Дело N2-1484/2013
Решение
Именем Российской Федерации
28 мая 2013 года г.Саратов
Заводской районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Донина Н.Н.,
с участием истца Молотковой Е.С. и ее представителя по доверенности Гаврилюка В.В., представителя администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» Абрамовой Т.Г.,
при секретаре Давидович Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Молотковой Е. С. и Молоткова С. А. к администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма и расторжении договора социального найма,
Установил:
Молоткова Е. С. и Молотков С. А. обратились в Заводской районный суд г.Саратова с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконными действий, понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма и расторжении договора социального найма.
Как следует из содержания заявленных исковых требований, Молоткова Е.С. с мужем Молотковым С.А. с <Дата> по настоящее время по договору социального найма проживают в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
В <Дата> Молоткова Е.С. обратилась в общество с ограниченной ответственностью «Каркас» с вопросом о техническом состоянии многоквартирного дома <адрес>
Согласно техническому заключению общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о состоянии основных строительных части конструкций жилого дома в пределах квартиры <адрес> от <Дата>, строительные конструкции междуэтажного перекрытия находятся в аварийном состоянии. Помещении <адрес> на соответствует требованиям СНиП 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» Учитывая состояние междуэтажного перекрытия, снижение пространственной жесткости здания, значительной моральный и физический износ и значительное превышение нормативного срока эксплуатации без капитального ремонта, здание непригодно для проживания.
В <Дата> Молоткова Е.С. обратилась в администрацию Заводского района муниципального образования «Город Саратов» с требованием создать межведомственную комиссию для признания многоквартирного жилого <адрес> непригодным для проживания.
Согласно заключению межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными ) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от <Дата> жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
<Дата> Молоткова Е.С. обратилась в Администрацию муниципального образования «Город Саратов», администрацию Заводского района муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении ей жилого помещения состоящего из двух комнат общей площадью не менее 32,9 кв.м. Однако, по настоящее время ответчик не предоставил истцам жилое помещение.
Поскольку состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, истцы просили суд признать действия администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» незаконными в части не предоставления ответа на поданное заявление от <Дата> о предоставлении жилого помещения, обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить по договору социального найма Молотковой Е. С. и Молоткову С. А. на семью из двух человек равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 32,9 квадратных метров, состоящее из двух жилых комнат в черте г. Саратова. После предоставления им жилого помещения, расторгнуть с ними договор социального найма на занимаемые жилые помещения.
В судебном заседании истец Молоткова Е.С. и ее представитель по доверенности Гаврилюк В.В. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме. Дали суд пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Просили суд признать действия администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» незаконными в части не предоставления жилого помещения, обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить по договору социального найма Молотковой Е. С. и Молоткову С. А. на семью из двух человек равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 32,9 квадратных метров, состоящее из двух жилых комнат в черте г. Саратова. После предоставления истцам жилого помещения, расторгнуть с ними договор социального найма на занимаемые жилые помещения. По вопросу признания незаконными действий администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» в непредоставлении ответа на письменное заявление истца от <Дата> просили его не рассматривать, поскольку ответ дан заявителю своевременно и необходимость в дальнейшем рассмотрении данного вопроса отсутствует.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Город Саратов» Тупиков В.С. и представитель ответчика - администрация Заводского района муниципального образования «город Саратов» Абрамова Т.Г. просили отказать в удовлетворении исковых требований Молотковых о понуждении к предоставлению жилых помещений по договору социального найма и расторжении договоров социального найма. Суду пояснили, что признанный непригодным для проживания указанный жилой дом не обязательно должен подлежать сносу. Не исключен тот факт, что дом может подлежать капитальному ремонту, модернизации и реконструкции, либо переоборудованию для использования в других целях. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма только малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилых помещений. В материалах дела отсутствуют сведения о том, является ли истцы лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и подтверждения факта, что они отнесены к категории малоимущих граждан.
По вопросу признания незаконными действий администрации района пояснили, что ответ на поданное Молотковой Е.С. заявление направлен ей своевременно.
Истец Молотков С.А. о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен, в судебное заседание не явился, суду представил заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, в суд представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен, в судебное заседание не явился, уважительности причин неявки и возражений по заявленным требованиям не представил.
С учетом мнения участников процесса, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено и подтверждено документально, что семья нанимателя жилого помещения Молоткова Е.С. в составе двух человек (Молоткова Е.С. и ее муж Молотков С.А.) проживает в квартире <адрес>.
Факт проживания Молотковой Е.С. и Молоткова С.А. в жилом помещении подтверждается договором социального найма жилого помещения <№> от <Дата>, справкой общества с ограниченной ответственностью «Расчетно-платежный центр» о регистрации и проживании в указанном жилом помещении.
Указанная квартира состоит из двух комнат общей площадью 32,9 кв.м.
Жилой многоквартирный дом <адрес> признан непригодным для проживания постановлением администрации Заводского района г.Саратова от <Дата> <№>.
Кроме того, заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу <№> от <Дата> многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
До настоящего времени отселение Молотковой Е.С. и Молоткова С.А. из жилого дома не состоялось, при этом состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии со статьёй 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
В соответствии со статьёй 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам по основаниям, предусмотренным статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое иное помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта.
В соответствии со статьёй 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилые помещения на условиях социального найма предоставлялись гражданам, жилое помещение которых грозит обвалом.
Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.
Статья 25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, включается обязательный компонент - жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища, в том числе из муниципального жилищного фонда малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении жилищных условий.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.
Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
В силу ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 ЖК РСФСР, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.
Согласно ст. 93 ЖК РСФСР, если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения,организации.
Аналогичные положения содержатся и в нормах ЖК РФ, в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 которого вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 года № 67-649 структуру органов местного самоуправления города составляют:
- Саратовская городская Дума, именуемая по тексту настоящего Устава «городская Дума»" - представительный орган;
- глава муниципального образования «Город Саратов», исполняющий полномочия председателя городской Думы, именуемый по тексту настоящего Устава «глава муниципального образования»;
- Администрация муниципального образования «Город Саратов», именуемая по тексту настоящего Устава "администрация города" - исполнительно- распорядительный орган;
- контрольно-счетная палата - контрольный орган.
Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.
Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду сделать вывод, что указанный жилой дом в установленном порядке был признан непригодным для проживания в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими в соответствующий период времени, при этом повторного признания указанного дома непригодным для проживания в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 об утверждении Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» не требуется.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что вопрос о предоставлении жилого помещения истцам не решен до настоящего времени, сроки их отселения не определены, сведения о наличии у них иных жилых помещений отсутствуют.
Учитывая требования указанных выше норм права и изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии у истцов права на получение жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Приходя к данному выводу, суд учитывает, что условия предоставления жилого помещения гражданам и их семьям в связи с признанием их дома непригодным для проживания имелись и по ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР и по новому Жилищному кодексу РФ, действующему с 01.03.2005 года.
При решении вопроса о размере предоставляемого нанимателю и члену ее семьи жилого помещения суд учитывает положения статей 57 и 89 ЖК РФ, так как после признания указанного жилого дома аварийным и непригодным для проживания в период действия ЖК РСФСР жильем граждане обеспечены не были до настоящего времени.
Согласно положений данных норм закона предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями.
В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
В порядке ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в, частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного Кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В порядке ст. ст. 15, 37, 91, 93 ЖК РСФСР органы местного самоуправления распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилого фонда, находящихся в их ведении. Вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, чьи жилые помещения в результате стихийных бедствий стали непригодными для проживания. Граждане выселяются из жилого помещения с предоставлением им другого жилого помещения, если дом подлежит сносу или грозит обвалом.
В силу ст. 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива.
В соответствии со ст. 37, 44 Закона Саратовской области от 12.03.1997 года N 12-ЗСО «О предоставлении жилья в Саратовской области» вне очереди предоставляются жилые помещение гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом.
Согласно ст. 46, 47 указанного Закона, предоставляемое гражданам в социальный наем жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, отвечать санитарным, техническим и экологическим требованиям и состоянию здоровья семьи, быть свободным как фактически, так и юридически, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, предоставляться, как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
На основании п. 1.1. ст. 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО (в ред. от 03.08.2011 N 84-ЗСО, от 27.09.2011 N 119-ЗСО), действующего на момент рассмотрения настоящего спора, гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда области по договорам социального найма, в соответствии со статьями 85 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются иные благоустроенные жилые помещения государственного жилищного фонда области по договорам социального найма в случае если дом, в котором находится занимаемое жилое помещение, подлежит сносу; занимаемое жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома занимаемое жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления.
Суд считает, что обязанность по предоставлению жилых помещений истцам следует возложить на Администрацию муниципального образования «Город Саратов», на которую в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, непригодных к проживанию.
Доводы представителей ответчиков о том, что жилой дом в установленном порядке не был признан непригодным для проживания, а процедура, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» не соблюдена, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения исковых требований, суд находит несостоятельными, так как ранее дом уже признан непригодным для проживания в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими в соответствующий период времени.
Доводы представителя ответчика о том, что в материалах дела нет сведений, подтверждающих факт нуждаемости истцов в улучшении жилищных условий и отнесения их к категории малоимущих граждан, суд находит необоснованным по следующим основаниям.
Ни из статьи 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Таким образом, по своему правовому смыслу в системе действующего законодательства пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате его непригодности для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах исковые требования Молотковых в части обязании Администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить по договору социального найма равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение и расторжения договора социального найма жилого помещения <№> от <Дата> после предоставления Молотковой Е.С. и Молоткову С.А. на семью из двух человек равнозначного ранее занимаемому благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 32,9 квадратных метров, состоящего из двух жилых комнат в черте г.Саратова, подлежат удовлетворению.
В удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» в части не предоставления ответа на поданное заявление от <Дата> о предоставлении жилого помещения и не предоставления жилого помещения суд считает правильным отказать, поскольку в силу приведенных выше норм права обязанность по предоставлению жилья возложена на администрацию муниципального образования «Город Саратов». Кроме того данное требование вытекает из требования о предоставлении жилого помещении по договору социального найма. Ответ на поданное Молотковой Е.С. заявление администрацией Заводского района муниципального образования «Город Саратов» дан в установленный законом срок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить по договору социального найма Молотковой Е. С. и Молоткову С. А. на семью из двух человек равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 32,9 квадратных метров, состоящее из двух жилых комнат в черте г. Саратова.
После предоставления Молотковой Е.С. и Молоткову С.А. на семью из двух человек равнозначного ранее занимаемому благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 32,9 квадратных метров, состоящего из двух жилых комнат в черте г. Саратова, считать расторгнутым договор социального найма жилого помещения <№> от <Дата>, заключенный администрацией Заводского района муниципального образования «Город Саратов» с Молотковой Е.С. на квартиру по адресу: <адрес>
В удовлетворении остальной части заявленных Молотковой Е.С. и Молотковым С.А. исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.Н.Донин
Мотивированное решение изготовлено 03.06.2013 года.
Судья Н.Н.Донин