Дело № 2-5073/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2012 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,
при секретаре Юшкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ефимова ФИО5 о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома,
у с т а н о в и л:
Ефимов С.В. ( далее – заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска (далее - ГУАиГ Администрации г. Ижевска) в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома. В обоснование заявления указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес> собственности на земельный участок зарегистрирован в установленном порядке. Земельный участок расположен на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием эксплуатация и обслуживание жилого дома. 01.11.2012 г. ГУАиГ Администрации г. Ижевска было отказано ему в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, в связи тем, что земельный участок расположен в красных линиях и действие градостроительного регламента на данный участок не распространяется. Заявитель полагает, что данный отказ является незаконным, ограничивает права как собственника земельного участка на строительство дома, противоречит ст.ст. 209,260 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее – ГК РФ), ст.ст. 18, 51 Градостроительного кодекса РФ. Просит признать незаконным отказ ГУАиГ Администрации г. Ижевска № 01-07/3564 от 01.11.2012 г., возложить на ГУАиГ Администрации г. Ижевска обязанность по устранению в полном объеме нарушенных прав путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>Б.
В судебном заседании заявитель Ефимов С.В. требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержал. Пояснил, что в свидетельстве о праве собственности на земельный участок и в кадастровой выписке о земельном участке указано на разрешенное использование земельного участка – эксплуатация и обслуживание жилого дома. Пояснил, что первоначально участок составлял 10 соток, в последствии он был разделен, жилой дом остался на участке Бузмакова. Каких-либо действий по изъятию земельного участка, о выкупе Администрацией г. Ижевска не производились. Красные линии – линии планируемые, их наличие не может являться ограничением для использования земельного участка собственником под строительство жилого дома.
Представитель ГУАиГ Администрации г. Ижевска Зимина М.А., действующая на основании доверенности в суд не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, судом дело рассмотрено в порядке ч. 2 ст. 257 ГПК РФ. Представила письменные возражения на заявление, согласно которых указала, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007г. № 344, являются нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальных зон и градостроительный регламент (разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны. При этом строительство новых объектов должно осуществлять в соответствии с требования градостроительных регламентов. Подготовка градостроительных планов земельных участки осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительств реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (п.1 ст. Градостроительного кодекса РФ).
Согласно градостроительному плану, часть 2 земельного участка по адресу: <адрес>Б, расположена в границах « красных линий», действие на которые градостроительного регламента не распространяется. В указанной зоне не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов ни в качестве основных, ни в качестве условно разрешенных видов использования земельных участков.
Выслушав пояснения заявителя, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:
Согласно свидетельства о праве собственности на землю 18 АБ № 580368 от 03.09.2012 г. Ефимову С.В. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 559 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>Б.
<дата> Приказом Администрации г. Ижевска № 533/5п утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 18:26:050984:281 по <адрес> Б в <адрес>.
<дата> Ефимов С.В. обратился в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> Б.
<дата> ГУАиГ письмом за <номер> отказало Ефимову С.В. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, мотивировав свой отказ тем, что значительная часть земельного участка расположена в границах « красных линий», действие градостроительного регламента на который не распространяется.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке № 1800/501/12-93171 от 09.08.2012 г., расположенного по адресу: <адрес>Б, в графе 9: «разрешенное использование» указано: « Эксплуатация и обслуживание жилого дома».
Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, пояснений участников процесса в судебном заседании, представленными сторонами документами, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.
Заявление Ефимова С.В. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса РФ - заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.
В силу статьи 13 Гражданского Российской Федерации - ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктом 1 статьи 254 ГПК РФ установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск срока не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании и могут явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В настоящем случае отказ заявителю в выдаче разрешения на строительство принят ГУАиГ Администрации <адрес> <дата>, с заявлением об оспаривании данного ненормативного акта заявитель Ефимов С.В. обратился <дата>, то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока.
Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
При рассмотрении настоящего дела указанные условия нашли свое подтверждение.
ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденным решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. № 121 (далее по тексту – Положение о ГУАиГ), является структурным подразделением Администрации г.Ижевска осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования « Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.
Согласно п. 2.7 Положением о ГУАиГ к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с п. 3.5 Положения о ГУАиГ начальник Главного управления – главный архитектор города Ижевска обеспечивает исполнение полномочий Главного управления.
В соответствии с п. 3.2.2, п. 3.2.11 должностной инструкции заместитель начальника ГУАиГ рассматривает обращения граждан, руководит работой по подготовке и выдаче разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Таким образом, согласно вышеназванным положениям выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, входит в полномочия ГУАиГ Администрации г.Ижевска, решение об отказе в разрешении на строительство вынесено уполномоченным органом, поскольку начальник ГУАиГ и его заместитель вправе рассматривать вопросы о выдаче разрешений на строительство жилого дома по заявлению собственника.
При этом суд отмечает, что полномочия ГУАиГ на выдачу разрешения на строительство заявителем не оспаривается, в связи с чем суд полагает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.
На основании ст. 209 ГК РФ Ефимов С.В., являясь собственником земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласноположениям статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
В судебном заседании установлено, что Ефимов С.В. владеет земельным участком на праве собственности, расположенным по адресу: <адрес>Б, который согласно кадастровой выписке о земельном участке № 1800/501/12-93171 от 09.08.2012 г. участок находится на землях населенных пунктов, предназначен в соответствии с разрешенным использованием: для эксплуатации и обслуживания жилого дома.
Строительство объектов недвижимости может производиться только по специальному разрешению.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления.
Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьей 51 ГрК РФ, согласно части 1 которой, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
По общему правилу (часть 4 статьи 51 ГрК РФ) разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройке земельного участка.
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 ГрК РФ).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Ефимов С.В. обратился с заявлением в ГУАиГ с просьбой выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, однако получил отказ, который был мотивирован тем, что значительная часть участка расположена в красных линиях, действие градостроительного регламента на него не распространяется.
Вместе с тем перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, содержащийся в статье 51 ГрК РФ является закрытым. Основание, указанное в письме заявителю в ст. 51 ГрК РФ отсутствует.
Кроме того, в рассматриваемом случае в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, какие-либо ограничения его прав не существуют, что усматривается, в том числе из кадастровой выписки о земельном участке.
Отсутствуют сведения об ограничении прав заявителя и в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на земельный участок, а также в свидетельстве о праве собственности на жилой дом ( 1/2 доля)( до соглашения о разделе земельного участка и прекращении долевой собственности).
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства;
красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Как следует из представленного заявителем чертежа градостроительного плана земельного участка, в данном случае красные линии обозначают не существующие, а планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Согласно п.п. 2 п. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В силу п.7 указанной нормы использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Аналогичные положения установлены в п. 5 ст. 7 Правил землепользования и застройки г. Ижевска, утвержденных решением Городской Думы г. Ижевска от 27.11.2007г. № 344 (далее - Правила землепользования и застройки от 27.11.2007г. №344).
Нормативно-правовой акт, регулирующий такое использование земельных участков, в настоящее время не установлен. Однако отказ в реализации законного права не может быть оправдан отсутствием специального законодательства.
Как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях. Так, в соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику предоставлено право свободного пользования, владения и распоряжения собственностью. Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ и п. 1 ст. 260 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.
Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и эти ограничения должны быть известны собственнику, что следует из положений ст. 56 ЗК РФ и ст. 280 ГК РФ.
Из системного толкования указанных норм следует, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, однако и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, только возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включение их в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.
Из материалов дела не усматривается введения ограничения прав заявителя на принадлежащий земельный участок в установленном порядке.
Градостроительный план земельного участка действительно содержит указание о расположении земельного участка в красных линиях. Однако в силу положений ст. 44 ГрК РФ градостроительный план земельного участка не является способом ограничения прав собственника.
Судом установлено, что разрешенное использование большей части земельного участка не соответствует Правилам землепользования и застройки от 27.11.2007 г. № 344.
Целью разработки Правил землепользования и застройки от 27.11.2007г. №344, как указано в Преамбуле, является обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства и обеспечение равенства участников градостроительных отношений, необходимость учета в градостроительных регламентах фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться, в том числе, с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Пунктом 8 ст. 36 ГрК РФ, п.6 ст.7 Правил землепользования и застройки от 27.11.2007г. №344 установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Положения Правил не содержат какие-либо конкретные сроки приведения видов разрешенного использования земли в соответствие с месторасположением планируемых (изменяемых, вновь образуемых) красных линий, как и не содержат ограничения прав собственников индивидуальных жилых домов по возведению объектов индивидуального строительства в зависимости от планируемого прохождения красных линий.
Таким образом, с учетом 8 ст. 36 ГрК РФ, п.6 ст.7 Правил землепользования и застройки от 27.11.2007г. №344 осуществление разрешенного использования земельного участка – эксплуатация и обслуживание существующего жилого дома в данном случае не запрещено, несмотря на то, что участок расположен в красных линиях. Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждаемым уполномоченным органом исполнительной власти. На момент разрешения спора судом классификатор видов разрешенного использования земельных участков не принят. Документальных оснований предполагать, что существующий вид разрешенного пользования земельного участка исключает строительство индивидуального жилого дома, не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в выдаче заявителю разрешения на строительство не соответствуют части 13 статьи 51 ГрК РФ, нарушает права заявителя и создает препятствия к осуществлению его прав, следовательно, подлежат признанию незаконным, с последующим восстановлением нарушенного права истца - возложением на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанности выдать Ефимову С.В. разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
Требования Ефимова С.В. судом удовлетворены, следовательно, в силу ст.98 ГПК РФ, в его пользу с Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска подлежат взысканию понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковое заявление Ефимова ФИО6 о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска от <дата> за <номер> о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес> б.
Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> обязанность устранить в полном объеме нарушение прав Ефимова ФИО7 путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> б.
Взыскать с Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> в пользу Ефимова ФИО8 расходы по уплате государственной пошлины 200 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей <дата>.
Судья- Ю.В. Фролова