Дело № 2а-740/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 июня 2020 года Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Галановой Л.В.
при секретаре Бутовской М.А.
с участием представителя административного истца - прокурора Дамаскиной Ю.В.
помощник судьи Швачко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Северск, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Каминскому С.С. о прекращении права управления транспортными средствами, возложении обязанности сдать водительское удостоверение,
установил:
прокурор ЗАТО г. Северск, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Каминскому С.С., в котором просит прекратить право Каминскому С.С., **.**.**** г.р., на управление транспортными средствами категории «С», возникшее на основании водительского удостоверения от 09.06.2010 № **; обязать Каминского С.С. **.**.**** г.р., сдать водительское удостоверение № **, выданное 09.06.2010, в ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск.
В обоснование административных исковых требований указано, что Каминский С.С. имеет право на управление транспортными средствами категории «С», что подтверждается выданным ему 09.06.2010 водительским удостоверением № **. Согласно заключению врачебной комиссии ПНД МЦ № 1 ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России, Каминский С.С. состоит на диспансерном учете у **. Согласно п. 7 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604, имеет противопоказания к управлению транспортным средством. Состояние здоровья Каминского С.С. препятствует безопасному управлению транспортными средствами, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения и может повлечь причинение вреда в будущем, что является основанием для прекращения действия его права на управление транспортными средствами.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Дамаскина Ю.В. поддержала административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Каминский С.С. в судебное заседание не явился, при этом суд признает надлежащим извещение последнего о дате, времени и месте судебного разбирательства по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте.
Частью 2 ст. 96 КАС РФ предусмотрено, что вместе с извещением в форме судебной повестки или заказного письма лицу, участвующему в деле, направляются копии процессуальных документов.
В соответствии с ч. 4 ст. 96 КАС РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы.
Согласно адресной справке от 28.05.2020 Каминский С.С. зарегистрирован по [адрес].
Направленные 04.06.2020 административному ответчику заказным письмом извещение по указанному адресу о необходимости явки на судебное заседание 25.06.2020 в 10 час. 30 мин., а также копия определения от 26.05.2020 возвращены в суд.
Согласно справке, составленной помощником судьи, 11.06.2020 были сделаны звонки административному ответчику Каминскому С.С. для извещения о том, что судебное заседание состоится в 10 час. 30 мин. 25.06.2020 по номеру телефона ** в 10-30 час. – административный ответчик ответил на звонок, пояснил, что этот номер телефона принадлежит ему. После того, как сотрудник суда представился, административный ответчик положил трубку, после повторного набора указанного номера оператор пояснил, что набранный номер недоступен. По номеру телефона ** в 10-33 час. оператор пояснил, что набранный номер недоступен.
Как следует из справки помощника судьи, 17.06.2020 были сделаны звонки административному ответчику для извещения о том, что судебное заседание состоится в 10 час. 30 мин. 25.06.2020. По номеру телефона ** в 11-29 час. оператор пояснил, что набранный номер недоступен. По номеру телефона ** в 11-30 час. оператор пояснил, что набранный номер недоступен.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что судом в полной мере выполнены предусмотренные ст. 96 КАС РФ требования по извещению административного ответчика о дате, месте и времени судебного разбирательства и направлении ему копий процессуальных документов.
В соответствии с п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Уклонение от явки в учреждение почтовой связи для получения судебной корреспонденции расценивается как отказ от ее получения.
В соответствии с ч. 2 ст. 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Таким образом, обязанность по извещению административного ответчика была выполнена судом надлежащим образом, административный ответчик не был лишен возможности получить информацию о движении дела по административному иску, и согласно ч. 6 ст. 45 КАС РФ должен был добросовестно пользоваться всеми принадлежащими ему процессуальными правами.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по ЗАТО Северск Томской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума ВС СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
По смыслу п. 1 ст. 1079 ГК РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.
Из положений ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства (ст. 2 Закона).
Согласно ст. 5 указанного закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п.п. 1, 6 ст. 23 названного закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
На основании п. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Согласно п. п. 1, 4 ст. 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Согласно пункту 7 раздела II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, являются противопоказанием к управлению транспортным средством (код заболевания по МКБ-10 - F10 - F16, F18, F19).
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Из ст. 6 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» следует, что гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права управления транспортными средствами.
В судебном заседании установлено, что Каминскому С.С., **.**.**** г.р., 09.06.2010 было выдано водительское удостоверение № ** на право управления транспортными средствами категории «С», действительное до 09.06.2020, что подтверждается карточкой операции с ВУ.
По сведениям ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области от 19.06.2020 № **, на Каминского С.С. 28.09.2015 на основании ч. 1 ст. 12.26 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, наложен административный штраф в размере 30000 руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок 18 месяцев.
Согласно заключению ВК ПНД МЦ№ 1 СибФНКЦ от 20.04.2020 № ** Каминский С.С. состоит на диспансерном учете у ** с 2017 года, диагноз: **. В соответствии с п. 7 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604, имеет противопоказания к управлению транспортными средствами.
Каких-либо доказательств того, что на момент обращения прокурора с административным исковым заявлением в суд у Каминского С.С. установлено состояние стойкой ремиссии, и он снят с диспансерного учета, суду не представлено.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что административный ответчик в настоящее время состоит на диспансерном учете с диагнозом – **.
Согласно пункту 7 раздела II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604, управлять транспортным средством Каминский С.С. не годен.
Имеющееся у Каминского С.С. заболевание относится к числу медицинских противопоказаний для управления транспортным средством, следовательно, его деятельность по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц – участников дорожного движения и может повлечь причинение вреда в будущем.
Таким образом, имеется предусмотренное законом основание для прекращения действия права Каминского С.С. на управление транспортными средствами.
С учетом изложенных обстоятельств, положений закона суд считает необходимым удовлетворить административное исковое заявление прокурора ЗАТО г. Северск, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Каминскому С.С. о прекращении действия права на управление транспортными средствами категории «С», возникшего на основании водительского удостоверения от 09.06.2010 № **, возложении обязанности на Каминского С.С. **.**.**** г.р., сдать водительское удостоверение № **, выданное 09.06.2010, в ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ суд считает необходимым взыскать с административного ответчика государственную пошлину, от уплаты которой административный истец освобожден, в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора ЗАТО г. Северск, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Каминскому С.С. о прекращении права управления транспортными средствами, возложении обязанности сдать водительское удостоверение удовлетворить.
Прекратить действие права Каминского С.С., **.**.**** года рождения, на управление транспортными средствами категории «С», возникшее на основании водительского удостоверения от 09.06.2010 № **.
Возложить обязанность на Каминского С.С., **.**.**** года рождения, сдать водительское удостоверение от 09.06.2010 № ** в ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области.
Взыскать с Каминского С.С., **.**.**** года рождения, в бюджет муниципального образования ЗАТО Северск Томской области государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий Л.В. Галанова
УИД: 70RS0009-01-2020-001897-05