УИД 28RS0<Номер обезличен>-34
Дело <Номер обезличен>а-1006/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2021 года г. Зея, Амурская область
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Клаус Н.В.,
при секретаре Тарасовой О.А.,
с участием административного истца А.Н., его представителя С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску А.Н. к Отделению судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, судебным приставам-исполнителям Отделения судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области Кононенко Елене Степановне и Софьянниковой Виктории Геннадьевне о признании незаконными действий по списанию денежных средств с банковского счета и о возложении обязанности по их возврату,
УСТАНОВИЛ:
А.Н. обратился в суд с административным иском к Отделению судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области о признании незаконным списания денежных средств с банковского счета № 40817810803000467407 в сумме 40000 рублей и возложении на ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области обязанности возвратить ему указанные денежные средства, в обоснование требований указав, что денежные средства в сумме 40000 рублей с его банковского счета были списаны в рамках исполнительного производства № 11068/21/28008-ИП от 27 июля 2021 года. О списании вышеуказанной суммы со счета ему стало известно 09 ноября 2021 года от сотрудников ПАО Сбербанк. Вместе с тем, указанный штраф был уплачен истцом в добровольном порядке еще 18 июня 2021 года, то есть до возбуждения исполнительного производства.
Определением суда от 18 ноября 2021 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебные приставы-исполнители ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области Кононенко Е.С. и Софьянникова В.Г.
В судебном заседании административный истец А.Н. и его представитель С.Е. на удовлетворении требований настаивали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, также пояснив, что об оспариваемых действиях по списанию денег со счета истца ему стало известно 09 ноября 2021 года при обращении в банк, при этом, это счет банковской карты, однако сервис мобильного банка или Сбербанк онлайн у истца не подключен, поэтому о движении денежных средств по счету он может узнать только при личном обращении в банк. Списание денег со счета было произведено до получения административным истцом постановления о возбуждении исполнительного производства, тогда как должник имеет пятидневный срок на добровольное исполнение с момента вручения ему данного постановления. В рассматриваемом случае порядок взыскания, установленный законом, был нарушен.
Представители административных ответчиков ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области и УФССП России по Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Административные ответчики - судебные приставы-исполнители ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области Кононенко Е.В. и Софьянникова В.Г. в судебное заседание также не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
На основании ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административного иска по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Административным истцом заявлены требования о признании незаконным списания денежных средств в сумме 40000 рублей, произведенного с его банковского счета 06 августа 2021 года, а также о возврате данной суммы. В административном исковом заявлении указано и следует из пояснений административного истца, данных в судебном заседании, что о данном списании А.Н. узнал от сотрудников ПАО Сбербанк 09 ноября 2021 года. В обоснование данного утверждения истцом представлена выписка по счету карты № 40817810803000467407 по состоянию на 09 ноября 2021 года, а также справка банка об арестах и взысканиях по указанному счету от 09 ноября 2021 года.
В суд с рассматриваемым административным иском, согласно штемпелю на почтовом конверте, истец А.Н. обратился 16 ноября 2021 года, то есть в установленный законом срок.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1316, Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов означает, что судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительное производство и выполнить весь комплекс исполнительных действий, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в целях исполнения исполнительного документа в полном объеме.
В силу ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Часть 1 ст. 68 Федерального закона от № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Порядок обращения взыскания на имущество должника предусмотрен ст. 69 названного Закона, в силу части 1 которой обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
Согласно ч. 3 и 4 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ, взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах.
Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя (ч. 5 ст.70 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании, постановлением и.о. мирового судьи Амурской области по Зейскому районному судебному участку от 26 мая 2021 года А.Н. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Согласно сведений ПАО Сбербанк от 16 ноября 2021 года, вышеназванный штраф, назначенный административному истцу в качестве административного наказания, был уплачен им в полном объеме 18 июня 2021 года.
Из материалов исполнительного производства № 110682/21/28008-ИП в отношении должника А.Н. следует, что оно было возбуждено судебным приставом-исполнителем ОСП по Зейскому району 21 июля 2021 года на основании поступившего на исполнение постановления и.о. мирового судьи Амурской области по Зейскому районному судебному участку от 26 мая 2021 года, вступившего в законную силу 15 июня 2021 года, которым А.Н. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.13 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, при этом постановлением судебного пристава-исполнителя Кононенко С.С. от 06 августа 2021 года взыскание было обращено на денежные средства должника, находящиеся на банковских счетах, в том числе на счете № 40817810803000467407, открытом на имя должника в ПАО Сбербанк.
Из выписки по счету № 40817810803000467407 открытому на имя А.Н. в ПАО Сбербанк от 09 ноября 2021 года, а также справки ПАО Сбербанк об арестах и взысканиях от 09 ноября 2021 года следует, что 06 августа 2021 года по данному счету банком во исполнение требований вышеназванного постановления должностного лица ОСП по Зейскому району было произведено списание денежных средств в сумме 40 000 рублей.
Таким образом, имеет место излишняя уплата должником за счет его денежных средств суммы назначенного ему постановлением мирового судьи административного штрафа, сумма излишней выплаты при этом составила 40000 рублей.
Вместе с тем, очевидным является и факт того, что самостоятельного доступа к счетам должника должностные лица ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области не имеют и как таковое списание средств со счета в связи с этим произвести не могут, указанные действия на основании соответствующего постановления производит банк, в котором должником открыт счет, на котором хранятся принадлежащие должнику денежные средства.
На основании изложенного, требования административного истца к ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, судебным приставам-исполнителям ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области Кононенко Е.С. и Софьянниковой В.Г. о признании незаконными действий по списанию денежных средств с банковского счета и о возложении обязанности по их возврату, подлежат отказу в удовлетворении в полном объеме.
Одновременно суд учитывает, что согласно п.п.1-6, 8, 11 Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 сентября 2021 года № 137н,
определяющих требования к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179; 2021, № 27, ст. 5179) (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ), а также платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением платежей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, а также платежей, порядок возврата которых устанавливается федеральными законами (далее - Общие требования), излишне уплаченный (взысканный) платеж подлежит возврату по письменному заявлению или заявлению, представленному в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи, включая использование федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал) или региональных порталов государственных и муниципальных услуг, и подписанному простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года № 33 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 377; 2021, № 1, ст. 114), или усиленной квалифицированной электронной подписью, или усиленной неквалифицированной электронной подписью заявителя - физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, допустимость использования которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, плательщика, его представителя (далее соответственно - Заявление на возврат, Заявитель, представитель Заявителя) в течение 30 календарных дней, следующих за днем регистрации Заявления на возврат администратором доходов бюджета или получателем денежных средств, не являющимся администратором доходов бюджета, оказывающим государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179; 2021, № 1, ст. 48) (далее соответственно - администратор доходов бюджета, получатель денежных средств).
Заявление на возврат представляется администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) Заявителем, представителем Заявителя способами, предусмотренными пунктом 3 Общих требований, с учетом технических возможностей администратора доходов бюджета (получателя денежных средств).
Заявление на возврат излишне уплаченного в ходе проведения исполнительных действий платежа представляется администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) Заявителем, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, представителем Заявителя.
В случае отмены или изменения судебного акта, акта органа или должностного лица, на основании которого был выдан исполнительный документ, отмены или признания недействительным исполнительного документа Заявление на возврат представляется администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) Заявителем, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, представителем Заявителя с приложением копии судебного акта, акта органа или должностного лица, на основании которого был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, которые были отменены, изменены или признаны недействительными.
Возврат излишне уплаченного (взысканного) платежа осуществляется на банковский счет Заявителя, представителя Заявителя (в случае наличия права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя), открытый в кредитной организации и указанный в Заявлении на возврат.
Заявление на возврат представляется Заявителем, представителем Заявителя с приложением: согласия субъекта персональных данных на их обработку и распространение в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2021, № 27, ст. 5159); копии расчетного документа Заявителя (копии распоряжения физического лица и (или) копии письма кредитной организации (ее филиала), организации федеральной почтовой связи, платежного агента, подтверждающего факт включения распоряжения физического лица в платежное поручение на перечисление платежа), полученных в том числе с использованием электронного сервиса кредитных организаций (далее - документы, подтверждающие факт уплаты платежа); копии документов, подтверждающих право Заявителя на возврат денежных средств, и (или) подтверждающих наименование Заявителя - юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) Заявителя - физического лица, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, в случае изменения данных Заявителя, и (или) подтверждающих право представителя Заявителя действовать от его имени, подтверждающих наличие права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя (далее - документы, подтверждающие право Заявителя на возврат).
Документы, подтверждающие право Заявителя на возврат, документы, подтверждающие факт уплаты платежа (за исключением копии распоряжения плательщика (копии распоряжения физического лица), должны быть оформлены на бланке организации, выдавшей документ и подписаны ее руководителем (уполномоченным им лицом), и (или) оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к доверенностям.
Документы, подтверждающие факт уплаты платежа, не представляются при наличии информации об уплате платежа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
В случае положительного результата проведения предусмотренной пунктом 9 Общих требований проверки: администратор доходов бюджета в течение срока, установленного пунктом 9 Общих требований, принимает решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа; в течение 5 рабочих дней, следующих за днем принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа, представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата денежных средств Заявителю, представителю Заявителя (в случае наличия права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя) в соответствии с порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации.
Поскольку в материалах исполнительного производства имеется платежное поручение №856464 от 17 августа 2021 года о перечислении денежных средств полученных от должника в ходе совершения действий по исполнению требований исполнительного документа в размере 40 000 рублей (получатель платежа УФК по Амурской области (министерство юстиции Амурской области), указанные денежные средства уже не находятся на депозите ОСП по Зейскому району, соответственно их возврат должнику без его обращения к администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) в указанном выше порядке невозможен.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска А.Н. к Отделению судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, судебным приставам-исполнителям Отделения судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области Кононенко Елене Степановне и Софьянниковой Виктории Геннадьевне о признании незаконными действий по списанию денежных средств с банковского счета и о возложении обязанности по их возврату, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Клаус
Мотивированное решение составлено 07 декабря 2021 года
Судья Н.В. Клаус