Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.о. Самара «27» июля 2012 года
Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Булыгина Р.В., при секретаре Коноваловой Я.А., с участием представителя заявителей – Иванова И.Ю., представителя Правительства Самарской области – Бочкарева В.А., представителя Министерства строительства Самарской области – Ефимова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крамаренко Константина Юрьевича, Викторовой Ольги Николаевны об оспаривании ненормативного правового акта Министерства строительства Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Крамаренко К.Ю. и Викторова О.Н. обратились в суд с заявлением к Министерству строительства Самарской области об оспаривании решения органа государственной власти, ссылаясь на то, что Крамаренко К.Ю. на праве собственности принадлежат три земельных участка: кадастровый номер №, площадью № кв.м., кадастровый номер №, площадью №.м., кадастровый номер № площадью № кв.м., расположенные по адресу: <адрес> Викторовой О.Н. на праве собственности принадлежат девять земельных участков: кадастровый номер №, площадью № кв.м., кадастровый номер №, площадью № кв.м., кадастровый номер №, площадью № кв.м., кадастровый номер №, площадью № кв.м., кадастровый номер №, площадью № кв.м., кадастровый номер № площадью № кв.м., кадастровый номер №, площадью № кв.м., кадастровый номер №, площадью № кв.м., кадастровый номер №, площадью № кв.м., расположенные по адресу: <адрес> Данные земельные участки имеют категорию земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для производства сельскохозяйственной продукции.
ДД.ММ.ГГГГ Крамаренко К.Ю. и Викторова О.Н. обратились с заявлением о включении указанных Земельных участков в границы <адрес> муниципального района <адрес> с переводом их из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов с видом разрешенного использования земельных участков – для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Заявления Крамаренко К.Ю. и Викторовой О.Н. мотивированы тем, что в селе <адрес> остро стоит проблема нехватки жилья, так как темпы жилищного строительства сдерживаются отсутствием свободных площадок в существующих границах населенного пункта. Данные Земельные участки находятся вблизи от границ села <адрес> и занимают удобное местоположение в системе расселения и административно-территориального деления <адрес>, обеспечены транспортной инфраструктурой и транспортной доступностью до областного центра – <адрес>, характеризуются спокойным рельефом, экологически благоприятной обстановкой. Здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства на Земельных участках отсутствуют. Размещение объектов капитального строительства местного значения на данных Земельных участках не планируется. Использование указанных Земельных участков в сельскохозяйственных целях нецелесообразно в связи с убыточностью производства сельскохозяйственной продукции, высокими затратами на химические удобрения, а также необходимостью территориального развития села <адрес>, в том числе, в целях жилищного строительства, так как спрос на жилье в данном населенной пункте очень большой.
ДД.ММ.ГГГГ Главой сельского поселения <адрес> в адрес Министерства строительства Самарской области было направлено Заключение (исх.№, №, №) о возможности и целесообразности включения указанных Земельных участков в границы села <адрес>, изменения границ поселка и установления вида разрешенного использования – для комплексного освоения в целях жилищного строительства. При этом, указанное Заключение было мотивировано отсутствием свободных площадок в существующих границах населенного пункта, необходимостью территориального развития села <адрес> необходимостью разработки документации по планировке территории на указанные земельные участки, необходимостью обеспечения села <адрес> объектами инженерной и коммунальной инфраструктуры, отсутствием генерального плана сельского поселения Подъем-Михайловка и правил землепользования и застройки сельского поселения <адрес>, утвержденных в установленном законом порядке. По мнению администрации сельского поселения <адрес> включение вышеуказанных земельных участков в границы села <адрес> для комплексного освоения в целях жилищного строительства не препятствует реализации мероприятий, закрепленных в схеме территориального планирования муниципального района <адрес> <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства Самарской области направило письмо исх.№, согласно которого во включении земельных участков в границы села <адрес> отказано, со ссылкой на то, что испрашиваемые земельные участки не входят в состав земель, планируемых для освоения в целях жилищного строительства.
Судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены Правительство Самарской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Администрация сельского поселения Подъем-Михайловка, Администрация муниципального района Волжский Самарской области.
Представитель Министерства строительства Самарской области возражал против удовлетворения заявления. Согласно представленного отзыва, территориальное развитие испрашиваемых земельных участков в целях жилищного строительства не предусмотрено схемой территориального планирования муниципального района <адрес>, утвержденной решением Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ №.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области представило отзыв, из которого следует, что изменение границ земельных участков должны оформляться правовыми актами Минстроя, рассмотрение данного вопроса не относится к предметам ведения Минсельхоза, просит рассмотреть заявление Крамаренко К.Ю. и Викторовой О.Н. в отсутствие представителя Минсельхоза.
Представитель Правительства Самарской области поддержал позицию представителя Министерство строительства Самарской области, полагает, что решение вопроса о включении данных земельных участков в границы населенного пункта <адрес> относится к компетенции Минстроя, просил отказать в удовлетворении заявления.
Иные третьи лица, привлеченные к участию в деле, не явились, своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает, что заявление Крамаренко К.Ю. и Викторовой О.Н. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, Законом о переводе земель №172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Пунктом 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ законодатель установил, что перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о переводе земель №172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В части 1 ст. 8 Закона о переводе земель №172-ФЗ закреплено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 ст. 4.1. ФЗ от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31.12.2012 г., включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном данной статьей. Порядок обращения заявителя о включении земельного участка в границы населенных пунктов определен в ч. 4 ст. 4.1. Вводного закона №191-ФЗ, согласно которого физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Согласно ч. 5 ст. 4.1 Вводного закона №191-ФЗ очередь орган местного самоуправления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Частью 2 ст. 4.1. Вводного закона №191-ФЗ определено, что в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков. При этом, как следует из ч. 5 ст. 4.1. Вводного закона №191-ФЗ включение земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования, проведение публичных слушаний не требуется.
В данной ситуации, исполнительным органом государственной власти <адрес> <адрес>, уполномоченным на принятие решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов, является Министерство строительства <адрес> <адрес>. Согласно п. 2.2. Положение о Министерстве строительства <адрес> <адрес>, Утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в рамках закрепленных предметов ведения Министерство в установленном порядке осуществляет на территории <адрес> включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В обосновании своих возражений, Министерство строительства Самарской области ссылается на положения п. 2 ч. 19 ст. 4.1. Вводного закона №191-ФЗ, согласно которому исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении.
Однако суд находит данный довод несостоятельным по следующим основаниям.
В силу положений статьи 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1. утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2. утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту - ГрК РФ) схема территориального планирования муниципального района содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;
4) карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).
Согласно пункта 5 части 5 статьи 19 ГрК РФ материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в текстовой форме содержат, в том числе, перечень земельных участков, расположенных на межселенных территориях и включаемых в границы населенных пунктов или исключаемых из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Таким образом, исходя из содержания перечисленных норм, схема территориального планирования муниципального района регулирует вопросы границ образуемых населенных пунктов и определения функциональных зон исключительно в отношении межселенных территорий и не касается вопросов определения границ поселения и городского округа.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план поселения и генерального плана городского округа содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно пункту 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана поселения и генерального плана городского округа в текстовой форме содержат, в том числе, перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Таким образом, именно генеральный план поселения и генеральный план городского округа является документом территориального планирования, который по своему назначению, закрепленному в ст. 23 ГрК РФ может определять границ населенных пунктов и карту функциональных зон поселения или городского округа.
Судом также установлено, что генеральный план сельского поселения <адрес> в данный момент не принят. Суд также учтена позиция администрации сельского поселения <адрес>, согласно которой включение вышеуказанных земельных участков в границы села <адрес> для комплексного освоения в целях жилищного строительства не препятствует реализации мероприятий, закрепленных в схеме территориального планирования муниципального района <адрес> <адрес>.
Учитывая, что испрашиваемые земельные участки полностью расположены на территории сельского поселения <адрес>, а межселенные территории в муниципальном районе <адрес> отсутствуют, ссылка на Схему территориального планирования муниципального района <адрес> суд находит не состоятельной, поскольку указанная Схема не может исходя из смысла ст.ст. 19 и 23 ГрК РФ предусматривать территориальное развитие села <адрес>, в том числе, для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Данный населенный пункт входит в состав сельского поселения <адрес>, как самостоятельного муниципального образования, а не в состав муниципального района <адрес>.
Возможность территориального развития села <адрес> может определяться в соответствии с действующим градостроительным законодательством лишь посредством утверждения генерального плана сельского поселения <адрес>, а он в установленном законом порядке не утвержден. По мнению суда, возражения Министерства строительства Самарской области о том, что Схема территориального планирования муниципального района <адрес> <адрес> не предусматривает комплексного освоения в целях жилищного строительства на указанных территориях, не основаны на законе.
Судом также установлено, что указанные земельные участки длительно время не используется по своему целевому назначению в связи с убыточностью производства сельскохозяйственной продукции, высокими затратами на химические удобрения.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
С учетом изложенного, оценив вышеуказанные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что отсутствуют законные препятствия к удовлетворению заявления Крамаренко К.Ю. и Викторовой О.Н., в связи с чем суд полагает, что на Министерства строительства Самарской области следует возложить обязанность принять решение по заявлению Крамаренко К.Ю. и Викторовой О.Н. о включении принадлежащих им земельных участков в границы села <адрес> муниципального района <адрес> с переводом данных земельных участков из категории из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов и установлении вида разрешенного использования земельных участков – для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Крамаренко Константина Юрьевича и Викторовой Ольги Николаевны к Министерству строительства Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ об отказе во включении земельных участков кадастровый номер кадастровый номер № кв.м., кадастровый номер № кв.м., кадастровый номер № кв.м., расположенные по адресу <адрес> принадлежащих на праве собственности Крамаренко Константину Юрьевичу, в границы села границы села <адрес> муниципального района <адрес> <адрес> с переводом данных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов и установлении вида разрешенного использования земельных участков – для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Обязать Министерство строительства Самарской области принять решение по заявлению Крамаренко Константина Юрьевича о включении земельных участков кадастровый номер кадастровый номер № кв.м., кадастровый номер № кв.м., кадастровый номер № кв.м., расположенные по адресу: <адрес> принадлежащих на праве собственности Крамаренко Константину Юрьевичу, в границы села границы села <адрес> муниципального района <адрес> области с переводом данных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов и установлении вида разрешенного использования земельных участков – для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области, выраженный в выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ об отказе во включении земельных участков кадастровый номер № кадастровый номер № кв.м., кадастровый номер № кв.м., кадастровый номер № кв.м., кадастровый номер № кв.м., кадастровый номер № кв.м., кадастровый номер № кв.м., кадастровый номер № кадастровый номер №.м., расположенные по адресу <адрес>, бывший колхоз «ФИО10 принадлежащих на праве собственности Викторовой Ольге Николаевне, в границы села границы села Подъем-Михайловка сельского поселения <адрес> с переводом данных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов и установлении вида разрешенного использования земельных участков – для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Обязать Министерство строительства Самарской области принять решение по заявлению Викторовой Ольги Николаевны о включении земельных участков кадастровый номер кадастровый номер № кв.м., кадастровый номер №., кадастровый номер №.м., кадастровый номер № кв.м., кадастровый номер № кв.м., кадастровый номер № кв.м., кадастровый номер № кв.м., кадастровый номер № кв.м., кадастровый номер № кв.м., расположенные по адресу: <адрес> принадлежащих на праве собственности Викторовой Ольге Николаевне, в границы села границы села <адрес> муниципального района Волжский <адрес> с переводом данных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов и установлении вида разрешенного использования земельных участков – для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 02.08.2012 г.
Судья Р.В. Булыгин