Дело № 2-423/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2016 года с.Байкалово
Байкаловский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Лошкаревой О.В.
с участием старшего помощника прокурора Байкаловского района Свердловской области Барановой А.В.,
представителя ответчика ТОИОГВ СО - Управление социальной политики МСП СО по Байкаловскому району Решетниковой С.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
третьего лица Канарейкина М.А.,
при секретаре Язовских Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-423/2016 по исковому заявлению прокурора Байкаловского района Свердловской области в интересах Канарейкина М.А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики МСП СО по Байкаловскому району о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Байкаловского района Свердловской области обратился в Байкаловский районный суд с иском в интересах Канарейкина М.А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики МСП СО по Байкаловскому району о предоставлении жилого помещения.
Исковое заявление прокурора содержит требование о возложении обязанности на государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления на территории МО Байкаловский муниципальный район, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области зачислить приобретенное помещение в специализированный жилой фонд Свердловской области, Министерству архитектуры и развития инфраструктуры распределить приобретенное жилое помещение Канарейкину М.А., государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения, направить для подписания в Управление социальной политики по Байкаловскому району, Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району обеспечить подписание Канарейкиным М.А. договора найма специализированного жилого помещения и направить его в ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в течение 5 рабочих дней.
В обоснование иска прокурор указал, что Канарейкин М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что решением Серпуховского федерального городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать и отец Канарейкина М.А. – ФИО2 и ФИО1 лишены родительских прав. Постановлением главы муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ над Канарейкиным М.А. установлена опека ФИО3 Приказом начальника Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Канарейкин М.А. поставлен на учет для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилищного фонда Свердловской области. Данное право на сегодняшний день не реализовано. В настоящее время Канарейкин М.А. состоит на учете в органах опеки и попечительства как нуждающийся в обеспечении жильем. Собственного жилья у Канарейкина М.А. не имеется, нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является. Канарейкин М.А. обратился в прокуратуру Байкаловского района с заявлением о защите нарушенных прав в сфере жилищных отношений.
В судебном заседании участвующая в деле старший помощник прокурора Байкаловского района Баранова А.В. поддержала заявленные исковые требования, обосновав их теми же обстоятельствами, которые указаны в исковом заявлении прокурора Байкаловского района, просила об удовлетворении заявленных исковых требований.
Лицо, в интересах которого прокурор Байкаловского района обратился с иском в суд, - Канарейкин М.А. в судебном заседании пояснил, что поддерживает исковые требования прокурора Байкаловского района Свердловской области, он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, жил с отцом до ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, маму он никогда не видел и не знает. Родители разошлись, когда ему было 3 года. До 9-летнего возраста его воспитывал отец. Потом его забрала родная тетя – родная сестра отца и сказала, что отвезет к ФИО3 в <адрес>, тетя жила в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ родственники привезли его в <адрес> к ФИО3, так как папа начал злоупотреблять спиртными напитками. ФИО3 является его двоюродной тетей. Также у него имеется родная сестра, которой сейчас <данные изъяты> лет. Он со своими братьями и сестрами от первого брака матери не общается. В 9-летнем возрасте, когда его привезли в <адрес>, ФИО3 была назначена опекуном. Родители были лишены родительских прав в ДД.ММ.ГГГГ году после того, как он приехал в <адрес>. Когда он начал жить в <адрес>, узнал, что мама умерла, но ему не рассказывали, чем она занималась, где работала. Он ездил в <адрес> за свидетельством о смерти. Он проживал в <адрес> до <данные изъяты> лет по <адрес>, данное жилое помещение принадлежит Выропаевым в долях, он только зарегистрирован в нем. После окончания 9 классов Байкаловской средней школы он поступил в <данные изъяты>, проживал в общежитии. Он закончил данный колледж, отучившись 4 года. Затем ушел в армию, после возвращения из армии уехал в <адрес>, трудоустроился, через полгода женился, с супругой стали проживать у нее в квартире, в которой он не зарегистрирован. Ему был установлен статус, как оставшегося без попечения родителей, когда он проживал в <адрес>, статус как ребенок сирота не устанавливался. В настоящее время у него имеется своя семья, хочет жить отдельно, если ему будет предоставлено жилое помещение, он намерен вернуться в <адрес>, устал жить в <адрес>.
Представитель ответчика ТОИОГВ СО - Управление социальной политики МСП СО по Байкаловскому району Решетникова С.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что Управление социальной политики по Байкаловскому району не может являться ответчиком по данному делу, так как приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений (пункт 8 Порядка предоставления жилых помещений). Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд (пункт 9 Порядка предоставления жилых помещений). В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления жилых помещений и подпунктом 3 пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 года № 491-ПП на Управление социальной политики возложен учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Следовательно, Управление социальной политики МСП СО по Байкаловскому району не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, и не может являться надлежащим ответчиком по таким делам. Канарейкин М.А. состоит в очереди для обеспечения жилым помещением по договору специализированного жилищного фонда, номер очереди №. В соответствии с Порядком предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 года № 527-ПП, Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в Управление социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Управление социальной политики по Байкаловскому району не отказывало Канарейкину М.А. в осуществлении действий по обеспечению подписания им договора найма специализированного жилого помещения, такой договор в Управление социальной политики из Фонда не поступал.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства (л.д.51), о причинах неявки суду не сообщил, каких-либо ходатайств, в том числе об отложении дела, суду не предоставил.
Представитель ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен (л.д.49). В материалах дела имеется отзыв от 28.11.2016 года, в котором содержится заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области. В отзыве (л.д.52-56) указано, что главным распорядителем бюджетных средств по строке «Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа благоустроенными жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в указанном выше порядке, составляет пять лет. Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области определено в качестве уполномоченного органа по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот, по принятию решений о предоставлении жилых помещений указанной категории лиц и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» по содержанию указанных жилых помещений. Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, определено в качестве уполномоченного органа по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот, по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для указанной категории лиц, по управлению данными жилыми помещениями, относящимися к государственной казне Свердловской области. Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот осуществляется за счет областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, в соответствии с законодательством Свердловской области, регулирующим порядок обеспечения граждан, относящихся к указанной категории лиц, жилые помещения, приобретенные в указанных целях за счет средств областного бюджета, являются государственным казенным имуществом Свердловской области и передаче в муниципальную собственность не подлежат. Министерство осуществляет функции по учету указанных жилых помещений, полномочия по предоставлению детям-сиротам этих помещений по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
Представитель ответчика ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о дне слушания был извещен (л.д.50), направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.43-45). В материалах дела имеется отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержится заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства». В отзыве (л.д.33, 34-36, 37) указано, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, а согласно ст.ст.124, 125 ГК РФ к субъекту гражданского права Свердловской области применяются нормы юридического лица, в том числе в судах, где от ее имени выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющих статус этих органов, и область отвечает по своим обязательствам имуществом, то иски надлежит предъявлять к субъекту Российской Федерации Свердловской области, которая определяет своего представителя в судах в установленном порядке. В соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 года № 1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета. В функции Министерства финансов Свердловской области входит непосредственное составление проекта областного бюджета, организация исполнения областного бюджета, утверждение лимитов бюджетных обязательств и доведение их до главных распорядителей средств областного бюджета, управление средствами на едином счете областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. В соответствии с п.3 Постановления Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24.04.2013 года «Об утверждении Порядка приобретения жилых помещений, заключаемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, заключаемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» источником финансирования являются средства областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, а получателем бюджетных средств является Фонд. Фонд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области. Также согласно изменениям, внесенным в действующее законодательство Российской Федерации Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исключен подпункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилых помещений указанной категории граждан вне очереди на основании договора социального найма жилого помещения и не установлен срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно действующему законодательству Российской Федерации учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, осуществляется территориальными отраслевыми органами исполнительными органами власти Свердловской области – Управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области. На основании приказа Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району от ДД.ММ.ГГГГ № Канарейкин М.А. принят на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Байкаловского района Свердловской области (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), Канарейкин М.А. числится под №. Считает, что нарушений прав истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных истцом требований, в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели. При условии соблюдения сроков строительства жилых домов, оформления правоустанавливающих документов, необходимых для заключения договора найма специализированного жилого помещения, предоставление жилого помещения Канарейкину М.А. в случае удовлетворения заявленных исковых требований планируется в 1 квартале 2020 года.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Байкаловский муниципальный район в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.40), направил ходатайство, в котором выразил просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражений по исковым требованиям прокурора не имеет (л.д.48).
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Байкаловского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.39), о причинах неявки суду не сообщил, каких-либо ходатайств, в том числе об отложении дела, суду не предоставил.
Суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора Байкаловского района, участвующего в деле, третьего лица Канарейкина М.А., представителя ответчика Управления социальной политики МСП СО по Байкаловскому району считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и представителей третьих лиц администрации МО Байкаловского сельского поселения, администрации МО Байкаловский муниципальный район.
Заслушав прокурора, третье лицо, представителя ответчика Управления социальной политики МСП СО по Байкаловскому району, допросив свидетеля, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Канарейкин М.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем <данные изъяты> произведена запись за № от ДД.ММ.ГГГГ. В графе отец указан ФИО1, в графе мать – ФИО2 (л.д.17).
Решением Серпуховского федерального горсуда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении сына М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, ребенок передан на воспитание опекуну ФИО3 (л.д.13).
Из свидетельства о смерти (выданного повторно) № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем <данные изъяты> составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).
Согласно постановления главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 назначена опекуном Канарейкина М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9).
Из свидетельства о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Канарейкин М.А. и ФИО4 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем <данные изъяты> составлена запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака присвоены фамилии – Канарейкин и ФИО6 (л.д.18).
То есть до достижения 18 лет, Канарейкин М.А. остался без попечения родителей.
Тот факт, что Канарейкин М.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, сторонами ответчиков не оспаривается.
Таким образом, Канарейкин М.А. относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализация конституционного права граждан РФ на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений.
Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Свердловской области. 1) Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области: по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства"; по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области: по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области; 3) Министерство социальной политики Свердловской области: по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области; по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в установленном порядке.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП (в ред. от 13.05.2016), утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства". Средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, направляются на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений, не ограниченных правами третьих лиц, не находящихся в залоге или под арестом и не имеющих других обременений, установленных федеральным законодательством, преимущественно введенных в эксплуатацию в текущем или предшествующем году, и участие в завершении строительства жилых домов на территориях муниципальных образованиях в Свердловской области. Средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, рассчитываются исходя из общей площади жилого помещения до 33 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области, на территории которого планируется приобретение (строительство, реконструкция) жилых помещений.
В соответствии с пунктами 9, 10 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для зачисления построенных (приобретенных) жилых помещений для детей-сирот в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области Фонд передает в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течение 20 рабочих дней от даты получения полного пакета документов, указанных в части первой настоящего пункта, осуществляет подготовку и принятие приказа о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет учет жилых помещений, приобретенных детям-сиротам, включенных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, в Реестре государственного имущества Свердловской области.
В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, находящиеся в оперативном управлении Фонда (далее - жилые помещения), предоставляются детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по договорам найма специализированных жилых помещений однократно.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством Свердловской области, жилые помещения могут быть предоставлены детям-сиротам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. Детям-сиротам предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - учет), благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, не менее нормы предоставления площади жилого помещения.
Согласно пункту 9 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты принятия приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в двух экземплярах, подписанных со стороны Фонда, в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений в одном экземпляре возвращаются управлениями социальной политики в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет.
Согласно Закона Свердловской области от 22.03.2006 года № 17-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот. При этом осуществление учета указанной категории возложено на органы опеки и попечительства.
По ст.2 Закона Свердловской области от 07.12.2012 года № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области» гражданам могут предоставляться жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в том числе жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно жилые дома и квартиры, входящие в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, находящиеся в оперативном управлении государственных учреждений Свердловской области.
Жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области по ст.3 Закона СО № 96-ОЗ предоставляются гражданам путем: 1) принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области гражданам, имеющим право на предоставление им таких жилых помещений; 2) заключения с гражданами, в отношении которых приняты решении о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, договоров социального найма, договоров найма специализированных жилых помещений или договоров безвозмездного пользования; 3) передачи гражданам, с которыми заключены договоры, указанные в подпункте 2 настоящего пункта, жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области.
Решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей принимаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области, определенными правительством Свердловской области. Порядок принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области устанавливается Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом (ст.5 Закона № 96-ОЗ).
По ст.6 Областного закона № 96-ОЗ, договоры найма специализированных жилых помещений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области или государственными учреждениями Свердловской области, указанными в решениях о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области. Государственные учреждения Свердловской области, которые вправе заключать договоры социального найма и договоры найма специализированных жилых помещений, определяются Правительством Свердловской области.
Согласно приказа Управления социальной политики МСП СО по Байкаловскому району от ДД.ММ.ГГГГ № Канарейкин М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилищного фонда Свердловской области (л.д.8).
Из данных копии аттестата об основном общем образовании № следует, что Канарейкин М.А. в ДД.ММ.ГГГГ году окончил <данные изъяты> (л.д.70-71).
Из копии диплома о среднем профессиональном образовании № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Канарейкин М.А. окончил <данные изъяты>, присвоена квалификация – «<данные изъяты>» по специальности «<данные изъяты>» (л.д.10).
Согласно сведений администрации МО Байкаловский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Канарейкин М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на бесплатную приватизацию жилья на территории муниципального образования Байкаловский муниципальный район не использовал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68).
Из данных администрации МО Байкаловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Канарейкин М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на бесплатную приватизацию жилья на территории МО Байкаловского сельского поселения не использовал со дня рождения и по настоящее время (л.д.15).
Согласно сведений администрации МО Байкаловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Канарейкин М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес>, общая площадь <данные изъяты> кв.м. и имеет следующий состав семьи: тетя – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дядя – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Основание: похозяйственная книга № за ДД.ММ.ГГГГ год, лицевой счет № (л.д.16).
Из данных свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5, ФИО3 являются на праве общей совместной собственности собственниками части жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.72).
Как следует из сведений администрации МО Байкаловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, Канарейкин М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение муниципальной собственностью не является. Жилое помещение Канарейкину М.А. по договору социального найма на территории муниципального образования Байкаловского сельского поселения не предоставлялось (л.д.14).
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что недвижимого имущества на праве собственности за Канарейкиным М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не зарегистрировано (л.д.69).
Согласно сведений Филиала специализированного областного государственного унитарного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» «Талицкое Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ года № следует, что в отделе «Байкаловское БТИ» СОГУП «Областной Центр недвижимости», согласно данным учетной регистрации документов о правах, осуществляемой в период до начала деятельности органа по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (до ДД.ММ.ГГГГ), сведения о наличии у Канарейкина М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, недвижимого имущества на территории Байкаловского района, на праве собственности (общей долевой собственности) не зарегистрировано (л.д.11).
Из заявления Канарейкина М.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он обратился к прокурору Байкаловского района с заявлением об оказании помощи в реализации права на предоставление жилья, в котором указал, что является сиротой с ДД.ММ.ГГГГ, закрепленного за ним жилья не имеет, жилье не предоставлялось (л.д.7).
Свидетель ФИО3 суду пояснила, что она была назначена опекуном Канарейкина М.А. Первый раз ей позвонила тетя Канарейкина Т.А. – родная сестра отца М. из <адрес>, когда М. было 3 года, так как ребенок был беспризорный. После рождения М. его мама работала в торговле в 90-е годы, и потом она пропала без вести. Двое детей у мамы М. осталось в <адрес>, а М. и его сестра ФИО7 – дети от второго брака. Она (свидетель) с супругом хотели взять обоих детей, но потом все затихло, дети остались с отцом. В ДД.ММ.ГГГГ году их сын ФИО8 поступил в университет, ДД.ММ.ГГГГ позвонила тетя М. из <адрес> и сказала, что она не знает, что делать с М., наверное, придется отдавать в интернат, сестру его взяли родственники. Она (свидетель) сказала, чтобы они везли М. к ней. До 3 класса Канарейкин М.А. учился в коррекционной школе, затем был переведен в среднюю школу. Она (свидетель) получала социальное пособие после назначения опекуном М.. Когда он учился в колледже, получал стипендию и социальную пенсию. Сначала с М. были проблемы, но потом она с ним забот не знала. М. любит деревню, он намерен возвращаться в <адрес>, если у него появляется любая минутка, он приезжает в <адрес>, здесь его знают все, он участвовал в олимпиадах, в соревнованиях. В <адрес> М. с женой живут с тещей М., ее дочерью и зятем.
Доказательства по делу подтверждают право на однократное получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения.
Учитывая, что в вышеприведенных законах норма предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не определена, суд считает, что предоставление жилого помещения должно осуществляться по норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма. Норма предоставления – это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (часть 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Норма предоставления, по общему правилу, устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Для граждан, категории которых определены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, норма предоставления может устанавливаться соответствующими нормативными правовыми актами (часть 3 статьи 49, часть 3 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации). Поэтому для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может применяться норма предоставления, установленная законами субъектов РФ для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, но не ниже нормы предоставления, установленной в соответствующем муниципальном образовании.
С учетом того, что Канарейкин М.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет, состоит на учете в настоящее время, жильем по достижению 18 лет не обеспечен, зарегистрирован на территории Байкаловского района, жилого помещения на праве собственности, по договору социального найма не имеет, он имеет право на предоставление жилья по заявленному основанию.
При таких обстоятельствах, требования о предоставлении жилого помещения обоснованы, подлежат удовлетворению. Однако, с учетом положений Постановления Правительства СО от 16.04.2013 № 491-ПП требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
Суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на территории МО Байкаловский муниципальный район, не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям для Канарейкина М.А., по предоставлению жилого помещения Канарейкину М.А., по заключению с ним договора найма специализированного жилого помещения.
Иск прокурора Байкаловского района Свердловской области в интересах Канарейкина М.А. к ответчикам – Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ТОИОГВ СО - Управление социальной политики МСП СО по Байкаловскому району о предоставлении жилого помещения является необоснованным.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть представлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения субъективного права – права на получение жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░