Именем Российской Федерации
09 апреля 2018 года Похвистневский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Федосеевой С.Л.,
с участием прокурора Евдокимова А.А.
при секретаре Шамшура Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Похвистнево гражданское дело № 2-349/18 по исковому заявлению Похвистневского межрайонного прокурора Самарской области в интересах Кондратьева Артема Сергеевича к Администрации городского округа Похвистнево Самарской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение
у с т а н о в и л:
Похвистневский межрайонный прокурор Самарской области, действуя в интересах Кондратьева А.С. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Похвистнево, указав, что Кондратьева А.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители ФИО1 и ФИО2 решением Похвистневского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Какого-либо собственного жилья Кондратьев А.С. не имеет. Проживает в одной квартире с матерью, лишенной в его отношении родительских прав. Администрация городского округа Похвистнево обязана обеспечивать жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Прокурор просил обязать Администрацию городского округа Похвистнево Самарской области предоставить Кондратьеву Артему Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
Кондратьев А.С. поддержал заявленные требования, указав, что своего жилья он не имеет, вынужден проживать в квартире у бабушки, общей площадью <данные изъяты> кв.м., совместно с ним проживает еще три человека. В ДД.ММ.ГГГГ он окончил учебное заведение, постоянно проживает на территории г.Похвистнево. Жильем до настоящего времени не обеспечен.
Представитель администрации городского округа Похвистнево Богомазов Д.Н. исковые требования не признал, указав, что Кондратьев А.С. включен в список очередности на получение жилья по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрацией были составлены списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по данной категории, списки направлены в Министерство строительства Самарской области, откуда финансирование данной жилищной программы осуществляется, но не в полном объеме. <данные изъяты> будет обеспечен жильем в порядке очередности. Обратное будет ущемлять права других граждан данной категории, включенных в Список ранее него.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежаще и заблаговременно, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в т.ч. жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Самарской области №135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4, 5 ст. 2 Закона Самарской области №135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В силу ст. 3 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в ч. 2 статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Статьей 4 указанного закона предусмотрен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу пункта 5 указанной статьи включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список со всеми документами, указанными в статье 5 настоящего Закона, представляемыми лично заявителями. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, заявление о включении которых в список подано в один и тот же день, включаются в список по времени подачи заявления.
Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список со всеми документами.
В судебном заседании было установлено, что Кондратьев А.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители ФИО1 и ФИО2 решением Похвистневского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.
Какого-либо собственного жилья Кондратьев А.С. не имеет, жилое помещение за ним не закреплено.
Кондратьев А.С. в ДД.ММ.ГГГГ окончил <данные изъяты>
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.Похвистнево Кондратьев А.С. был принят на учет для предоставления жилья по категории «детей-сирот», состоит в списках нуждающихся лиц за №.
Из ответа Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кондратьев А.С. жилых строений и приватизированного жилья в городском округе Похвистнево Самарской области не имеет.
Как следует из акта обследования жилищно-бытовых условий, справки о составе семьи Кондратьев А.С. проживает по адресу: <адрес> в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м. совместно со своей бабушкой ФИО8, дядей ФИО9, братом ФИО7, матерью ФИО2
В соответствии со ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (ред. от 10.03.2015) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в т.ч. проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях родителей, лишенных родительских прав, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Таким образом, судом было установлено, что Кондратьев А.С. является лицом, из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончил в ДД.ММ.ГГГГ обучение в учебном заведении, проживает по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.. квартира является муниципальной собственностью.
Суд признает невозможным проживание Кондратьева А.С.в жилом помещении по адресу: <адрес>, поскольку в указанной квартире проживает его мать, которая в его отношении лишена родительских прав, а так же в связи с тем, что в данном жилом помещении общая площадь, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
При указанных обстоятельствах, суд признает заявленные прокурором требования о возложении на Администрацию городского округа Похвистнево обязанности по обеспечению Кондратьева А.С. благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Администрацию городского округа Похвистнево предоставить Кондратьеву Артему Сергеевичу по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Похвистневский районный суд в месячный срок.
Мотивированное решение изготовлено 12.04.18 г.
Судья С.Л.Федосеева