качестве членов семьи заявителя не основан по требованиях ст.31 Жилищного кодекса РФ.

По этим же основаниям не могут быть приняты во внимание и доводы представителя ответчика об намеренном ухудшении своих жилищных условий заявителем Петровой И.В. в связи с регистрацией ФИО16 и ФИО17 в <адрес> при наличии в собственности долей жилой квартиры по <адрес>. Иных обстоятельств об умышленном ухудшении заявителем и членами ее семьи своих жилищных условий представителем ответчика в судебном заседании не приведено и о наличии таковых обстоятельств не заявлено.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявитель Петрова И.В. нуждается в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и признает незаконными решение жилищной комиссии администрации поселка Курагино Курагинского района от 13.02.2014 года и распоряжение администрации поселка Курагино Курагинского района от 14.02.2014 года, № 41-р, которыми заявителю отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

На основании ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

С учетом данной нормы суд полагает необходимым возложить на администрацию п.Курагино обязанность по принятию Петровой И.В. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст.51 Жилищного кодекса РФ.

Обсуждая срок, с которого необходимо принять Петрову И.В. на указанный учет, суд принимает во внимание, что, несмотря на фактическое обращение заявителя в орган местного самоуправления 08.07.2013 года, обжалуемое незаконное решение принято только 14.02.2014 года. В связи с этим суд считает необходимым возложить данную обязанность с 14.02.2014 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Петровой И.В. удовлетворить, признать незаконными решение жилищной комиссии администрации поселка Курагино Курагинского района от 13.02.2014 года и распоряжение администрации поселка Курагино Курагинского района от 14.02.2014 года, № 41-р.

Обязать администрацию р.п.Курагино Курагинского района устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению Петровой И.В. ее прав путем принятия ее на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст.51 Жилищного кодекса РФ с 14.02.2014 года.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в окончательной форме (30.05.2014) в Красноярский краевой суд через Курагинский районный суд в апелляционном порядке.

Председательствующий Е.В.Чугунников

2-457/2014 ~ М-317/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петрова И.В.
Ответчики
Администрация п.Курагино
Суд
Курагинский районный суд Красноярского края
Судья
Чугунников Е.В.
Дело на странице суда
kuragino--krk.sudrf.ru
30.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2014Передача материалов судье
30.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2014Судебное заседание
28.05.2014Судебное заседание
28.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2014Дело оформлено
10.07.2014Дело передано в архив
16.07.2014Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.07.2014Изучение поступившего ходатайства/заявления
08.08.2014Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее