Копия
Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2021 г. Промышленный районный суд г. Самары
в составе: председательствующего судьи Бакаевой Ю.В.,
при секретаре Мартынюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г. Самара к Авериной Клавдии Тимофеевне, Исаевой Юлии Владимировне о взыскании излишне выплаченной компенсации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г. Самара обратился в суд с иском к ответчикам Авериной К.Т., Исаевой Ю.В., в котором просит взыскать солидарно с Авериной К.Т., Исаевой Ю.В. переполученную сумму компенсации в размере <данные изъяты>
В обоснование иска ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ. в ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г. Самара обратилась Аверина К.Т. и Исаева (Терехина) Ю.В. с заявлением о назначении ежемесячной компенсации по уходу за нетрудоспособным лицом Авериной К.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании Постановления Правительства РФ от 04.06.2007 г. № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» Управление назначило указанную компенсацию с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей в месяц.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Исаева Ю.В. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ работала в ООО «<данные изъяты>».
Подпунктом «д» п. 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 г. № 343 предусмотрено, что осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы».
На основании указанной нормы выплата компенсации по уходу за нетрудоспособным лицом должна быть прекращена.
Однако, ответчики не сообщили о трудоустройстве Исаевой Ю.В., в связи с чем образовалась переплата компенсационной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
В судебное заседание представитель истца ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г. Самара не явился, о дате и времени извещены надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В судебном заседании ответчик Исаева Ю.В. исковые требования полностью не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ она была трудоустроена в ООО «<данные изъяты>», которым производились отчисления в пенсионный фонд, о своем трудоустройстве она не скрывала, о необходимости сообщить о своем трудоустройстве в органы пенсионного фонда ей не было известно. Ходатайствовала о применении срока исковой давности.
В судебное заседание ответчик Аверина К.Т. не явилась, о дате и времени извещена надлежащим образом, поручила представлять свои интересы в суде представителю по доверенности Казаевой М.Ю., которая в судебном заседании исковые требования не признала, по доводам подробно изложенным в письменных возражениях на иск. Ходатайствовала о применении срока исковой давности.
Заслушав пояснения ответчиков, исследовав материалы дела, суд признает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии с п. 1 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343, настоящие Правила определяют в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (п. 3 Правил).
Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (п. 5 Правил).
Согласно подпункту "д" п. 9 указанных Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
В соответствии с п. 10 Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Извещение о наступлении указанных обстоятельств может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (далее - ежемесячные выплаты): родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 10 000 рублей; другим лицам - в размере 1200 рублей.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Аверина К.Т. обратилась в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе с заявлением об установлении к пенсии в соответствии с Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденными Постановлением правительства РФ от 04.06.2007г. № 343 компенсацию на нетрудоспособное, неработающее лицо Терехину Ю.В., проживающую по адресу: <адрес>, поскольку она осуществляет уход с ДД.ММ.ГГГГ. за ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ. Терехина Ю.В. обратилась в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе с заявлением об установлении к пенсии Аверкиной К.Т., проживающей по адресу: <адрес> компенсации на Терехину Ю.В. как на неработающее трудоспособное лицо, осуществляющее уход за Авериной К.Т., достигшей возраста <данные изъяты> лет, в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением правительства РФ от 04.06.2007г. № 343.
Из поданного Терехиной Ю.В. заявления следует, что она уведомлена о необходимости сообщить в 5 дневный срок об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты компенсации и ответственности за несвоевременное предоставление сведений, предоставление недостоверных сведений предусмотренных п.10 Правил (п.2 ст.25 ФЗ – 173 «О страховых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г.».
На основании решения Управления Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ. Терехина Ю.В. являлась получателем ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным гражданином Авериной К.Т., с ДД.ММ.ГГГГ
В связи с заключением ДД.ММ.ГГГГ. Терехиной Ю.В. брака с ФИО8, ее фамилия изменена на <данные изъяты> что подтверждается справкой о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ. дворца бракосочетания г.о.Самара управления ЗАГС, брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельства о заключении брака серии <данные изъяты> №, выданного ДД.ММ.ГГГГ. отделом ЗАГС муниципального района Красноярский управления ЗАГС Самарской области, ДД.ММ.ГГГГ. ФИО9 вступила в брак с ФИО10, после заключения брака ФИО9 присвоена фамилия ФИО12.
Решением ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с подпунктом "д" п. 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.2007г. № 343, прекращено осуществление ежемесячной компенсационной выплаты Терехиной Ю.В.(Исаевой Ю.В.), производимой к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину Авериной К.Т.
Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Исаевой Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., номер индивидуального лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ. была трудоустроена в ООО «<данные изъяты>».
ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г. Самара, в отношении Авериной К.Т., выявлен факт излишней выплаты КТЛ за период с ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> руб., о чем составлен протокол о выявлении выплаченных гражданину сумм пенсии (социальной выплаты) № от ДД.ММ.ГГГГ
ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г. Самара в адрес ответчика Исаевой Ю.В. направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ. о возврате переполученной суммы КТЛ по уходу за пенсионером Авериной К.Т. в размере <данные изъяты>. образовавшейся за период с ДД.ММ.ГГГГ., вследствие несвоевременного сообщения о трудоустройстве.
ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г. Самара в адрес ответчика Авериной К.Т. направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ. о возврате переполученной суммы КТЛ в размере <данные изъяты> которая образовалась за период с ДД.ММ.ГГГГ., вследствие несвоевременного сообщения о трудоустройстве ухаживающего лица Исаевой Ю.В., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Требования истца оставлены без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился в суд.
В соответствии с ч.3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением сумм компенсационной выплаты лицами, осуществляющими уход за престарелыми гражданами, достигшими возраста 80 лет.
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" (в редакции, действовавшей на дату принятия пенсионным органом решения о назначении Исаевой Ю.В. компенсационной выплаты -ДД.ММ.ГГГГ.) были установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 руб. неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).
Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним (пункт 1 названного Указа).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" Правительством Российской Федерации принято постановление от 4 июня 2007 г. N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", которым были утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (название Правил приведено в редакции, действовавшей на дату принятия пенсионным органом решения о назначении Исаевой Ю.В. компенсационной выплаты -ДД.ММ.ГГГГ.). Пунктом 2 названного постановления определено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. N 396 в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 внесены изменения, в том числе наименование Правил изложено в новой редакции: "Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет".
Далее нормы Правил приводятся в редакции, действовавшей на дату принятия пенсионным органом решения о назначении Исаевой Ю.В. компенсационной выплаты – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 2 Правил ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (пункт 3 Правил).
Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (пункт 5 Правил).
Пунктом 6 Правил определен перечень документов, необходимых для назначения компенсационной выплаты, в который в том числе входят: справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице.
При этом названные документы (справку органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; справку (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице) согласно пункту 6(1) Правил орган, осуществляющий выплату пенсии, запрашивает у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия и не вправе требовать их от лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами. Лицо, осуществляющее уход, вправе представить такие документы (сведения) по собственной инициативе.
Заявление лица, осуществляющего уход, с приложенными к нему необходимыми для представления документами рассматривается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 рабочих дней со дня его приема (абзац первый пункта 7 Правил).
Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату (пункт 8 Правил).
В пункте 9 Правил перечислены случаи прекращения осуществления компенсационной выплаты, перечень которых является исчерпывающим.
Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Извещение о наступлении указанных обстоятельств может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (пункт 10 Правил).
Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 9 Правил (пункт 11 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, к числу которых относятся престарелые граждане, достигшие возраста 80 лет. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление об установлении компенсационной выплаты со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении компенсационной выплаты или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных в порядке межведомственного информационного обмена документов.
Основанием для прекращения компенсационной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина, обратившегося за указанной выплатой, возложена обязанность представить достоверные сведения пенсионному органу, а после назначения ему такой выплаты - в 5-дневный срок сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Истец в обоснование заявленных требований ссылается на те обстоятельства, что излишне выплаченные Авериной К.Т. неосновательно полученные суммы компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> руб., должны быть возвращены ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г. Самара, поскольку Исаева Ю.В., осуществляющая уход за ней, ДД.ММ.ГГГГ. была официально трудоустроена и не предоставила об этом сведения в пенсионный фонд.
Следовательно, по данному делу юридически значимым обстоятельством являлось установление недобросовестности в действиях Авериной К.Т. и Исаевой Ю.В. при получении в период с ДД.ММ.ГГГГ. сумм компенсационной выплаты.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых в том числе за счет федерального бюджета.
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Авериной К.Т. и Исаевой Ю.В.) по требованиям о взыскании сумм компенсационной выплаты презюмируется, судом возлагается бремя доказывания недобросовестности Авериной К.Т. и Исаевой Ю.В. при получении в период с ДД.ММ.ГГГГ. сумм компенсационной выплаты в размере <данные изъяты>. на пенсионный орган, требующий их возврата, то есть на истца.
В ходе рассмотрения дела, истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих, что ответчики предпринимали какие-либо действия, в том числе представили подложные документы, на основании которых происходило начисление и выплаты компенсации, то есть не представили доказательства наличия в действиях ответчиков Авериной К.Т. и Исаевой Ю.В. недобросовестных действий, направленных на получение ежемесячной компенсационной выплаты. Также истец не ссылается на наличие счетной ошибке при производстве компенсационных выплат. Суд учитывает все необходимые сведения о трудовой деятельности Исаевой Ю.В. в пенсионном фонде имелись (истцом представлена выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица), в связи с чем суд приходит к выводу о том, что истец в связи со своей непредусмотрительностью не предпринял своевременно меры по прекращению ежемесячных компенсационных выплат.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства ответчиками заявлено о применении срока исковой давности к заявленным пенсионным органом требованиям.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу статьи 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ст.199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ч. 1 статьи 200 ГК РФ).
Согласно части 2 статьи 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Исходя из приведенных норм права. Суд приходит к выводу о том, что о наличии обстоятельств, влекущих прекращение компенсационных выплат пенсионный орган узнал в ДД.ММ.ГГГГ с момента представление работодателем Исаевой Ю.В. сведений о ней, как о застрахованном лице. Истец обратился в суд с иском в ДД.ММ.ГГГГ., то есть по истечении срока исковой давности. Данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая все изложенные обстоятельства дела, оснований для удовлетворения исковых требований ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г. Самара к Авериной К.Т., Исаевой Ю.В. о взыскании излишне выплаченной компенсации не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г. Самара к Авериной Клавдии Тимофеевне, Исаевой Юлии Владимировне о взыскании излишне выплаченной компенсации отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья: (подпись) Ю.В. Бакаева
Копия верна.
Судья: Ю.В. Бакаева
Секретарь: Е.В. Мартынюк
Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела № УИД № Промышленного районного суда г. Самары.