дело № 2-470/14 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 февраля 2014 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Никоновой Ж.Ю., при секретаре Салохутдиновой О.С.,
с участием истца Федоровой Н.Р., ее представителей Оганесяна Р.Р., Мелкумова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федоровой Н.Р. о признании решения об отказе в выдачи разрешения на строительство на земельном участке незаконным и обязании выдать разрешение на строительство,
установил:
Федорова Н.Р. обратилась в суд с иском к Администрации Новгородского муниципального района о признании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, от 11.09.2013 г. № незаконным и обязании Администрации Новгородского муниципального района выдать собственнику разрешение на строительство на земельном участке с кадастровом номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в обоснование иска указала, что 08 октября 2012 года на основании договора купли - продажи двух земельных участков от 25.09.2012 г. истцом (Федоровой Н.Р.) зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1 268 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства. Градостроительный план вышеуказанного земельного участка утвержден распоряжением Администрации Новгородского муниципального района от 07.08.2013 г. № (далее - План). Согласно п. 2.1 Плана данному земельному участку присвоена категория - Ж-1. - зона индивидуальной малоэтажной жилой застройки. В соответствии с п. 3.2 Плана объектов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на рассматриваемом земельном участке не имеется. Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в свидетельстве о государственной регистрации права от 08.10.2012 г. серия №, ограничения (обременения) права на рассматриваемый земельный участок не зарегистрировано. В нарушение ст.51 ГрК РФ администрацией Новгородского муниципального района 11.09.2013 г. принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство по основаниям неисполнения п.п. 6 «Обязательные требования к строительству» п. 2.2.4. «Иные показатели» градостроительного плана земельного участка, утвержденного распоряжением уполномоченного органа. При этом неисполнение вышеназванного п.п. 6 «Обязательные требования к строительству» п. 2.2.4. «Иные показатели» (согласно письму управления государственной охраны культурного наследия департамента культуры и туризма Новгородской области от 12.07.2013 №) заключается в необходимости исполнения требований ст. 31 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», которые фактически не применимы к рассматриваемому земельному участку в силу отсутствия объектов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ограничений (обременении) права на рассматриваемом земельном участке (ст.25 ГрК РФ). Одновременно обязание собственника земельного участка исполнения требований по проведению государственной историко-культурной экспертизы и предоставление документов о ее проведении, не содержатся в исчерпывающем перечне документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (ч. 9 ст. 51 ГрК РФ), не закреплено нормативным правовым актом органа местного самоуправления и не имеет юридической силы по отношению к ранее приобретенному праву собственности. Указанные обстоятельства создают необоснованные бюрократические препятствия в законном приобретении права на строительство и его реализации, а также посягают на Конституционные и иные неотъемлемые гражданские права собственника, в связи с чем обратилась в суд.
Определением Новгородского районного суда Новгородской области от 26 ноября 2013 года указанное исковое заявление было принято к производству суда.
Определением Новгородского районного суда Новгородской области от 26 ноября 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – Администрация Волотовского сельского поселения, Департамент культуры и туризма Новгородской области.
21.11.2013 года Федорова Н.Р. обратилась в суд с аналогичным иском к Администрации Новгородского муниципального района о признании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, от 11.09.2013 г.№ незаконным и обязании Администрации Новгородского муниципального района выдать собственнику разрешение на строительство на земельном участке с кадастровом номером №, расположенном по адресу: <адрес> по основаниям, указанным в предыдущем иске.
Определением Новгородского районного суда Новгородской области от 26 ноября 2013 года указанное исковое заявление было принято к производству суда.
Определением Новгородского районного суда Новгородской области от 26 ноября 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены – Администрация Волотовского сельского поселения, департамент культуры и туризма Новгородской области.
09.01.2014 г. истец Федорова Н.Р. дополнила основание иска и просила исковые требования удовлетворить
23.01.2014г. по инициативе суда поставлен вопрос об объединении дел в одно производство, считая, что объединение дел будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению заявленных требований, о чем вынесено определение.
23.01.2014 определением Новгородского районного суда Новгородской области (протокольная форма) в связи с переходом полномочий по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия от Департамента культуры и туризма Новгородской области к вновь созданному Комитету государственной охраны культурного наследия Новгородской области произведена замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Департамента культуры и туризма Новгородской области на Комитет государственной охраны культурного наследия Новгородской области.
Истец Федорова Н.Р. и ее представители Оганесян Р.Р., Мелкумов А.А. иск поддержали по основаниям, указанным в первоначальных исках, а также в уточненном исковом заявлении (л.д. 125, 126).
Ответчик Администрация Новгородского муниципального района в суд своего представителя не направил, извещены надлежащим образом, представили заявление в котором просил о проведения судебного заседания в отсутствие представителя.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Комитет государственной охраны культурного наследия Новгородской области, своего представителя в суд не направил, в предыдущем судебном заседании представил отзыв, в котором указал, что действия Администрации Новгородского муниципального района законны и обоснованы (л.д.25,26).
Суд, руководствуясь 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
В силу ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Из Преамбулы к Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которые представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Федорова Н.Р.. является собственником двух земельных участков с кадастровым номером № и №, расположенных по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 08.10.2012 г., выданными Управлением Росреестра по Новгородской области.
Распоряжениями Администрации №№-рз и № от 07.08.2013 г. утверждены градостроительные планы земельных участков. Из градостроительных планов усматривается, что принадлежащие Федоровой Н.Р. земельные участки находятся в зоне охраняемого природного ландшафта.
04.09.2013 года Федорова Н.Р. обратилась в Администрацию через ГОАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуальных жилых домов на участках с кадастровым номером № (зарегистрировано в Администрации 04.09.2013 г. за номером №) и №(зарегистрировано в Администрации 04.09.2013 г. за номером №), представив предусмотренные ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документы, в том числе схему планировочной организации земельного участка.
Решениями Администрации от 11.09.2013 г. № и № заявителю отказано в выдаче разрешений на строительство со ссылкой на несоответствие схемы планировочной организации земельных участков требованиям подпункта 6 «Обязательные требования к строительству» пункта 2.2.4 Градостроительного плана земельного участка.
Оценивая законность принятого Администрацией решения, суд приходит к следующему.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует, что природные ландшафты, связанные с историческими событиями, как достопримечательные места признаются объектами культурного наследования, подлежащими государственной охране.
В соответствии со ст. 9.1 Закона № 73-ФЗ полномочия по осуществлению государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (часть 3).
В соответствии со ст. 31 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и до утверждения градостроительных регламентов проводится государственная историко-культурная экспертиза.
Пунктами 1, 3 статьи 36 того же Федерального закона установлено, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ, указанных в п. 3 настоящей статьи, требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия; в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.
Как установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Хутынский монастырь (XII - XIX вв.) на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. N 1327, от 04.12.1974 г. N 624, Указа Президента РФ от 20.02.1995 г. N 176, за NN 277 - 287 является объектом культурного наследия федерального значения.
Согласно сведениям, содержащимся в историко-архитектурном опорном плане зоны охраны памятников истории и культуры "Новгородье", согласованным 05.10.1994 года с Министерством культуры РСФСР, населенный пункт Хутынь входит в зону охраны памятников истории и культуры комплекса "Хутынь-Слутка".
Из паспорта памятника "Хутынский монастырь" усматривается, что впервые охранная зона памятника истории и культуры "Хутынский монастырь XII - XIX вв." установлена решением Исполнительного комитета Новгородского районного совета трудящихся от 17.11.1959 г. N 467. Впоследствии охранная зона объекта дополнена решением Новгородского Областного исполнительного комитата от 29.04.1968 г. N 242.
Согласно генеральному плану городского округа Великий Новгород, размещенного на сайте Минрегионразвития httр://fgis.minregion.ru., прилегающая к объекту культурного наследия "Хутынский монастырь, XII - XIX вв." территория обозначена как зона охраняемого природного ландшафта.
В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.10.2010 N 794 "О внесении изменений в Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" до утверждения зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с Положением, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, сохраняются зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленные в соответствии с законодательством РСФСР.
Постановлением Администрации Новгородской области от 29.06.2012 г. N 370 "Об утверждении схемы территориального планирования Новгородской области" принято решение определить и утвердить границы территорий объектов культурного наследия, расположенных на территории области, и режимы использования этих территорий, разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия, в числе которых проект зон охраны "Хутынский монастырь, XII - XIX вв.".
Из основного чертежа проекта зон охраны Хутынского монастыря, разработанных в соответствии с вышеуказанным постановлением Администрации области видно, что прилегающая к монастырю территория, за исключением зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, отнесена к зоне охраняемого природного ландшафта.
Как установлено судом из объяснений представителя Комитета, а также следует из материалов дела, земельные участки заявителя полностью расположены в зоне охраняемого природного ландшафта, обозначенной в основном чертеже вышеупомянутого проекта, который в настоящее время находится на согласовании в Министерстве культуры РФ. До проведения государственной историко-культурной экспертизы предоставление указанных земельных участков под строительство, проведение на них работ не согласовывается.
Расположение участков в названной зоне основного чертежа проекта истцом и его представителями не оспаривалось.
Пунктом 4 статьи 99 Земельного Кодекса РФ установлено, что использование земельных участков, не отнесенных к землях историко-культурного назначения и расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия, определяются правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
С учетом приведенной нормы права, то обстоятельство, что зона охраны указанного объекта культурного наследия до настоящего времени не утверждена, а в кадастровых паспортах спорных земельных участков отсутствует указание на отнесение этих земель к землям историко-культурного назначения, само по себе не свидетельствует о расположении спорных земельных участков вне зоны, подлежащей охране с целью обеспечения сохранности объекта культурного наследия, исключения условий, оказывающих прямое или косвенное воздействие на него.
При таких обстоятельствах отказ Администрации в выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства «Индивидуального жилого дома» по адресу: <адрес> (К№ и №) в связи с невыполнением требований п.п. 6 «Обязательные требования к строительству» п. 2.2.4 «Иные показатели» вышеуказанных градостроительных планов земельных участков, обоснован.
Ссылки представителей истца на градостроительный план Волотовского сельского поселения и Правила землепользования и застройки Волотовского сельского поселения, предусматривающие возможность использования принадлежащих заявителю земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, не может быть принята во внимание ввиду несоответствия данных документов требованиям Градостроительного кодекса РФ и законодательства об охране объектов культурного наследия.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, и учитывая указанные нормы права, суд приходит к выводу о том, оспариваемое решение принято в соответствии с законом, уполномоченным органом, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Федоровой Н.Р. о признании решения об отказе в выдачи разрешения на строительство на земельном участке незаконным и обязании выдать разрешение на строительство - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Председательствующий Ж.Ю. Никонова
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2014 года.