РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2020 года г. Киренск
Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мельниковой М.В., при секретаре Карелиной Н.Г., с участием административного истца Петрова А.Е., представителя административного ответчика Валиулиной А.П., рассмотрев открытом судебном заседании административное дело № 2а-119/2020 по административному иску Петрова Артема Евгеньевича к МО МВД России «Киренский», ГУ МВД России по Иркутской области, МВД России о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей
УСТАНОВИЛ:
Петров А.Е. обратился в суд с исковым заявлением к МО МВД России «Киренский», Министерству финансов Российской Федерации, указав, что 05.04.2019 он был этапирован с СИЗО-1 г.Иркутска в ИВС МО МВД России «Киренский» для проведения следственных действий. В нарушение Федерального закона от 15.07.1995 № 13-ФЗ «О содержании по стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в условиях ИВС его продержали 24 дня по 29.04.2019. Поскольку в установленный законом десятидневный срок он не был этапирован в СИЗО-1 г.Иркутска, он был вынужден отказаться от приема пищи и воды. 15.05.2019 он вновь был этапирован с СИЗО-1 г.Иркутска в ИВС МО МВД России «Киренский» для проведения следственных действий. В связи с тем, что в условиях ИВС его содержали более 10 дней, 30.05.2019 он был вынужден прибегнуть к членовредительству, в связи с чем 05.06.2019 он был этапирован в СИЗО-1 г.Иркутска. По факту членовредительства проведена проверка и было установлено, что истец содержался в условиях ИВС более 10 суток, органы прокуратуры направили в МО МВД России «Киренский» предписание о недопустимости нарушения.Считает, что МО МВД России «Киренский» нарушил его права, предусмотренные Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ, и его право на гуманное обращение. Его содержание в ИВС в период с 05.04.2019 по 29.04.2019, с 15.05.2019 по 05.06.2019 было одиночным, что также является нарушением, так как одиночное содержание без мотивированного постановления или заявления, содержащегося под стражей, запрещено. Подобные издевательства отражаются на психическом здоровье человека. Его не имели права содержать в условиях ИВС более 10 дней, были обязаны принять меры для устранения нарушений его прав после его отказа от приема пищи и воды, не имели права бездействовать в течение 7 дней, не имели права повторно нарушать его права и требования закона, не имели права принуждать человека к крайним мерам – членовредительству.На основании изложенного, просил признать действия (бездействие) МО МВД России «Киренский» незаконными, взыскать с казны РФ в его пользу компенсацию морального вреда: за одиночное содержание в условиях ИВС МО МВД России «Киренский» сроком более 10 дней в период времени с 05.04.2019 по 29.04.2019 – 150 000 руб., за вынужденный отказ от приема пищи и воды в период времени с 17.04.2019 по 24.04.2019, в связи с нарушением его прав, - 150 000 руб., за повторное одиночное содержание в условиях ИВС МО МВД России «Киренский» сроком более 10 дней – 150 000 руб., за доведение до членовредительства, нанесения себе телесных повреждений, в связи с нарушением его прав сотрудниками МО МВД России «Киренский» - 300 000 руб.
В ходе судебного разбирательства Петров А.Е. в порядке ст. 46 КАС РФ уточнил заявленные исковые требования, указав в обоснование уточненных требований, что согласно журналу выводов обвиняемого Петрова А.Е. следственные действия с его участием в апреле 2019 года не проводились. Необходимость его этапирования в ИВС МО МВД России «Киренский» заключалась в необходимости присутствия на рассмотрении ходатайства следователя о продлении срока содержания под стражей Киренским районным судом 09.04.2019.Документов, подтверждающих необходимость его дальнейшего содержания в условиях ИВС свыше 10 суток, не имеется. В камерах ИВС МО МВД России «Киренский» отсутствует естественное освещение. Искусственное освещение не соответствует требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03 Таблица 1 (показатели освещенности помещений жилых зданий). Естественное освещение отсутствует, так как нет окон, установленных в соответствии с Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России, введенной в действие протоколом МВД России от 12.05.1995 № 1-95. В соответствии с п.3.9 естественное освещение в камерах следует принимать согласно требованиям СПиП 11-4-79. При этом отношение световых проемов этих помещений к площади пола должно быть не менее 1:8. Размер оконных проемов должен составлять не менее 1,2 м по высоте и 0,9 м по ширине (п.17.11, 17.12). Искусственное освещение обеспечивается в камерах одной лампочкой накаливания, закрытой рассеивателем (светильником). Из-за особенной светильника максимальная мощность лампочки 100 Вт не может дать освещение помещения с постоянным пребыванием человека в 150-160 л.к. Из-за отсутствия нормального освещения в камере от долгого чтения либо при написании обращений начинают болеть глаза. В связи с нахождением камер в подвале, в ИВС МО МВД России «Киренский» холодно. Бетонные полы застелены фанерой, толщиной 10 мм, прямо на бетон, без какой-либо воздушной подушки, поэтому полы всегда холодные. В прогулочном дворе находится туалет с обычной выгребной ямой и примыкающим вольером для собак, что создает довольно неприятный запах при прогулке. Отсутствие санитарных дней, в которые можно было бы принять душ, либо умыться полностью, приводит к тому, что на 10 сутки от человека начинает неприятно пахнуть. О том, что ванна, стоящая в туалете для дежурной смены, может использоваться по каким-то заявлениям, он не знал, информация об этом отсутствует. Написание заявления для принятия душа законом не предусмотрено. Кроме того в ИВС МО МВД России «Киренский» постоянно гудит вентиляционная система. Во время пребывания в ИВС МО МВД России «Киренский» невозможно осуществлять защиту по уголовному делу. Направляемые обращения в инстанции либо не доходят, либо не уходят, либо направляются не в указанный в обращении адрес. Во время пребывания в ИВС МО МВД России «Киренский» человеку необходимо привыкнуть к тому, что естественные нужды приходится справлять с открытой дверцей, так как с закрытой дверцей в туалет человек не помещается. В камере нет стола, за которым можно спокойно писать, а с койки ночью можно упасть, потому что они узкие, на них даже стандартный матрац в ширину не помещается. Из-за совокупности всех вышеперечисленных причин он отказался от приема пищи и воды. 15.05.2019 он по непонятным причинам был этапирован в ИВС МО МВД России «Киренский» по постановлению следователя Киренского МСО СУ СК России по Иркутской области от 13.05.2019. Как следует из копии журнала выводов МО МВД России «Киренский», какие-либо следственные действия с его участием не проводились.Более того, никакие следственные действия не могли проводиться, поскольку 16.05.2019 уголовное дело было передано с обвинительным заключением прокурору Киренского района. 29.05.2019 его обязаны были этапировать в СИЗО-1. 30.05.2019, получив его заявление об отказе от приема пищи и воды, в связи с повторным нарушением его прав, ему должны были разъяснить причины его необоснованного содержания в условиях пытки, либо устранить нарушения. Видя бездействие и продолжение пыток, он вскрыл себе живот. Прошла проверка и 05.06.2019 его вывезли в СИЗО-1. В ходе содержания в ИВС МО МВД Росии «Киренский» были неоднократно нарушены его права на обращение в государственные органы и на доступ к правосудию, право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации. Так, 05.06.2019 им было направлено заявление в адрес министра МВД России, конверт поступил пустой. 11.12.2019 им было направлено заявление в адрес Иркутского областного суда, заявление направили не в адрес назначения. 13.12.2019 им было направлено заявление в адрес прокурора Иркутской области, ему вернули заявление, потребовав указания полных реквизитов, что незаконно. На просьбу дать ему полный адрес, ему было отказано. Информация, представляемая в ИВС в брошюрах от 2014 года, устаревшая и содержит уже давно не существующие законы. 20.03.2020 им направлено обращение в Киренский районный суд, однако в суд оно поступило только 06.04.2020. Получив уведомление 11.12.2019 о том, что его заявление направлено не в указанный адрес, 12.12.2019 он вскрыл пах и в таком виде приехал в Киренский районный суд. Из представленного суточного меню он узнал, что за весь период его содержания в ИВС МО МВД России «Киренский» на протяжении двух лет, его не докармливают. Он ни разу не получал второго блюда на обед. Все блюда забираются перед обедом и хранятся где-то в ИВС, по мере необходимости подогреваются, что никак нельзя назвать свежеприготовленной пищей. На выходные и праздничные дни еда забирается заранее и также хранится в ИВС. На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие МО МВД России «Киренский», выразившиеся в незаконном и необоснованном содержании в условиях ИВС МО МВД России «Киренский» более 10 суток в период с 05.04.2019 по 29.04.2019; взыскать 150 000 руб. за одиночное содержание в условиях ИВС, нарушающих право на личную безопасность и охрану здоровья, право на обращение в государственные органы, право на доступ к правосудию, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питание, прогулки за период времени с 05.04.2019 по 29.04.2019; взыскать 150 000 руб. - за истязание, содержание без воды и пищи в период с 17.04.2019 по 24.04.2019. Также просит признать незаконными действия МО МВД России «Киренский», выразившиеся в незаконном и необоснованном содержании в условиях, нарушающих право на личную безопасность и охрану здоровья, права на обращение в государственные органы, право на доступ к правосудию, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питания, прогулки в период с 15.05.2019 по 05.06.2019;взыскать 150 000 руб. - за необоснованное содержание условиях одиночного содержания, нарушающих его вышеперечисленные права; 300 000 руб. - за бездействие и доведение до членовредительства; 300 000 руб. – за нарушение прав на обращение в государственные органы и на доступ к правосудию, право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; 300 000 руб. – за доведение до суицида путем систематического нарушения права доступа к правосудию и права на обращение в государственные органы; 500 000 руб. – за не предоставление достаточного питания.В связи с отсутствием банковских счетов, открытых на его имя, просил перечислить подлежащую взысканию денежную сумму на счет его матери № 40817810718352226578, открытый на имя Петровой Людмилы Григорьевныв Байкальском Банке ПАО Сбербанк, БИК 042520607, ИНН 7707083893, КПП 381143001, к/с 30101810900000000607. Также просил восстановить срок для обращения с иском в суд.
Определением суда от 19.03.2020 произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства финансов Российской Федерации на надлежащего Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Определением суда от 22.05.2020 осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГУ МВД России по Иркутской области.
Административный истец Петров А.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в административном иске и уточнении к нему. Дополнительно указал суду, что указанные им нарушения имели место на протяжении всех его периодов содержания в ИВС МО МВД России «Киренский», начиная с момента его задержания.
Представитель административного ответчика МО МВД России «Киренский» Валиулина А.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленного административного иска, просила в удовлетворении требований отказать. Из письменных возражений на административный иск следует, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих незаконность действий сотрудников органов внутренних дел при содержании его под стражей. Истец был задержан по подозрению в совершении преступления. На основании постановления Киренского районного суда от 12.07.2018 Петрову А.Е. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В указанные истцом периоды его перевод в ИВС производился на основании постановлений следователей Киренского МСО СУ СК России по Иркутской области, судьи Киренского районного суда. Основания для перевода истца из СИЗО-1 в ИВС являются законными. Нахождение Петрова А.Е. в ИВС МО МВД России «Киренский» свыше сроков, установленных ст. 13 Федерального закона № 103-ФЗ, действительно имело место. Однако данное обстоятельство связано с необходимостью проведения судебных заседаний с участием Петрова А.Е. для решения вопроса о продлении сроков содержания под стражей, решения вопроса по жалобам Петрова А.Е. на действия следственных органов содержания под стражей, для участия Петрова А.Е. в рассмотрении уголовного дела. Факт нарушения сроков содержания в ИВС не является безусловным основанием для возмещения морального вреда, поскольку сами по себе не свидетельствует о нарушении личных неимущественных прав истца либо о посягательстве на принадлежащие ему другие материальные блага и причинении ему морального вреда. Само по себе содержание в ИВС нельзя рассматривать как бесчеловечное или унижающее достоинство, поскольку содержание под стражей продиктовано, прежде всего, требованиями обеспечения безопасности лиц, содержащихся под стражей, конвоя и сотрудников ИВС, и не носят цели нарушить гражданские и иные права истца Петрова А.Е. Незначительно превышение сроков содержания Петрова А.Е. в ИВС не могло причинить ему физические, моральные и нравственные страдания в такой степени, в которой они приравниваются к пыткам, так как условия содержания под стражей признаны уполномоченными организациями удовлетворительными и соответствующими установленным требованиям, нарушений прав и законных интересов Петрова А.Е. не установлено. Истцом не представлено обоснованных доказательств противоправности действий сотрудников ИВС, причиняющих ему физические, моральные и нравственные страдания, приравниваемые к пыткам, а также доказательств самого факта наступления вреда.О факте отказа Петрова А.Е. от приема пищи и воды с 05.04.2019 по 29.04.2019, с15.05.2019 по 05.06.2019 было доложено врио начальника МО МВД России «Киренский» Самойлову А.Ю., прокурору Киренского района Назарову К.Г., следователю Киренского МСО СУ СК России по Иркутской области Абгалдаеву А.В. После этого Петров А.Е. был осмотрен и опрошен фельдшером ИВС, на состояние здоровья жалоб не поступило. Со стороны сотрудников ИВС за Петровым А.Е. был усилен контроль. Кроме того, в указанный период Петров А.Е, был обеспечен бесплатным трехразовым питанием. В течение 2019-2020 года на основании многочисленных жалоб Петрова А.Е. врачом по общей гигиене центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ «МСЧ МВД России по Иркутской области» Тыхеевым В.В. проводилась проверка условий содержания и соблюдения прав человека в ИВС МО МВД России «Киренский», в результате которой нарушений условий содержания подозреваемых, обвиняемых и соблюдения их прав в общем, и в частности Петрова А.Е., не установлено. Просит отказать Петрову А.Е. в восстановлении срока для обращения с иском в суд, а также отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель административных ответчиков МВД России и ГУ МВД России по Иркутской области Артамохина М.В., действующая на основании доверенностей, в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена надлежаще. Суду представлены письменные возражения, согласно которым административный ответчик считает требования Петрова А.Е. не подлежащими удовлетворению. Истцом не представлено доказательств установления каких-либо нарушений действующего законодательства в отношении него, наступления вреда или каких-либо негативных последствий его содержания в ИВС, не представлено доказательств причинения истцу нравственных и физических страданий. Доводы истца о вынужденности принятия им решения об отказе от приема пищи и воды, а также нанесения себе телесных повреждений при содержании в ИВС, ничем не подтверждены. Данные решения приняты им самостоятельно и не свидетельствуют об обоснованности заявленных требований о компенсации морального вреда. Кроме того, Петровым А.Е. пропущен процессуальный срок для обращения в суд с заявленными требованиями. О нарушении своих прав Петров А.Е. узнал в апреле 2019 года (по 1 факту содержания в ИВС) и в июне 2019 года (по 2 факту). Вместе с тем, с иском в суд Петров А.Е. обратился только 14.02.2020, то есть за пределами установленного законом срока на обращение в суд за разрешением заявленных им требований. Просит в удовлетворении иска отказать, в том числе, применив последствия пропуска процессуальных сроков.
Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы настоящего административного дела, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5 ст. 227.1 КАС РФ).
В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими.
Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.1998 N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также ряд Протоколов к ней, и в соответствии со статьей 46 данной Конвенции признает ipsofacto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.
Статьей 3 Конвенции установлен запрет на применение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47) принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах должно осуществляться в соответствии спринципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Условия и порядок содержания лиц под стражей регламентированы Федеральным закономРФ от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 № 189.
Согласност.17.1 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Петров А.Е. являлся подсудимым по уголовному делу, возбужденному в отношении него в совершении ряда преступлений, предусмотренных ст.ст. 131, 132 УК РФ, находившегося в производстве Киренского районного суда Иркутской области. Постановлением Киренского районного суда Иркутской области от 12.07.2018 в отношении Петрова А.Е. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В дальнейшем срок содержания Петрова А.Е. под стражей неоднократно продлевался.
В период предварительного следствия и рассмотрения уголовного дела судом Петров А.Е. содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области и ИВС МО МВД России «Киренский». В частности Петров А.Е. содержался в ИВС МО МВД России «Киренский» в камере № 2 в периоды с 10.07.2018 по 25.07.2018, с 05.10.2018 по 17.10.2018, с 02.11.2018 по 14.11.2018, в камере № 1 в периоды с 30.11.2018 по 12.12.2018, с11.01.2019 по 23.01.2019, с 08.02.2019 по 20.02.2019, с 08.03.2019 по 20.03.2019, с 05.04.2019 по 29.04.2019, в камере № 2 в период с15.05.2019 по 05.06.2019, в камере № 1 в периоды с 28.06.2019 по 13.07.2019, с 24.08.2019 по 02.09.2019, с 02.10.2019 по 14.10.2019, с 13.11.2019 по 25.11.2019, с 10.12.2019 по 23.12.2019, с 15.01.2020 по 27.01.2020, с 13.02.2020 по 24.02.2020, с 11.03.2020 по 23.03.2020, с 15.05.2020 по 25.05.2020, с 10.06.2020 по 22.06.2020, с 22.07.2020 по 03.08.2020, с 21.08.2020.
Проверяя доводы административного истца о нарушении условий содержания под стражей в ИВС МО МВД России «Киренский», суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.7 Федерального закона № 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.
В соответствии со ст.32 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона. Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в следующих случаях: при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона; в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других подозреваемых или обвиняемых; при наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об одиночном содержании; при размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах.
Согласно ст. 33 Федерального закона № 103-ФЗ отдельно от других подозреваемых и обвиняемых в камерах должны содержатся, в том числе подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: изнасилование; насильственные действия сексуального характера; по решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе: получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб; на личную безопасность в местах содержания под стражей; обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов; вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями; получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка; пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми; заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, в том числе предоставляется индивидуальное спальное место. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно сведениям, представленным МО МВД России «Киренский» Петров А.Е. содержался в ИВС МО МВД России «Киренский» один в камере № 1 в период с 05.04.2019 по 29.04.2019, один в камере № 2 в период с 15.05.2019 по 05.06.2019. Указанные камеры являются двухместными, оборудованы двухъярусными нарами, столом, скамейкой, санитарным узлом, тумбой, вешалкой, полкой для туалетных принадлежностей, радиодинамиком, вытяжной вентиляцией, площадь каждой камеры составляет 8,92 кв.м., что подтверждается планом-схемой, актами комиссионного обследования ИВС МО МВД России «Киренский» от 24.04.2019, 26.07.2019, 23.12.2019, 21.08.2020 и не было оспорено административным истцом.
Таким образом, Петров А.Е. в указанные периоды содержался один в общих камерах отдельно от других подозреваемых и обвиняемых в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона № 103-ФЗ, поскольку он обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 131, 132 УК РФ. В данном случае мотивированного постановления начальника места содержания под стражей, санкционированного прокурором не требовалось. Площадь и количество спальных мест соответствовало требованиям ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ. В данной части нарушений условий содержания под стражей судом не установлено, в связи с чем довод Петрова А.Е. о его незаконном одиночном содержании в период с 05.04.2019 по 29.04.2019 и с 15.05.2019 по 05.06.2019 является необоснованным.
При этом, судом установлено и не было оспорено административными ответчиками, что в периоды с 05.04.2019 по 29.04.2019, с 15.05.2019 по 05.06.2019 Петров А.Е. в нарушение ст. 13 Федерального закона № 103-ФЗ содержался в ИВС МО МВД России «Киренский» свыше установленного законом десятидневного срока.
Не оспаривая данный факт, административный ответчик МО МВД России «Киренский» ссылается на то, что содержание Петрова А.Е. в ИВС МО МВД России «Киренский» осуществлялось на основании постановлений суда, следователя, которые в силу действующего уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, являются обязательными для исполнения сотрудниками МО МВД России «Киренский».
Между тем, нормы ст. 13 вышеназванного Федерального закона № 103-ФЗ, не предусматривают каких-либо изъятий, позволяющих содержать в ИВС арестованных сверх установленного срока, в связи с чем, доводы представителя административного ответчика не могут быть признаны разумными, опровергающими доводы Петрова А.Е. о нарушении его права на содержание в ИВС в установленные законом сроки.
Довод административного истца о не предоставлении достаточного питания в период его содержаний в ИВС нашел свое подтверждение.
Так, в соответствии со ст. 22 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 N 205 утверждены нормы питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской.
В соответствии с требованиями указанного постановления Приказом МВД России от 19.10.2012 N 966 установлен Порядок применения норм питания и материально-бытового обеспечения для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время.
В соответствии с п.п. 3, 3.1 указанного Порядка, задержанные обеспечиваются трехразовым горячим питанием (завтрак, обед и ужин) по раскладкам продуктов, составляемым подразделением (организацией) тылового обеспечения территориального органа МВД России на региональном уровне в расчете на один квартал. В случае отсутствия в территориальном органе МВД России возможности приготовления горячей пищи ее приготовление и доставка в территориальный орган МВД России организуются на договорной основе предприятиями общественного питания.
Административным ответчиком представлены нормы питания для лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания и специальных приемниках из расчета на 1 человека, утвержденные начальником тыла ГУ МВД России по Иркутской области в октябре 2017 года и в мае 2019 года, из которых следует, что предельная стоимость обеспечения суточным довольствием лиц, содержащихся в ИВС, для мужчин с 01.01.2018 составляла 200 руб., с 01.01.2020 – 201 руб.
Услуги по питанию следственно-арестованных МО МВД России «Киренский» оказываются ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» в соответствии с заключенными договорами № 64-06/19-д от 31.05.2019, № 01-01/19-д от 09.01.2019, № 103-10/19-д от 30.10.2019, № 104-10/19-д от 30.10.2019, из которых следует, что исполнитель ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» обязуется отказать услуги по обеспечению трехразовым питанием следственно-арестованных в соответствии с согласованным заказчиком МО МВД России «Киренский» меню (Приложение № 1). Стоимость услуг составляет 206 руб., из расчета на 1 человека в сутки.
Из представленных приложений к указанным договорам следует, что в соответствии с согласованным среднесуточным меню лица, содержащиеся в ИВС МО МВД России «Киренский», должны обеспечиваться трехразовым питанием, состоящим из завтрака, обеда и ужина. На завтрак должны быть предоставлены - каша, чай и булочка, на обед – суп (щи), второе блюдо (гречка, котлета), хлеб, чай; на ужин – второе блюдо (рис, жареная рыба), хлеб, чай.
Проанализировав представленные МО МВД России «Киренский» накладные на получение продуктов питания за 2019-2020 год, суд установил, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС МО МВД России «Киренский», в том числе Петров А.Е., не обеспечивались достаточным питанием в соответствии с установленным меню, а именно отсутствовало второе блюдо на обед. Кроме того, из пояснений административного истца следует, что каша ему предоставлялась в обед вместо завтрака. Указанные обстоятельства представителем административного ответчика в судебном заседании не оспаривались.
Также из имеющихся в деле актов от 19.04.2019, 22.04.2019, составленных заместителем прокурора Киренского района Зограбяном А.Д., следует, что прокуратурой Киренского района проводилась проверка законности задержания (доставления, содержания) подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений (лиц, совершивших административные правонарушения) в ИВС МО МВД России «Киренский», в результате которой было установлено, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, в том числе Петров А.Е., обеспечивались только двухразовым горячим питанием.
При этом, довод административного истца о его истязании и содержании без воды и пищи в ИВС МО ВМД России «Киренский» является необоснованным, поскольку из материалов дела и пояснений самого административного истца следует, что решение об отказе от принятия воды и пищи было принято им добровольно. Из представленных накладных на поставленные блюда следует, что сотрудниками ИВС МО МВД России «Киренский» обеспечивалось питание подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС, в том числе Петрова А.Е. Из справки врио начальника ИВС МО ВМД России «Киренский» Кулебякина В.П. следует, что о факте отказа Петрова А.Е. от приема пищи и воды было доложено врио начальника МО МВД России «Киренский» Самойлову А.Ю., прокурору Киренского района Назарову К.Г., следователю Киренского МСО СУ СК России по Иркутской области Абгалдаеву А.В., в производстве которого находилось уголовное дело. После чего Петров А.Е. осмотрен и опрошен фельдшером ИВС МО МВД, на состояние здоровья жалоб не поступило, что также подтверждается копией журнала регистрации оказания медицинской помощи. Со стороны сотрудников ИВС МО МВД России «Киренский» за Петровым А.Е. усилен контроль. Таким образом, сотрудниками ИВС МО МВД России «Киренский» выполнены предусмотренные ст. 42 Федерального закона № 103-ФЗ обязанности по извещению органа, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, Петров А.Е. осмотрен медицинским работником и за ним был усилен контроль со стороны сотрудников ИВС МО МВД России «Киренский». При этом, в силу требований указанного Федерального закона, отказ от приема пищи подозреваемого или обвиняемого не препятствует его этапированию или конвоированию в другие места содержания под стражей, а также участию в следственных действиях и судебных заседаниях.
Довод административного истца о не предоставлении ему возможности помывки в душе в периоды его содержаний в ИВС МО МВД России «Киренский»нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.
Так, в соответствии с п.47 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, подозреваемые и обвиняемые не реже одного раза в неделю проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Из представленной копий журналов регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер ИВС также следует, что Петрову А.Е. в нарушение требований, установленных вышеуказанными правилами, не предоставлялась возможность помывки в душе в периоды его содержаний в ИВС МО МВД России «Киренский» с 11.01.2019 по 23.01.2019, с 08.02.2019 по 20.02.2019, с 08.03.2019 по 20.03.2019, с 28.06.2019 по 13.07.2019, с 24.08.2019 по 02.09.2019, с 13.11.2019 по 25.11.2019, с 10.12.2019 по 23.12.2019, с 15.05.2020 по 25.05.2020, с 10.06.2020 по 22.06.2020. В периоды пребываний Петрова А.Е. в ИВС с 05.04.2019 по 29.04.2019 (три недели), с 15.05.2019 по 05.06.2019 (три недели) возможность помывки в душе предоставлена только 25.04.2019, при этом время помывки в душе составило менее 15 минут (с 19.15 часов до 19.25 часов), и 28.05.2019. В период пребывания Петрова А.Е. в ИВС с 02.10.2019 по 14.10.2019 в возможность помывки в душе предоставлена 10.10.2019, при этом время помывки в душе составило менее 15 минут (с 18.30 часов до 18.40 часов). В периоды пребывания Петрова А.Е. в ИВС с 15.01.2020 по 27.01.2020, с 13.02.2020 по 24.02.2020, с 11.03.2020 по 23.03.2020, с 22.07.2020 по 03.08.2020, возможность помывки в душе Петрову А.Е не предоставлялась, вместо этого предоставлялась возможность побриться 19.01.2020 (10 мин.), 21.02.2020 (6 мин.), 16.03.2020 (5 мин.), 28.07.2020 (8 мин.).
Довод административного ответчика о том, что Петрову А.Е. не предоставлялась возможность помывки в душе в период нахождения в ИВС с 05.04.2019 по 29.04.2019, с 15.05.2019 по 05.06.2019, в связи с отсутствием устных и письменных заявлений, суд находит несостоятельным, поскольку отсутствие таких заявлений со стороны Петрова А.Е. не является основанием для не предоставления истцу предусмотренного законом права.
Также в своих доводах административный истец ссылался на недостаточность искусственного и естественного освещения в камерах ИВС МО МВД России «Киренский».
В соответствии с Европейскими пенитенциарными правилами, принятыми 11.01.2006, во всех зданиях, где заключенные должны жить, работать или собираться, окна должны быть достаточно большими, чтобы заключенные могли читать или трудиться при естественном освещении в нормальных условиях, и обеспечивался приток свежего воздуха, кроме тех случаев, когда имеется соответствующая система кондиционирования воздуха; искусственное освещение должно соответствовать общепринятым техническим нормам.
Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003, помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение (п.2.1.1). Требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению в жилых помещениях изложены в таблице 1 указанных правил.
Доказательств того, что естественное освещение в камерах ИВС МО МВД России «Киренский» соответствует указанным требованиям, административными ответчиками не представлено.
Из представленных актов комиссионного обследования ИВС МО МВД России «Киренский» от 24.04.2019, 26.07.2019, 23.12.2019, 21.08.2020 следует, что в камере № 1 и № 2 установлены пластиковые окна размером 1000 мм х 400 мм, в то время как п.17.11 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (Свод правил - СП 12-95) предусмотрено, что отношение площади световых проемов камер к площади пола должно быть не менее 1:8. Размеры оконных проемов в ИВС должны составлять не менее 1,2 м по высоте и 0,9 м по ширине.
При этом, довод административного истца о несоответствии санитарным норма и правилам искусственного освещения в камерах опровергается актом от 28.02.2020 № 40/4-34-446, составленным врачом по общей гигиене Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ «МСЧ МВД России по Иркутской области». Согласно данному акту камеры для содержания спецконтингента ИВС МО МВД России «Киренский» оборудованы искусственным освещением, уровень искусственной освещенности во всех камерах составляет 150-160 люкс, что соответствует требованиям п.4 СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Проверка проводилась с использованием методов лабораторного контроля параметров искусственной освещенности прибором комбинированным (люксометр) ТКА-ПКМ зав. № 31 1087НТ (свидетельство о поверке № 389-1124 действительна до 28.10.2020).
Доводы административного истца о нарушении сотрудниками ИВС МО МВД России «Киренский» прав Петрова А.Е. на обращение в государственные органы и на доступ к правосудию частично нашли свое подтверждение при рассмотрении дела.
Согласно ст. 21 Федерального закона № 103-ФЗ предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, направляются через администрацию места содержания под стражей. Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, общественную наблюдательную комиссию, а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи. Жалобы на действия и решения суда, лица, производящего дознание, следователя или прокурора направляются в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, не позднее трех дней с момента их подачи.
Из имеющегося в деле материала проверки Прокуратуры Иркутской области, проведенной по заявлениям Петрова А.Е., следует, что прокуратурой Иркутской области 11.03.2020 в адрес заместителя начальника ГУ МВД России по Иркутской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в соответствии с которым должностными лицами МО МВД России «Киренский» не обеспечено исполнение требований ст. 21 Федерального закона № 103-ФЗ, заявления Петрова А.Е. от 11.12.2019 и 13.12.2019, адресованные в Иркутский областной суд и прокуратуру области, своевременно не были направлены в указанные органы. Вопреки требованиям федерального законодательства в направлении заявления от 13.12.2019 Петрову А.Е. было отказано по причине отсутствия адреса, по которому оно должно быть направлено. Указанные нарушения нашли свое подтверждение и были признаны обоснованными врио начальника УОООП ГУ МВД России по Иркутской области, виновные должностные лица МО МВД и ГУ МВД были привлечены к дисциплинарной ответственности, что подтверждается ответом ГУ МВД России по Иркутской области о рассмотрении представления прокуратуры Иркутской области, заключением служебной проверки от 20.03.2020.Также из письменного ответа прокуратуры Киренского района от 21.05.2020 на обращение Петрова А.Е. по факту несвоевременного направления жалобы на действия следователя следует, что 20.03.2020 Петровым А.Е. через администрацию ИВС МО МВД России «Киренский» направлена жалоба в порядке ст. 125 УПК РФ, адресованная в Киренский районный суд, которая принята и зарегистрирована 20.03.2020. Вместе с тем, согласно результатов служебной проверки, данных, подтверждающих факт своевременного направления жалобы в Киренский районный суд не имеется, тогда как она поступила в суд только 06.04.2020, что свидетельствует о наличии в действиях сотрудников МО МВД России «Киренский» нарушений требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, инструкции по делопроизводству в органах МВД, Федерального закона от 15.07.1995 № 103. По данному факту прокуратурой района в адрес руководства МО МВД России «Киренский» внесено представление.При этом из представленных документов следует, что иные доводы Петрова А.Е. о не направлении и ненадлежащем направлении заявлений, обращений, не подтвердились.
Довод Петрова А.Е. о том, что в камерах ИВС установлены узкие койки, и их размер не соответствует установленным требованиям, является несостоятельным. В соответствии с актами комиссионного обследования ИВС МО МВД России «Киренский» от 24.04.2019, 26.07.2019, 23.12.2019, 21.08.2020 размер двухъярусных нар в камерах составляет 2000х700, что соответствует минимальным стандартам, установленным ГОСТ 13025.2-85 с изменениями № 2 «Мебель бытовая. Функциональные размеры мебели для сидения и лежания», принятыми Протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 08.12.2004 N 26, введенными в действие на территории Российской Федерации с 1 октября 2005 года Приказом Ростехрегулирования от 17.05.2005 N 103-ст, и требованиям п. 17.3 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (Свод правил - СП 12-95).Так, согласно п.8 и таблице 3 ГОСТа 13025.2-85 размер одинарной кровати должен составлять: 1860-2050 мм в длину и 700, 800, 900 мм в длину. В соответствии с п.17.3 Свода правил - СП 12-95 в камерах ИВС должны быть установлены одноярусные или двухъярусные кровати с габаритными размерами 1,9м х 0,7м.
Также не нашел своего подтверждения довод административного истца о том, что в камерах ИВС холодно. В соответствии с актами комиссионного обследования ИВС МО МВД России «Киренский» от 24.04.2019, 26.07.2019, 23.12.2019, 21.08.2020, в соответствии с которыми камеры № 1 и № 2 оборудованы нагревательными приборами системы водяного отопления, температура в камерах на момент обследования составляла + 23 оС, температурный режим в летний и зимний период соответствует.
Согласно п. 19.10 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (Свод правил - СП 12-95) в камерах температура воздуха в холодный период должна составлять 18 оС.
В соответствии с требованиями «ГОСТ 30494-2011. Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», введенным в действие Приказом Росстандарта от 12.07.2012 N 191-ст, «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, допустимая температура воздуха в жилой комнате должна составлять: в теплый период года 20-28 оС, в холодный период года 18-24 оС.
Указанные требования в ИВС МО МВД России «Киренский» соблюдаются.
Доводы административного истца о том, что сотрудники МО МВД России «Киренский» довели его до членовредительства, нанесения себе телесных повреждений, вследствие его содержания в ИВС свыше установленного законом десятидневного срока, а также до суицида, путем систематического нарушения права доступа к правосудию и права на обращение в государственные органы, являются необоснованными. Из пояснений самого административного истца следует, что указанные им телесные повреждения он причинил себе самостоятельно.
Согласно объяснению Петрова А.Е. от 30.05.2019 из материала проверки, телесное повреждение в области живота им получены в результате того, что он споткнулся возле двери, ударился левым боком живота о стол, в результате чего расцарапал себе указанное место, каких-либо противоправных действий в отношении него не совершалось, телесные повреждения он получил по собственной неосторожности, от направления на судебно-медицинское освидетельствование отказывается.
Из представленной копии журнала следует, что 30.05.2019 Петров А.Е. был осмотрен врачом, от наложения швов отказался, его состояние оценивалось как удовлетворительное. По данному факту УУП МО МВД России «Киренский» Горбиным Д.А. вынесено постановление от 05.06.2019 об отказе в возбуждении уголовного дела.
Согласно сведениям ОГБУЗ «Киренская РБ» от 23.01.2020, 12.12.2019 в 10-30 на станцию скорой медицинской помощи поступил вызов сотрудниками полиции в ИВС МО МВД России «Киренский» следственно-арестованному Петрову А.Е. В сопровождении сотрудников полиции Петров А.Е. доставлен в поликлинику ОГБУЗ «Киренская РБ», в результате осмотра хирурга установлен диагноз: резаная рана паховой области, не проникающая. Выполнена обработка раны, наложены швы, антисептическая повязка. Со слов пациента Петрова А.Е., ранее он нанес себе сам сознательно. В госпитализации Петров А.Е. не нуждался.
Из протоколов медицинских освидетельствований, представленных Больницей-3 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России, следует, что 05.06.2020 у Петрова А.Е. в результате осмотра обнаружены резаная рана в области брюшной стенки слева, ссадина в области левого локтевого сустава, раны обработаны перекисью водорода, 23.12.2019 у Петрова А.Е. в результате осмотра обнаружена ушитая рана в паховой области справа, рекомендована консультация хирурга. Обстоятельств полученных травм Петров А.Е. при осмотре не пояснил.
Из материалов дела следует, что по факту обнаружения телесных повреждений у Петрова А.Е. 30.05.2019 следователем Усть-Кутского МСО СУ СК России по Иркутской области вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. По факту обнаружения телесных повреждений у Петрова А.Е. 12.12.2019 следователем Киренского МСО СУ СК России по Иркутской области также вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, при наличии вины. Право на компенсацию морального вреда потерпевший имеет также при условии наличия вины причинителя вреда. В силу ч.1 ст. 1083 ГК РФ вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.
Кроме того, в соответствии со ст. 36 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обязаны, в том числе не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью.
Таким образом, административнымистцом не представлено доказательств совершения сотрудниками МО МВД России «Киренский» противоправных действий в отношении него, направленных на причинение вреда, и доказательств причинно-следственной связи между противоправными действиями сотрудников МО МВД России «Киренский» и причиненными телесными повреждениямиу Петрова А.Е. Кроме того суд учитывает, что телесные повреждения у Петрова А.Е. возникли вследствие его же умышленных действий. Со стороны сотрудников ИВС МО МВД России «Киренский» медицинская помощь Петрову А.Е. была оказана.
Анализируя имеющиеся в деле доказательства, учитывая вышеизложенные положения закона, суд считает установленным факт того, что при содержании Петрова А.Е. под стражей в ИВС МО МВД России «Киренский» допущены нарушения условий содержания, выразившиеся в превышении срока содержания под стражей в ИВС в периоды с 05.04.2019 по 29.04.2019, с 15.05.2019 по 05.06.2019, не предоставлении достаточного питания по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации, не предоставлении возможности помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут не реже одного раза в неделю, недостаточности естественного освещения в камерах, нарушении права на обращение в государственные органы и на доступ к правосудию (нарушение правил отправки обращений и заявлений в государственные органы и суд).
Кроме того, суд учитывает, что в силу положений частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ и указанных выше разъяснений Верховного Суда Российской Федерации обязанность доказывания полного соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, административными ответчиками не опровергнуты иные доводы административного истца о нарушении условий содержания под стражей в ИВС МО МВД России «Киренский», выразившиеся в наличии высокого уровня шума в камерах от вентиляционного оборудования, в отсутствии приватности при отправлении истцом естественных потребностей в камерах (размер кабинки, в которой размещен унитаз, не позволяет отправлять естественные потребности с закрытой дверцей), в наличии неприятного запаха при прогулке в прогулочном дворе, исходящим от уличного туалета и вольера с собаками. Административными ответчиками не представлены доказательства соответствия уровня шума, издаваемого вентиляционным оборудованием, в камерах предельно допустимому уровню шума в помещении в соответствии с требованиями СП 51.13330.2011. Свод правил. Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003», утвержденными Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 825; не представлены доказательства размещения санузла в камере с соблюдениями требований достаточной приватности. Представитель административного ответчика МО МВД России «Киренский» в судебном заседании не опровергла факт использования МО МВД России «Киренский» служебных караульных собак, в том числе при осуществлении охраны мест содержания лиц под стражей, при этом каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии неприятного запаха в прогулочном дворе по причине содержания собак в вольере, административным ответчиком суду не представлено.
Допрошенный в судебном заседании по ходатайству административного истца в качестве свидетеляПономарев Б.М. показал суду, что он содержался под стражей в ИВС МО МВД России «Киренский» в 2019-2020 годах. Несколько раз совместно с ним в ИВС содержался Петров А.Е., находились они в разных камерах. На протяжении всего 2019 года ему не давали второго блюда в обеденное время, питание было двухразовое. Также в ИВС плохая шумоизоляция, вытяжка очень сильно шумит, а за окнами находится вольер с собаками, которые лают и мешают спать. В ИВС МО МВД России «Киренский» имеется душевая, однако он там ни разу не мылся. Он знал, что через 10 суток их должны выводить в душ сами сотрудники ИВС. Принимал ли Петров А.В. душ в период содержания в ИВС ему не известно. В камерах недостаточно освещения, так как свет в камерах не дневной, а от лампочки, дневной свет в камеры не попадает. Дверца в туалете закрывается не во всех камерах. Если присесть и закрыть дверцу, то будут мешать коленки, поэтому приходится посещать туалет с открытой дверцей. Петров А.Е. в апреле, мае, июне, июле 2019 года содержался один в общей двухместной камере. В прогулочном дворе имеется вольер, в котором находится четыре собаки, от которых исходит очень сильный запах. Матрац по размеру больше, чем сама кровать, из-за этого он съезжает.
Допрошенный в судебном заседании по ходатайству административного истца в качестве свидетеля Литвинцев М.Б. показал суду, что он содержался под стражей в ИВС МО МВД России «Киренский». Совместно с ним в январе, октябре 2019 года в ИВС содержался Петров А.Е., они находились в разных камерах. В камерах ИВС отсутствует естественное освещение, под окнами камер бегает собака и лает круглосуточно, тем самым не дает спать по ночам. В ИВС отсутствовало трехразовое питание, его кормили два раза в обед и вечером, завтрака ему не давали. На обед ему давали суп и сладкую кашу, и какие-нибудь пирожки, либо булочки. Вечером давали котлеты или рыбу, гарнир. Туалет в камере приходилось принимать с открытой дверью, так как кабинка туалета организована не должным образом, в ней тесно. Вентиляция в камере присутствует, однако она издает звук, похожий на турбину самолета, от чего постоянно болит голова. В прогулочном дворе в теплое время года исходит неприятный запах. Медика на ИВС он видел только, когда в ИВС происходили факты суицида, либо когда должна была приехать комиссия. Постельные принадлежности на ИВС всем выдавались. Зубная паста, мыло, щетка на ИВС ему не выдавались. Ему был выдан стандартный матрац, который по размеру больше, чем сама кровать, из-за чего ночью матрац съезжал с кровати. При приеме душа на тебя смотрят сотрудники. Температура в камерах для него была нормальной.
Оценивая показания допрошенных в судебном заседании свидетелей, суд учитывает, что указанные лица совместно с Петровым А.Е. в камерах не содержались, в связи с чем их показания относительно условий содержания Петрова А.Е. носят предположительный характер. Суд принимает во внимание показания данных свидетелей в той части, в которой они нашли свое подтверждение материалами настоящего дела и не были опровергнуты административными ответчиками.
Таким образом, оценив исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд считает административные исковые требования Петрова А.Е. о признании незаконным бездействия МО МВД России «Киренский», выразившиеся в несоблюдении надлежащих условий содержания под стражей в ИВС МО МВД России «Киренский», в той части, в которой они нашли свое подтверждение, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Проверяя срок обращения административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями п.7 ст. 219 КАС РФ и правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 12 Постановления от 25.12.2018 № 47, нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер и административное исковое заявление может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Поскольку установленные судом нарушения условий содержания под стражей в ИВС МО МВД России «Киренский» имели место на протяжении всего срока содержания Петрова А.Е. под стражей, бездействие МО МВД России «Киренский», выразившиеся в несоблюдении надлежащих условий содержания под стражей, носит длящийся характер, суд приходит к выводу, о том, что срок обращения в суд с административным исковым заявлением, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
Доводы административного ответчика о том, что о нарушении своих прав Петров А.Е. узнал в апреле 2019 года (по 1 факту содержания в ИВС) и в июне 2019 года (по 2 факту), являются несостоятельными, поскольку установленные судом нарушения имели место не только в апреле и июне 2019 года, но и на протяжении всего срока содержания Петрова А.Е. под стражей с 2019 года по настоящее время.
Разрешая заявленные требования о взыскании в пользу Петрова А.Е. денежной компенсации за нарушение условий содержания под стражей, суд учитывает следующее.
В силу ст. 17.1 Федерального закона № 103-ФЗ компенсация за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей присуждается за счет казны Российской Федерации, исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания под стражей.
Поскольку судом при рассмотрении дела установлено, что в отношении Петрова А.Е. допущены нарушения условий содержания под стражей в ИВС МО МВД России «Киренский», то Петров А.Е. вправе требовать компенсацию за нарушение условий содержания под стражей за счет казны Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст. 227.1 КАС РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете МВД России является главным распорядителем средств федерального бюджета органов МВД по ведомственной принадлежности.
Таким образом, компенсация за нарушение условий содержания Петрова А.Е. под стражейв ИВС МО МВД России «Киренский» подлежит взысканию с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации.
При определении размера компенсации за нарушение условий содержания под стражей суд учитывает фактические обстоятельства по делу, характер и объем установленных нарушений, их продолжительность, личность административного истца, его возраст, а также тот факт, что само по себе содержание Петрова А.Е. под стражей осуществлялось на законных основаниях, в связи с расследованием и рассмотрением уголовного дела по обвинению в совершении преступления.С учетом требований разумности и справедливости суд считает, что с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу Петрова А.Е. подлежит взысканию компенсация за нарушение условий содержания под стражей в ИВС МО МВД России «Киренский» в размере 15 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований, в том числе компенсации морального вреда за нарушение условий содержания под стражей, административному истцу надлежит отказать.
В силу ч.9 ст. 227.1 КАС РФ решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Петрова Артема Евгеньевича к МО МВД России «Киренский», ГУ МВД России по Иркутской области, МВД России о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей – удовлетворить частично.
Признать бездействия МО МВД России «Киренский», выразившиеся в несоблюдении надлежащих условий содержания под стражей Петрова Артема Евгеньевича в условиях ИВС МО МВД России «Киренский», незаконными.
Взыскать с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу Петрова Артема Евгеньевича компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 15 000 руб.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Киренский районный суд Иркутской области в течение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Мельникова