Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-389/2021 ~ М-287/2021 от 16.02.2021

УИД: 28RS0017-01-2021-000610-46

№ 2а-389/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 марта 2021 г.                                                                                             г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Матвеевой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Заболотиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Казазаевой Яны Олеговны к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании незаконным приказа,

установил:

в Свободненский городской суд с административным исковым заявлением обратилась Казазаевой Яны Олеговны к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании незаконным приказа -- от -- об отказе во включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Свободного Амурской области.

В иске в обоснование заявленных требований указали, что в -- года Казазаева Я.О. подала в отдел опеки и попечительства г. Свободного заявление о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Свободного, а также заявление об исключении ее из списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по территории пгт. Прогресс Амурской области.

-- представителем Казазаевой Я.О. - Антоновым А.Н., получен ответ Министерства социальной защиты населения Амурской области -- от --) за подписью заместителя министра ФИО3, согласно которому общим нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот является ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот (далее по тексту - Список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Пункты 23-29 указанных правил содержат порядок включения детей-сирот в Список в субъекте РФ по новому месту жительства и об исключении из Списка.

Однако в нарушение требований ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающего общие правила по обеспечению жилыми помещениями как детей-сирот, так и лиц, достигших совершеннолетия, а также по включению перечисленных лиц в Списки, Министерством просвещения России было опубликовано разъяснительное письмо -- «О направлении разъяснений», которые противоречат требованиям федерального законодательства. Так, в указанном письме разъяснено, что «...новое место жительства у ребенка сироты должно было появиться до приобретения ими полной дееспособности достижения ими совершеннолетия».

Казазаевой Я.О. отказано во включении в Список на территории г.Свободного (так в тексте административного искового заявления), в связи с тем, что орган по новому месту жительства включает детей сирот, приобретших полную дееспособность, в список до достижения ими совершеннолетия, соответственно, право на обеспечение жильем по новому месту жительства должно возникнуть до приобретения гражданином полной дееспособности, то есть до достижения им совершеннолетия, а на момент регистрации в г.Свободном Казазаева Я.О. достигла возраста 18 лет.

-- министерством социальной защиты населения Амурской области вынесен приказ -- об отказе во включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области, который содержит властное изъявление об отказе Казазаевой Я.О. на основании пункта 23 Правил формирования Списка о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.Благовещенска, так как Казазаева Я.О. изменила место жительства после достижения совершеннолетия.

С отказом Казазаева Я.О. не согласна, ссылаясь на позицию Верховного суда - определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от -- --К1, согласно которой добровольный выезд истца в другой регион Российской Федерации не лишает его данного права.

Кроме того, несмотря на то, что в -- Казазаева Я.О. была поставлена на учет внеочередного получения жилой площади в -- она окончила -- -- -- -- получила профессию «--», отучившись в -- -- «-- --» -- -- и --, то есть до достижения совершеннолетия, проживала в городе Свободном. -- годы являлась воспитанником -- --, адресом ее проживания указан -- -- «--» по --. С -- годы проживала по -- (-- году направлялась на воспитание в приемную семью гр. ФИО4 в --.

Несмотря на то, что Казазаева Я.О. -- года проживала в --, и на момент совершеннолетия также проживала в --, ни органами опеки попечительства, ни социальными работниками детских домов, в которых воспитывалась и проживала истица, не было предпринято мер для включения ее в списки детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на территории --. При этом Казазаева Я.О. не достигла полной дееспособности до момента совершеннолетия и не имела возможности самостоятельно подать заявление на включение ее в Список по территории --.

Исходя из описанных обстоятельств, отказ Министерства социальной защиты населения Амурской области включить истицу в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает социальные права истицы, ее право на обеспечение жильем, не отвечает требованиям законодательства.

Протокольным определением суда от -- к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация города Свободного и Управление образования администрации города Свободного.

Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие, настаивая на удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Представитель административного ответчика – Министерства социальной защиты населения Амурской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, представив письменные возражения, в которых полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель администрации города Свободного извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие, оставив решение по делу на усмотрение суда.

Представитель Управления образования администрации города Свободного извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

Руководствуясь ст.150 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы сторон, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства по делу, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1).

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2).

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч.1 ст.7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч.1).

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 10 октября 2002 №258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Предоставление жилого помещения вне очереди данной категории лиц в период возникновения правоотношений предусматривалось пп. 2 п. 2 ст.57 ЖК РФ, который утратил силу с 1 января 2013 года в связи с принятым Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 1 января 2013 года, в законодательные акты, регулирующие порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесены изменения.

Введенный Федеральным законом от 29 февраля 2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г. независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона №15-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом №15-ФЗ, как следует из пункта 9 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ, не имеют правового значения изменявшиеся редакции законодательных актов, закреплявших в разные периоды времени основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При установлении нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории необходимо руководствоваться теми основаниями, которые закреплены в Федеральном законе №159-ФЗ.

Согласно абз. 2 ч.1 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.07.2018 г.) жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

В силу абз. 3 ч.1 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.07.2018) по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закон Амурской области от 11 апреля 2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.

При этом в соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

Постановление Правительства Амурской области от 08.04.2013 № 144 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее Порядок).

В соответствии с п. 16, п. 17 Порядка Министерство социальной защиты населения области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

Органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - субвенция).

Расходование субвенции осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства области.

Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.

Таким образом, формирование размера субвенций бюджету соответствующего муниципального образования возложено на главного распорядителя бюджетных средств по данной статье расходов - Министерство социальной защиты населения Амурской области.

Судом установлено и признавалось сторонами, что Казазаева Я.О. является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации рабочего поселка Прогресс от 15.01.2009 №07 административный истец поставлен на учет на внеочередное получение жилой площади.

Сведений об отмене или признании утратившим силу данного постановления не имеется.

Вместе с тем, материалами дела нашли подтверждение доводы административного истца о длительном проживании в г.Свободном, в том числе на полном государственном обеспечении в детском --, администрацией которого осуществлялись полномочия по обеспечению получения Казазаевой Я.О. паспорта гражданина РФ.

Кроме того, -- Управлением образования -- подготовлено заключение о возможности временной передачи ребенка в семю граждан – Кузьминой О.А., проживающей по адресу: --.

Также нашли своё подтверждение доводы о получении Казазаевой Я.О. в -- основного общего образования -- и среднего профессионального образования в --.

Согласно информации Министерства социальной защиты населения -- по состоянию на -- Казазаева Я.О. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории --, --.

Также судом установлено и не оспаривается сторонами, что ни администрацией -- --, ни администрацией -- жилое помещение Казазаевой Я.О. не предоставлено. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Согласно выписке из обжалуемого приказа Министерства социальной защиты населения -- -- от -- об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории --, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории -- (так в тексте документа) Казазаевой Я.О. отказано по причине того, что она изменила место жительства после достижения совершеннолетия, в связи с чем не относится к категории граждан, на которых распространяется действие п. 23 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 397.

Вместе с тем, как указал Верховный Суд РФ в п. 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, со ссылкой на Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2020 года N 4-КГ20-25-К1, В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 названной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является основанием для исключения указанных лиц из списка.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Смена постоянного места жительства, а именно переезд из -- на постоянное место жительства в --, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.

Судом установлено и не оспаривалось участниками процесса, что до настоящего времени жилым помещением в установленном для данной категории лиц порядке административный истец не обеспечен, местом жительства Казазаевой Я.О. является дом, расположенный в городе --, зарегистрирована же она по месту жительства, что подтверждается соответствующей отметкой в паспортных данных.

Обращаясь с заявлением об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории -- и включении в соответствующий список на территории --, Казазаева Я.О. не указывала требования о включении в список для обеспечения жильем на территории --, а кроме того материалы дела, в том числе имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения, указывают на изменение ею своего места жительства ещё в несовершеннолетнем возрасте.

Таким образом, на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма в городе -- административный истец не претендовала. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Доводов об описке/опечатке в обжалуемом приказе, также как и сведений о доказательств его отмены или признания утратившим силу стороной административного ответчика не приведено.

При этом суд учитывает, что оба муниципальных образования: и пгт. Прогресс и --, обеспечивают реализацию прав данной категории лиц на получение жилого помещения за счет средств областного бюджета, выделяемых им на данные цели.

Одновременно суд полагает, имеются основания исключения Казазаевой Яны Олеговны из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории пгт. --.

В связи с чем, заявленные административным истцом требования в целях восстановления нарушенных прав Казазаевой Я.О. подлежат удовлетворению в полном объёме.

В силу ст. 219 КАС РФ, если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (п.1).

При этом в силу п. 1.1. той же статьи, если Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Статья 94 КАС РФ гласит: право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока (ч.1).

На основании ч.7 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 данной статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено этим Кодексом.

В соответствии со ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный данным Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (ч. 1). Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин (ч.2).

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч.8 ст.219 КАС РФ, п. 11 Постановления Пленума ВС РФ № 50).

В силу ч. 9 ст. 226 КАС, которой вопрос о соблюдении срока обращения в суд отнесен к обстоятельствам, подлежащим выяснению судом, независимо от того, ссылаются ли на то административные ответчики, следовательно, он подлежит применению по инициативе суда.

Судом сторонам предлагалось выразить позицию по вопросу пропуска срока обращения в суд и представить доказательства его пропуска либо соответственно доказательства уважительных причин его пропуска в обоснование ходатайства о его восстановлении, стороной административных ответчиков не заявлено о пропуске стороной административного истца срока на обращение в суд.

Рассматривая данный вопрос о соблюдении срока обращения в суд с настоящим иском, суд находит срок обращения за судебной защитой прав с данными административными исковыми требованиями не пропущенным, поскольку реализация указанного права может быть осуществлена путем обеспечения жилым помещением, а административный истец обратился в суд в течение срока, в рамках которого у Казазаевой Я.О. сохраняется право на получение мер социальной защиты, о которых заявлено в рамках настоящего спора, а у административного ответчика сохраняется обязанность совершить соответствующее действие.

Кроме того, суд учитывает, что стороной административного ответчика о пропуске данного срока заявлено не было, при этом исходя из даты обжалуемого приказа - --, соответствующий трехмесячный срок на момент обращения с настоящим административным иском в суд (--) также не истек.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ -- ░░ -- ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                              ░.░. ░░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 30 ░░░░░ 2021 ░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░._______________

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

2а-389/2021 ~ М-287/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Казазаева Яна Олеговна
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Другие
Администрация г.Свободного Амурской области
Антонов Александр Николаевич
Управление образования администрации г.Свободного
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Дело на сайте суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
16.02.2021Регистрация административного искового заявления
17.02.2021Передача материалов судье
18.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2021Судебное заседание
16.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее