№ 12-86/17
РЕШЕНИЕ
г. Кострома 24 августа 2017 года
Судья Костромского районного суда Костромской области Спивак С.Г.
с участием:
заместителя прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Орловской И.В.,
представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области Иерусалимского С.В.,
представителей ЗАО «Птицефабрика «Костромская» Шумихина М.А., Волнухиной Л.И.,
рассмотрев протест и.о. прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Орловской И.В. на постановление Управления Росприроднадзора по Костромской области № от 02 мая 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Птицефабрика «Костромская» в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Орловской И.В. от 15 сентября 2016 года возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ЗАО «Птицефабрика «Костромская» по факту нарушения требований природоохранного законодательства, выразившегося в том, что образующийся в результате производственной деятельности предприятия куриный помет, относящийся к отходам III класса опасности в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, хранится в пометохранилище на территории производственной площадки в (адрес) Костромского районо Костромской области, не включенном в государственный реестр объектов размещения отходов; юридическим лицом не подтверждено отнесение образующихся отходов к определенному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти; не проведена паспортизация отходов, паспорт отходов в Управление Росприроднадзора не представлен.
Постановлением Управления Росприроднадзора по Костромской области № от 02 мая 2017 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Птицефабрика «Костромская» по факту нарушения природоохранного законодательства по ст. 8.2 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
И.о. прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Орловская И.В. в протесте поставила вопрос об отмене постановления Управления Росприроднадзора по Костромской области № от 02 мая 2017 года и направлении дела об административном правонарушении в Управление Росприроднадзора на новое рассмотрение.
В протесте указано, что
- в постановлении Управления Росприроднадзора содержится ссылка на Разъяснения Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об оформлении лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности при обращении с навозом», однако отсутствует ссылка на дату и номер указанного разъяснения, источник его опубликования, указанные Разъяснения не являются нормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению на территории Российской Федерации неограниченным числом лиц;
- исходя из вышеуказанного Разъяснения в том случае, если помет является продукцией, а не отходом, оформление лицензии на деятельность по обращению с отходами, паспорта опасных отходов не требуется, а, следовательно, производство по делу об административном правонарушении должно было быть прекращено за отсутствием события, а не состава административного правонарушения;
- Управлением Росприроднадзора не дана оценка доводам прокурора о наличии в действиях ЗАО «Птицефабрика «Костромская» состава административного правонарушения; хранение отходов - это складирование отходов в специальных объектах сроком более 11 месяцев в целях их утилизации, обезвреживания и захоронения; хранение отходов является их размещением. В соответствии со ст. 20 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с п. 6 Правил инвентаризации объектов размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов. Пометохранилище является видом объекта размещения отходов. Согласно Технологическому регламенту на производство органического удобрения на основе куриного помета ЗАО «Птицефабрика «Костромская» в процесс производства органического удобрения включены, в том числе, стадии транспортировки помета к месту хранения, хранение помета. Таким образом, пометохранилище используется для складирования и временного хранения помета, следовательно, является объектом размещения отходов и в силу ч. 6, 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года подлежат включению в реестр объектов размещения отходов:
- федеральный классификационный каталог отходов содержит информацию о помете курином свежем и помете курином перепревшем как отходах III и IV классов опасности соответственно; ЗАО «Прицефабрика «Костромская» в отчете 2тп-отходы за ДДММГГГГ год, переданном в Управление Росприроднадзора по Костромской области, указало о наличии таких отходов; ссылка на наличие отходов содержится и на с. 15 Технологического регламента на производство органического удобрения на основе помета куриного ЗАО «Птицефабрика «Костромская»;
- в соответствии с Техническим регламентом процедура изготовления органического удобрения на основе куриного помета является сложной, помет становится органическим удобрением только после прохождения определенного производственного цикла и может считаться удобрением при условии оценки его качества по показателям удобрительной ценности и безопасности с подтверждением заключением соответствующих органов госнадзора.
Все изложенное свидетельствует о том, что в результате деятельности ЗАО «Птицефабрика «Костромская» образуется отход, а не удобрение.
Указанная позиции подтверждается и судебной практикой.
В судебном заседании заместитель прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Орловская И.В. требования протеста поддержала, дала пояснения аналогичные содержанию протеста, дополнительно пояснила, что в локальных актах ЗАО «Птицефабрика «Костромская» куриный помет в некоторых случаях именуется отходом производства; используемое законодателем в определении отхода выражение «удаление отхода» означает его перемещение, что и происходит в действительности, когда помет перемещается в пометохранилище, где происходит его обеззараживание в течение срока, указанного в Техническом регламенте. В Техническом регламенте указан срок хранения куриного помета 12 месяцев, следовательно, пометохранилище является объектом накопления, объектом размещения отходов; другие птицефабрики оформили паспорта на пометохранилища и внесли их в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Постановление управления Росприроднадзора не мотивировано, не исследованы все необходимые доказательства, в частности документы по срокам хранения помета, а также документы, отражающие операции предприятия с пометом.
Представитель управления Росприроднадзора Иерусалимский С.В. с протестом не согласен, просит постановление оставить без изменения.
Представитель управления Росприроднадзора Иерусалимский С.В. пояснил, что для решения вопроса о привлечении ЗАО «Птицефабрика «Костромская» к административной ответственности необходимо определить: куриный помет, образующийся в процессе деятельности Птицефабрики «Костромская», является отходом или продукцией. В Федеральный закон № 89 «Об отходах производства и потребления» в 2015 году внесены изменения, изменившие понятие «отход», в определение включен термин «удаление». В законе понятие «удаление» отсутствует, однако его содержание указано в Межгосударственном стандарте и Национальном стандарте как последний технологический этап технологического цикла отходов, на котором происходит разложение, уничтожение или захоронение отходов. ЗАО «Птицефабрика «Волжская» куриный помет использует как сырье для производства удобрения. Согласно Разъяснению Минприроды России от 23 мая 2016 года вещества, образовавшиеся в результате хозяйственной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции; помет куриный на стадиях временного накопления и обеззараживания рассматривается как сырье (*****). Кроме того, если признать куриный помет отходом, то при его временном складировании как отхода, на срок до 11 месяцев это является видом деятельности «накопление отходов», объекты накопления отходов в ГРОРО не включаются.
При рассмотрении материала об административном правонарушении исследованы все представленные документы, имеющие значение для принятия решения. Срок хранения помета значения не имеет, т.к. срок хранения имеет значение для отходов, у ЗАО «Птицефабрика «Костромская» помет - продукция.
Производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава правонарушения, т.к. установлены не все признаки состава правонарушения.
Представитель ЗАО «Птицефабрика «Костромская» Шумихин М.А. просит постановление управления Росприроднадзора оставить без изменения, указал, что на птицефабрике происходит не удаление куриного помета, а его переработка для изготовления на его основе удобрения. Пометохранилище используется для этих целей. Поэтому оно не должно включаться в Реестр размещения отходов.
Представитель ЗАО «Птицефабрика «Костромская» Волнухина Л.И. просит постановление управления Росприроднадзора оставить без изменения, пояснила, что на Птицефабрике на основе куриного помета производится органическое удобрение, которое используется самим предприятием. ЗАО «Птицефабрика «Костромская» имеет ***** га земель, на которых выращивается трава луговая для производства витаминно-травяной муки. Земли предприятия песчаные и супесчаные, за счет внесения удобрения достигается высокая урожайность трав. Удобрения производятся на основании Технических условий и Технического регламента, которые разработаны на предприятии и, хотя их согласование по закону не требуется, Технические условия согласованы с управлением Сельхозхимии. Основным видом деятельности Птицефабрики является производство яйца и мяса птицы, куриный помет - побочный продукт деятельности предприятия. Производство из него удобрения начинается сразу в момент его сбора: помет в цехах попадает на транспортерную ленту, и с этого момента начинается процесс выпаривания влаги, его подсушивание, в пометохранилище уже поступает сухая масса. Пометохранилище - герметичное бетонное сооружение, рассчитанное на ***** тонн помета. В нем идет процесс производства органического удобрения. Таким образом, ЗАО «Птицефабрика «Костромская» является предприятием с замкнутым циклом производства.
Другие птицефабрики, в т.ч. ***** на которую ссылается прокурор, имеют другую технологию производства. У них нет земель и полей. Они куриный помет удаляют. Они не разработали Технических условий для производства удобрения. Для них куриный помет - отход. Это - их решение.
Удобрение на основе куриного помета используется в хозяйственной деятельности предприятия, что оформляется соответствующими документами - нарядами, транспортными накладными, путевыми листами, что служит основанием для начисления зарплаты рабочим. На безвозмездной основе удобрение передавалось СПК «*****» для использования в их производстве. Соответствующие документы были предоставлены в управление Росприроднадзора при рассмотрении материала об административном правонарушении.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении допущенные ЗАО «Птицефабрика «Костромская» нарушения экологических требований состоят в невключении пометохранилища в Государственный реестр объектов размещения отходов, не исполнении обязанности по подтверждению отнесения отходов - куриного помета к определенному классу опасности, в отсутствии паспорта отходов, который должен быть представлен в управление Росприроднадзора по Костромской области.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законом (статья 1 в редакции федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ).
Согласно ранее действующему закону отходами производства и потребления признавались остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в редакции федерального закона № 309-ФЗ от 30.12.1998 года).
Таким образом, в настоящее время понятие отходов изменилось, отходы - это не только то, что является остатками производства, но и подлежит удалению.
Согласно толкованию понятия «удаления отходов», содержащемуся в различных стандартах (ГОСТ 30772-2001, ГОСТ Р 53692-2009), удаление - это не перемещение отходов, как это толкует прокурор, это процесс, направленный на их уничтожение. То есть, отходы - остатки, подлежащие уничтожению.
Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Федеральный классификационный каталог отходов содержит указание на куриный помет как вид отхода III (свежий) и IV (перепревший) классов опасности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что в результате деятельности ЗАО «Птицефабрика «Костромская» образуется куриный помет. Однако он не удаляется (уничтожается), он используется для изготовления на его основе органического удобрения.
Согласно Уставу основными видами деятельности ЗАО «Птицефабрика «Костромская» являются производство, переработка, реализация сельхозпродуктов. Производство удобрения осуществляется на основе разработанных на предприятии Технических условий ТУ ***** и Технологического регламента на производство органических удобрений, утвержденного ДДММГГГГ.
Согласно Разъяснению Минприроды России «Об оформлении лицензии по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности при обращении с навозом» от 11 августа 2016 года № ВА-14-27/8782 и Письму Минприроды России от 05 мая 2016 года № 04-12-27/9376 отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией предприятия: вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. Помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания, а также органические удобрения на их основе могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении следующих условий:
- при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
- при наличии разработанных и утвержденных технических условий для удобрения на основе помета, а также при наличии технологического регламента на помет, органические вещества и материалы:
- при отражении в хозяйственном учета предприятия операций с пометом.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том помет, для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
В случае отнесения помета, который образуется в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут.
Довод прокурора о том, что в постановлении управления Росприроднадзора отсутствует ссылка на номер указанного Разъяснения, правового значения не имеет.
Довод прокурора о том, что указанное Разъяснение не отвечает требованиям закона, судьей не принимается. Данные Разъяснения даны Министерством природных ресурсов и Экологии Российской Федерации в целях установления единообразной правоприменительной практики по запросу Аппарата Правительства Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных п. п. 1, 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ № 1219 от 11.11.2015 года).
Таким образом, куриный помет может выступать и в качестве отхода, и в качестве продукции в зависимости от определенных условий и вида деятельности предприятия.
Оценив представленные материалы, управление Росприроднадзора пришло к правильному выводу о том, что образующийся в процессе жизнедеятельности птицы куриный помет в ЗАО «Птицефабрика «Костромская» является продукцией, а не отходом, поэтому у ЗАО отсутствует обязанность по оформлению паспорта отходов, включении пометохранилища в Государственный реестр объектов размещения отходов, по подтверждению отнесения отходов к определенному классу опасности.
Указание ЗАО «Прицефабрика «Костромская» в отчете 2тп-отходы за ДДММГГГГ год, переданном в Управление Росприроднадзора по Костромской области, о наличии отходов не свидетельствует о том, что куриный помет для них является отходом, т.к. этот отчет оформлялся за период действия статьи 1 федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в иной редакции.
Все представленные управлению Росприроднадзора доказательства исследованы в полном объеме, в том числе вопреки доводам протеста, исследованы материалы об использовании полученного продукта, - в материалах дела имеется договор от ДДММГГГГ года о передаче помета для компостирования СПК «*****», а также путевые листы на вывоз удобрения на поля.
Вынесенное постановление мотивировано.
Довод о том, что отсутствует оценка довода о сроках хранения отходов, значения не имеет, т.к. куриный отход обоснованно признан в принятом постановлении продукцией, а не отходом.
При рассмотрении материала об административном правонарушении управлением Росприроднадзора установлено, что доказано хранение в пометохранилище куриного помета как сырья для изготовления удобрения, однако для ЗАО «Птицефабрика «Костромская» куриный помет является не отходом, а продукцией, т.е. отсутствует один из элементов состава административного правонарушения - его предмет. Поэтому правильно производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава, а не события правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Управления Росприроднадзора по Костромской области № от 02 мая 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Птицефабрика «Костромская» оставить без изменения, протест и.о. прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение 10 суток со дня получения (вручения) копии решения лицами, имеющими право на обжалование.
Судья С.Г. Спивак