Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2018 года <адрес>
Илимпийский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Джимбеевой Л.Н.,
при секретаре Тихоновой В.А.,
с участием помощника прокурора Эвенкийского ар она <адрес> Белобородова В.И.,
истицы Зулиной М.Н.,
представителя ответчика-Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> Щетинина И.Е. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора эвенкийского района <адрес> в интересах Зулиной Маргариты Николаевны к Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>, Министерству образования <адрес> об обязании Администрации Эвенкийского муниципального района предоставить Зулиной М.Н. по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное применительно к условиям Эвенкийского <адрес> жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м с допусками, установленными ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка,
у с т а н о в и л:
прокурор Эвенкийского района Красноярского края в интересах Зулиной М.Н. обратился в суд с иском к Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>, Министерству образования <адрес> об обязании Администрации Эвенкийского муниципального района предоставить Зулиной М.Н. по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное применительно к условиям Эвенкийского <адрес> жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м с допусками, установленными ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка».
В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру района с заявлением обратилась Зулина М.Н. о нарушении её жилищных прав. В ходе проверки её заявления установлено, что Зулина М.Н. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением жилищной комиссии Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Зулина М.Н. поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении в Эвенкийском <адрес>, однако до настоящего времени жилое помещение сироте не предоставлено, жилого помещения на каком-либо вещном праве Зулина М.Н. не имеет. На этом основании прокурор просит суд обязать администрацию Эвенкийского муниципального района предоставить Зулиной М.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда применительно к условиям Эвенкийского <адрес> общей площадью не менее 33 кв.м с допусками, установленными ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка».
В судебном заседании помощник прокурора Белобородов И.В. и Зулина М.Н. требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации Эвенкийского муниципального района Щетинин И.Е. с исковыми требованиями прокурора согласился, пояснив, что финансирование органов местного самоуправления на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета, общий объем которого определяется <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О краевом бюджете на 2017 и плановый 2018-2019 г.г.». В 2017 году денежные средства для исполнения указанных государственных полномочий Эвенкийскому муниципальному району не выделялись, финансирование на эти цели на текущий 2018 год еще не открыто. В силу этого, просит суд при принятии решения его исполнение предусмотреть до ДД.ММ.ГГГГ с учетом того, что при поступлении денежных средств из краевого бюджета Администрации ЭМР необходимо будет соблюсти требования Федерального закона № о контрактной системе.
Министерство образования <адрес>, орган опеки и попечительства Управления образования Администрации Эвенкийского муниципального района своих представителей в суд не направили, об отложении дела не просили, возражения по иску не предоставили.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Материалами дела и судом установлено, что Зулина Маргарита Николаевна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Мать ребенка-ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13,20). Отцом ребенка в актовой записи и свидетельстве о рождении ребенка указан ФИО4 (год, число, месяц рождения, место рождения отсутствуют), запись об отце внесена по заявлению матери. С трехлетнего возраста Зулина М.Н. находилась на полном государственном обеспечении в Ванаварском детском доме, с 2010 года -в Туринской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 8 вида.
Зулина М.В. не имеет на праве собственности жилое помещение, не приобрела право пользования жилым помещением, жилое помещение за ней не закреплялось, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справки Администрации <адрес>, справкой Красноярского филиала «Ростехинвентаризация» отДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-22, 24-25, 26).
Решением комиссии Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Зулина М.Н. включена в Единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащий обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством <адрес> и относятся к ее расходным обязательствам.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ.
Согласно ч. 6 ст. 19 указанного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями) определено, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений на неограниченный срок наделены исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее - органы местного самоуправления).
Государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя, в частности:
-приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04. 2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. «д» в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №);
-строительство жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки работ по строительству жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. «е» в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №);
- приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов (п. «ж»);
-заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования (п. «з»);
В соответствии с п.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченные органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем приобретения в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений, в том числе участия в долевом строительстве, за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Уполномоченные органы местного самоуправления имеют право формировать муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом «д» ст.3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий вправе дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Таким образом, из анализа вышеприведенных положений следует, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, предоставляются органами местного самоуправления из муниципального специализированного жилищного фонда, сформированного как за счет субвенций краевого бюджета на эти цели, так и собственных материальных и финансовых ресурсов (жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, жилых помещений, приобретаемых за счет средств муниципального образования).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что объективных оснований для неисполнения государственных полномочий в части обеспечения жильем Зулиной М.Н., имеющей статус сироты, не имеется; требования прокурора являются обоснованными.
В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
<адрес> жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Эвенкийского <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию Эвенкийского муниципального района <адрес> предоставить Зулиной Маргарите Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда применительно к условиям <адрес> Эвенкийского <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью 33 кв.м с корректировкой, установленной ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (ДД.ММ.ГГГГ).
Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня оглашения в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> суда через Илимпйиский районный суд путем принесения апелляционной жалобы.
Председательствующий судья Л.Н.Джимбеева