№
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Ивановка 23 июня 2020 года
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Скобликовой Н.Г.,
при секретаре Томилиной С.В.,
с участием представителя заинтересованного лица прокуратуры Ивановского района – КЕВ
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Ивановка административное дело № по административному исковому заявлению Администрации Среднебельского сельсовета к Отделу судебных приставов по Ивановскому району УФССП по Амурской области, УФССП по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Среднебельского сельсовета, в лице главы МВВ, действующего на основании Устава и прав по должности, обратилась в Ивановский районный суд с административным иском к Отделу судебных приставов по Ивановскому району УФССП по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, обосновывая свои исковые требования следующим.
Решением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ дело №, по административному исковому заявлению прокурора Ивановского района Амурской области, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области, на администрацию Среднебельского сельсовета возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по ликвидации несанкционированных свалок ТБО, расположенных на окраине <адрес>, на территории <адрес>, а также вблизи <адрес>.
На основании исполнительного листа № (ФС №) от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ивановским районным судом по делу №, в отношении МО Среднебельского сельсовета возбуждено исполнительное производство.
ДД.ММ.ГГГГ начальником ОСП по Ивановскому району вынесено Постановление № о взыскании исполнительского сбора с администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района в размере 50 000 рублей. Данное постановление поступило в администрацию ДД.ММ.ГГГГ (согласно данных журнала регистрации входящей документации).
Вместе с тем фактические основания для взыскания исполнительского сбора с должника - Администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района отсутствуют в виду следующего.
Бюджетом на ДД.ММ.ГГГГ год средства на данные цели не были предусмотрены. Администрацией Среднебельского сельсовета были приняты все меры и решение суда исполнено частично.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией был заключен договор возмездного оказания услуг по благоустройству - погрузка мусора, зачистка территории на несанкционированной свалке, расположенной вблизи <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией был заключен договор № на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки твердых отходов.
Согласно ведомственной структуре расходов бюджета администрации Среднебельского сельсовета на ДД.ММ.ГГГГ год на статью расходов «Благоустройство - Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» запланированы денежные средства в размере 403,2 тыс. рублей, часть из которых будет направлена на исполнение судебного решения.
Наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительский сбор в размере 50 000 рублей является значительной суммой для муниципального образования Среднебельского сельсовета.
Из вышеприведенных доказательств следует, что решение суда не было исполнено, в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, и вина администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области, как должника в исполнительном производстве, отсутствует. При таких обстоятельствах взыскание с администрации исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, нельзя признать обоснованным, и, соответственно, администрация Среднебельского сельсовета Ивановского района должна быть освобождена от исполнительского сбора, так как просрочка исполнения судебного решения возникла по независящим от нее обстоятельствам.
На основании изложенного, со ссылкой на ст.ст. 112, 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», ст.ст. 19, 124, 127, 218, 219, 226, 227, ч.2 ст.358, ч. 3 ст. 363 КАС РФ, представитель административного истца просит суд: освободить администрацию Среднебельского сельсовета Ивановского района от обязанности уплатить исполнительский сбор, взысканный на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ от главы Администрации Среднебельского сельсовета МВВ пришли письменные пояснения, дополняющие обстоятельства, указанные в административном иске, согласно которым свалки, расположенные вблизи <адрес>, а также на окраине села по <адрес>, ликвидированы. На свалке, расположенной на территории <адрес>, работы по уборке проведены частично, в связи с тем, что свалка являлась основным местом сбора ТБО в течение многих лет, масштаб работ и финансовых затрат не позволил ликвидировать данную свалку в установленные сроки…
Определениями Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, выступающих на стороне ответчика, привлечены: прокуратура Ивановского района и судебный пристав-исполнитель ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области РСВ, и в качестве соответчика - УФССП по Амурской области.
Представителем административного ответчика ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области – заместителем начальника отделения заместителем старшего судебного пристава РВА представлены возражения на административное исковое заявление, в которых указывается на законность постановления от ДД.ММ.ГГГГ, в виду того, что должником судебному приставу-исполнителю не было предоставлено каких-либо документов, свидетельствующих об отсутствии вины в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения. Следовательно, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для не вынесения оспариваемого постановления. Полагает, что законные основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора – отсутствуют, в связи с чем, просит в удовлетворении иска отказать.
Представителем административного ответчика УФССП по Амурской области и заинтересованным лицом судебным приставом-исполнителем ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области РСВ отзыв предоставлен не был.
Представитель заинтересованного лица, выступающего на стороне административного ответчика, – помощник прокурора Ивановского района КЕВ в судебном заседании, указала на то, что постановление судебного пристава-исполнителя вынесено в рамках закона, так как в силу ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор взыскивается в случае несвоевременного исполнения решения суда. Основания, предусмотренные указанным законом, освобождающие от взыскания исполнительского сбора, отсутствуют. Отметила, что срок, установленный решением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, для добровольного исполнения был достаточным. Довод администрации Среднебельского сельсовета об отсутствии денежных средств является несостоятельным, поскольку отсутствие денежных средств в бюджете не освобождает от взыскания исполнительского сбора. Полагала, что в удовлетворении административного искового заявления администрации Среднебельского сельсовета необходимо отказать в полном объеме.
Судебное заседание, в соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ, произведено в отсутствии представителя административного истца - Администрации Среднебельского сельсовета, представителей административных ответчиков: ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области и УФССП по Амурской области, заинтересованного лица - судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области РСВ
Изучив пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, материалы административного дела № и исполнительного производства №-ИП, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229 – ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу положений ст. 112 «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном, производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном, производстве» суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Общие основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. При этом, согласно пункта 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве»», должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Аналогичное разъяснение дано в п. 78 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 50 от 17.11.2015 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства», в соответствии с которым исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по данному делу является возможность либо невозможность по уважительным причинам исполнить требование неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.
Судом установлено, что решением Ивановского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию МО Среднебельского сельсовета Ивановского района возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных на окраине <адрес>, на территории <адрес>, а также вблизи <адрес> муниципального образования Среднебельский сельский совет Ивановского района.
В соответствии с п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ, об исполнении решения суда административному ответчику (должнику) надлежало сообщить суду и прокурору Ивановского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение сторонами обжаловано не было (постановлено на основании принятия судом признания административного иска со стороны представителя административного ответчика), и ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу, ДД.ММ.ГГГГ Ивановским районным судом взыскателю выдан исполнительный лист № (серии ФС №).
ДД.ММ.ГГГГ исполнительный лист № (серии ФС №) поступил в ОСП по Ивановскому району с целью принудительного исполнения решения суда, в виду его не исполнения должником, в срок, установленный судом для добровольного исполнения решения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем ОСП по Ивановскому району возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника - Администрации МО Среднебельского сельсовета, предметом исполнение которого является возложение обязанности по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных на окраине <адрес>, на территории <адрес>, а также вблизи <адрес> муниципального образования Среднебельский сельский совет Ивановского района, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, и сообщении об исполнении решения суду и административному истцу до ДД.ММ.ГГГГ.
Одновременно с постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику выставлено требование с указанием в добровольном порядке исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в пятидневный срок со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено главой Администрации МО Среднебельского сельсовета МВВ ДД.ММ.ГГГГ лично, о чем в постановлении имеется его подпись.
В дальнейшем судебным приставом-исполнителем ОСП по Ивановскому району РСВ неоднократно выносились требования об исполнении требований исполнительного документа: об исполнении требований до ДД.ММ.ГГГГ (получено главой администрации лично ДД.ММ.ГГГГ), об исполнении требований до ДД.ММ.ГГГГ (получено главой администрации лично ДД.ММ.ГГГГ), об исполнении требований до ДД.ММ.ГГГГ (получено главой администрации лично ДД.ММ.ГГГГ), об исполнении требований до ДД.ММ.ГГГГ (получено главой администрации лично ДД.ММ.ГГГГ), об исполнении требований до ДД.ММ.ГГГГ (получено главой администрации лично ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ в виду неисполнения администрацией муниципального образования Среднебельского сельсовета требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Ивановскому району УФССП России по Амурской области РСВ в рамках исполнительного производства №-ИП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Ивановскому району УФССП России по Амурской области РСВ на главу администрации муниципального образования Среднебельского сельсовета МВВ составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, за совершение данного административного правонарушения МВВ подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Ивановскому району ВОЕ от ДД.ММ.ГГГГ).
С учетом получения должником – Администрацией Среднебельского сельсовета постановления о возбуждении исполнительного производства – ДД.ММ.ГГГГ и положений ч.2 ст. 15 Федерального закона «Об исполнительном производстве» последний день срока добровольного исполнения решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Не исполнение решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, должник мотивирует не запланированностью в бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год денежных средств на указанные цели, а также частичным исполнением решения.
Проверяя доводы должника, судом установлены следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО Среднебельского сельсовета с ИП ХХХ заключен договор возмездного оказания услуг, согласно которому исполнитель обязуется оказать следующие услуги: работы по благоустройству – погрузка мусора, зачистка территории на несанкционированной свалке, расположенной вблизи <адрес> (оказанные услуги по договору приняты ДД.ММ.ГГГГ по акту приемки выполненных работ комиссией администрации Среднебельского сельсовета).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Среднебельского сельсовета заключен договор № на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки твердых отходов с ООО «<данные изъяты>», согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги по ликвидации несанкционированной свалки твердых отходов, находящейся на территории «Заказчика» с передачей отходов для дальнейшего размещения на полигоне ТБО, расположенном по адресу: <адрес>. Согласно п.5.1. договора, его действие сторонами определено с момента подписания до полного исполнения сторонами своих обязательств. ООО «<данные изъяты>» услуги по данному договору оказаны в виде четырех рейсов по вывозу отходов (акт от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Среднебельского сельсовета заключен договор возмездного оказания услуг с ИП ХХХ, согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги по уборке мусора по <адрес>, территория <адрес> (срок исполнения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Среднебельского сельсовета заключен договор возмездного оказания услуг с ИП ХХХ, согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги по уборке мусора по <адрес>, территория <адрес>, территория вблизи <адрес> (срок исполнения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Среднебельского сельсовета заключен договор № на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки твердых отходов с ООО «<данные изъяты>», согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги по ликвидации несанкционированной свалки твердых отходов, находящейся на территории «Заказчика», с передачей отходов для дальнейшего размещения на полигоне ТБО, расположенном по адресу: <адрес>. Согласно п.6 договора, его действие сторонами определено с момента подписания до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Перечисленные выше договора не содержат конкретные объемы работ, которые должен выполнить исполнитель.
Доказательства исполнения договоров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ исполнителем (полностью или в части) административным истцом не предоставлены.
Кроме того, административным истцом не предоставлены и доказательства тому, что в бюджете Администрации Среднебельского сельсовета на ДД.ММ.ГГГГ год не были запланированы денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалок, как и тому, что запланированных денежных средств было недостаточно на исполнение обязанности по ликвидации несанкционированных свалок (данные по бюджету на ДД.ММ.ГГГГ год, расчет затрат на ликвидацию 3 – х несанкционированных свалок не приведены).
В связи с чем, довод административного истца об отсутствии денежных средств на указанные цели (ликвидацию 3 – х несанкционированных свалок на территории <адрес>), суд находит несостоятельным.
Указанное суждение суда основано также и на том обстоятельстве, что при рассмотрении административного иска прокурора, признавая исковые требования прокурора, представитель административного ответчика – Администрации Среднебельского сельсовета возражения относительно срока исполнения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок не высказывал, в том числе и со ссылкой на то, что бюджет на ДД.ММ.ГГГГ год на момент рассмотрения административного иска по существу был утвержден и в нем средства на исполнение данной обязанности запланированы не были.
Суд, в виду не предоставления административным истцом (должником по исполнительному производству) доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения, и достоверных данных о частичном исполнении решения суда к моменту возбуждения исполнительного производства (в сообщении главы Администрации Среднебельского сельсовета, поступившим в суд ДД.ММ.ГГГГ, даты ликвидации свалок, расположенных вблизи <адрес> и на окраине села по <адрес>, не указаны, приведенные выше договора об оказании услуг не содержат данные, свидетельствующие о том, происходит ли ликвидация свалки полностью или частично, кроме того, доказательства исполнения договора об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого приходился на срок, установленный судебным приставом – исполнителем для добровольного исполнения исполнительного документа), и, отсутствия возможности оценить реальный объем работ, которые надлежало выполнить должнику в целях исполнения решения суда (в виду не указания их должником), приходит к выводу, что должником (административным истцом по данному делу) не были предприняты все меры для надлежащего исполнения исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
При этом, причины, не позволившие должнику исполнить решения суда в установленный судебным приставом – исполнителем срок, и указанные им как уважительные, судом, с учетом выше изложенного, в качестве таковых, не могут быть расценены.
Суд также отмечает, что заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда как по окончании 6 – ти месячного срока для добровольного исполнения решения суда, так и в период времени, установленный судебным приставом - исполнителем для добровольного исполнения исполнительного документа, должником подано не было.
На основании выше установленных обстоятельств, с учетом продолжительности срока, установленного судом для добровольного исполнения решения суда, возбуждением исполнительного производства спустя 2 месяца после истечения данного срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, позволяющих освободить администрацию муниципального образования Среднебельского сельсовета от уплаты исполнительского сбора.
Принимая указанное выше суждение, суд учел, что доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, оправдывающих то, что решение суда не исполнено, административным истцом не представлено, несмотря на своевременное получение административным истцом запроса суда о предоставлении доказательств (ДД.ММ.ГГГГ направлено электронной почтой).
Установленные выше обстоятельства не позволяют суду прийти и к выводу о возможности снижения размера исполнительского сбора, согласно положений ч.7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229 – ФЗ.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований Администрации Среднебельского сельсовета об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава – исполнителя ОСП по Ивановскому району от ДД.ММ.ГГГГ надлежит отказать.
Судебных расходов по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 – 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации Среднебельского сельсовета Амурской области к Отделу судебных приставов по Ивановскому району УФССП по Амурской области, УФССП по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району от ДД.ММ.ГГГГ, – отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03.07.2020.
Судья: Скобликова Н.Г.
.