Дело № 2-1106/2020
Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 25 ноября 2020 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Кузьмич Н.В.,
при секретаре Лукановой Ю.В.,
с участием истца Бережного Р.В.,
представителя ответчика МО МВД России «Кандалакшский» Зайцева С.Ю.,
представителя ответчика МВД РФ Мироновой С.Л.,
помощника прокурора города Кандалакши Мамаковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Бережного Р.В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Кандалакшский», Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Бережной Р.В. обратился в суд с иском к ИВС МО МВД России «Кандалакшский», Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда, мотивируя свои требования тем, что с 20.05.2020 он периодически доставляется в ИВС г. Кандалакши для участия в следственных действиях и судебных заседаниях. В камерах ИВС невозможно находиться, поскольку условия содержания антисанитарные и унижающие человеческое достоинство, а именно: окна в камерах не открываются, вентиляция доставляет не свежий воздух, а пыль с вентиляционных труб, в связи с чем в камерах ежедневно скапливаются клубы пыли, несмотря на ежедневную влажную уборку; уборочный инвентарь в камерах отсутствует, половую тряпку приходится полоскать в раковине, в ней же приходится мыть посуду и стирать вещи (нижнее белье); средства личной гигиены не выдаются, в камерах холодно; еда выдается менее установленных норм; матрацы и подушки издают зловонный запах и на них имеются характерные пятна мочи; постельное белье выдается периодически рваное. Туалет, находящийся от стола и спальных мест на расстоянии одного метра, не огорожен должным образом (кабинкой с закрывающейся дверцей высотой не менее одного метра), вместо унитаза напольная чаша, вмонтированная в пол, и открытое канализационное отверстие, откуда исходит смрад фикалий. Тем самым прием пищи производится практически в туалете. А по приезду в очередной раз 10.08.2020 на следственные действия он был размещен в камеру № 5, где ему выдали постельное белье, на котором была обнаружена вша. После обращения к сотрудникам его перевели в камеру № 6, в которой также были обнаружены вши. В связи с указанным его здоровье подвергается риску, он может получить заболевания туберкулеза, чесотки, дизентерии и т.д. из-за антисанитарных и унижающих человеческое достоинство условий. Просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб., что считает соразмерным и достаточным.
Определением суда от 16.10.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МВД России.
Истец Бережной Р.В. принимал участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что неоднократно обращался в прокуратуру, однако в ответ приходят только отписки. Кроме того, в камерах ведется видеонаблюдение, в том числе в зоне санузла. Считает, что содержание его в антисанитарных условиях, когда человека кормят в туалете, причинило ему нравственные страдания, которые он, с учетом непродолжительного времени содержания в ИВС, оценивает в 20 000 руб.
Представитель МО МВД России «Кандалакшский» Зайцев С.Ю. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск, приобщенном к материалам дела. Обратил внимание, что в 2017 году в помещениях ИВС был проведен капитальный ремонт, во всех камерах были установлены напольные унитазы – чаши «генуя», в целях безопасности, все столы и кровати в камерах расположены так, чтобы визуально исключить наблюдение санузла. Видеокамеры находятся в холлах ИВС, видеонаблюдение выведено на пункт дежурного по ИВС для контроля помещений, в помещениях камер видеокамер нет.
В письменное отзыве на иск представитель МО МВД России «Кандалакшский» Трушнина О.В. указала, что условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания, утвержденными Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950. В силу статьи 15 вышеуказанного Закона в местах содержания устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей. Из анализа ст. 23 данного Федерального закона следует, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Отметила, что в МО МВД России «Кандалакшский» заключен государственный контракт сроком действия с 01.02.2020 по 31.12.2020 на оказание услуг по стирке, сушке и глажению белья в прачечной. Транспортировка грязного белья осуществляется в прачечную еженедельно, стирка белья осуществляется в течение семи дней с даты сдачи.
Согласно заключенному государственному контракту на оказание санитарно-эпидемиологических услуг обработка помещений ИВС осуществляется один раз в месяц.
С сентября 2016 года по январь 2017 года в помещениях ИВС проводился капитальный ремонт. ИВС обеспечен централизованным холодным и горячим водоснабжением, отоплением, канализацией. Камеры для лиц, содержащихся в ИВС, находятся в надлежащем состоянии, вентиляция находится в исправном состоянии, во всех камерах установлены батареи отопления, которые находятся в исправном состоянии. Камеры оборудованы санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности. Отдельной туалетной комнаты с закрывающейся дверцей нормативными документами в камерах не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 43 Правил, средства личной гигиены лицам, содержащимся в ИВС, выдаются по их личной просьбе. Также во исполнение пункта 44 Правил для общего пользования в камеры ежедневно выдается уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере, что подтверждается Журналом санитарного содержания ИВС.
С 21.09.2020 МО МВД России «Кандалакшский» подключен к централизованному отоплению, что подтверждается актом подключения к теплоснабжению.
Организация мероприятий по питанию лиц, содержащихся в ИВС, осуществляется в соответствии с заключенным между МО МВД России «Кандалакшский» и ИП Сапожниковым государственным контрактом. Задержанные обеспечиваются трехразовым питанием (завтрак, обед, ужин), с учетом нормы питания, установленной постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205.
Отмечает, что по обращениям Бережного о ненадлежащих условиях содержания в ИВС в 2020 году прокуратурой города Кандалакша была проведена проверка, по итогам которой факты, изложенные в обращениях Бережного, не нашли своего подтверждения, каких-либо нарушений прокуратурой не установлено.
На основании изложенного полагает, что доводы истца являются надуманными, ничем не подтвержденными, в связи с чем просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Бережного Р.В. в полном объеме.
Представитель МВД России Миронова С.Л. в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, в которых указано, что МВД России считает требования, изложенные в исковом заявлении, не подлежащими удовлетворению, поскольку истцом не доказан факт того, что он находился в унижающих человеческое достоинство условиях содержания.
Представители Министерства финансов Российской Федерации (в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области) участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В возражениях указали, что надлежащим ответчиком по делу будет являться МВД РФ. Полагают, что поскольку истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о его содержании в ИВС в условиях, не совместимых с уважением человеческого достоинства, а также о наличии угрозы его здоровью и благополучию, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Минфина РФ.
Помощник прокурора города Кандалакши Мамакова Е.С. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Заслушав истца, представителей ответчиков МО МВД России «Кандалакшский», МВД России, заключение помощника прокурора города Кандалакши Мамаковой Е.С., исследовав материалы дела, суд приходит следующим выводам.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд также учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно статье 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе в результате издания несоответствующих закону правовых актов государственных органов, подлежит возмещению.
Статьей 1071 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 1 статьи 125 и статьи 1071 ГК РФ, подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам главный распорядитель бюджетных средств.
Таким образом, исходя из смысла приведенных норм права, по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц МВД России за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам МВД России как главный распорядитель денежных средств.
Согласно статье 1 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в редакции от 28.12.2016) (далее - ФЗ № 103) настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В силу статьи 4 ФЗ № 103 содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно статье 7 названного Федерального закона, местом содержания под стражей, в том числе, являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу статьи 9 ФЗ № 103 изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
На основании статьи 13 ФЗ № 103 подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
Согласно статье 17 ФЗ № 103 подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
В соответствии со статьей 22 ФЗ № 103 подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
Положениями статьи 23 ФЗ № 103 установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно статье 24 ФЗ № 103 оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
На основании статьи 13 ФЗ № 103 подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Бережной Р.В. содержался в ИВС МО МВД России «Кандалакшский» в следующие периоды: с <дата> по <дата> на основании протокола задержания подозреваемого от <дата> следователя СУ СК ФИО8, постановления об аресте от <дата> судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области Кирилова А.В.; а также с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Истец в иске ссылается на ненадлежащие условия содержания: отсутствие приватности в туалете, низкую температуру, ненадлежащее питание, неоткрывающиеся окна в камерах, поступление из вентиляции пыли, отсутствие уборочного инвентаря, невыдачу средств личной гигиены, ненадлежащее состояние матрацев, подушек и постельного белья, наличие вшей в камерах, отсутствие нормальных унитазов, зловонный запах, наличие видеонаблюдения, антисанитарные и унижающие человеческое достоинство условия.
Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - Правила), согласно пункту 2 которых в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 43 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование. Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС.
На основании пункта 44 Правил для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС).
В силу пункта 45 Правил камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Согласно пункту 94 Правил при ежедневном обходе камер представители администрации ИВС принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде.
Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной и письменной форме, записываются в соответствующий журнал регистрации, ведущийся в канцелярии территориальных органов МВД России или ИВС, и докладываются лицу, ответственному за их разрешение (п. 95 Правил).
Предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные начальнику ИВС, после регистрации в журнале рассматриваются им в установленном порядке. При отсутствии такой возможности подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения (п. 96 Правил).
Ответы на устные заявления подозреваемых и обвиняемых объявляются им в течение суток. В случае назначения дополнительной проверки ответ дается в течение пяти суток. Ответ на письменную жалобу в адрес администрации ИВС должен быть дан в течение десяти суток(п. 102 Правил).
Поступившие в ИВС ответы на предложения, заявления и жалобы объявляются подозреваемым и обвиняемым под расписку и приобщаются к личному делу.
По просьбе подозреваемых и обвиняемых за счет их средств администрация ИВС делает копию ответа и выдает ее на руки (п. 103 Правил).
Согласно информации начальника ИВС МО МВД России «Кандалакшский» от 15.10.2020 <номер>, в период с мая 2020 года по настоящее время от Бережного Р.В. не поступали заявления с жалобами на условия содержания в ИВС на имя начальника МО МВД России «Кандалакшский».
Из материалов надзорного производства прокуратуры города Кандалакши № <номер> следует, что в прокуратуре 21.07.2020 зарегистрирована жалоба Бережного Р.В. от 13.07.2020 относительно невыносимых условий принятия пищи, связанных с нахождением стола в непосредственной близости от туалета, отсутствием элементов приватности туалета. По указанным жалобам прокуратурой города проведена проверка, в ходе которой доводы Бережного Р.В. не нашли своего подтверждения. 19.08.2020 Бережному Р.В. дан ответ об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования.
18.08.2020 в прокуратуре зарегистрировано заявление Бережного Р.В. от 14.08.2020 по факту ненадлежащих условий содержания в ИВС. В заявлении Бережной Р.В. указал, что окна в камерах не открываются, ежедневно под кроватями образуются комы пыли, в камерах очень холодно, средства гигиены не выдаются, еда выдается менее установленных норм, матрацы издают зловонный запах, на них характерные пятна мочи, постельное белье выдают рваное; 10.08.2020 на выданном постельном белье была обнаружена вша. По указанным в заявлении доводам прокуратурой города проведена проверка, получено объяснение от начальника ИВС, изучена документация по организации питания лиц, содержащихся в ИВС. 16.09.2020 Бережному Р.В. направлен ответ о том, что его доводы на ненадлежащие условия содержания в ИВС и на ненадлежащее исполнение сотрудниками изолятора своих служебных обязанностей не нашли своего подтверждения, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
19.10.2020 в прокуратуре г. Кандалакши зарегистрировано заявление Бережного Р.В. от 16.10.2020 на антисанитарные условия содержания в ИВС, а именно: окна в камерах не открываются, отсутствуют вешалки для верхней одежды, тазики для стирки, уборки и гигиенических целей, уборочный инвентарь, моющие и чистящие средства не выдаются, вместо туалета напольная чаша с открытым канализационным отверстием, туалет не огорожен должным образом (кабинкой с открывающейся дверкой, высотой не менее одного метра). Исправление естественных потребностей приходится производить как можно реже, так как это происходит на глазах сокамерников. Матрацы и подушки в пятнах мочи и издают характерный запах. По доводам жалобы прокуратурой проведена проверка, в ходе которой составлен акт проверки от 13.11.2020, получено объяснение начальника ИВС. Доводы Бережного Р.В., изложенные в заявлении от 16.10.2020, не нашли своего подтверждения. 16.11.2020 Бережному Р.В. направлен ответ об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования.
Согласно ответу прокуратуры Мурманской области от 15.10.2020, обращения Бережного Р.В. на ненадлежащие условия содержания в ИВС за период с мая 2020 года по настоящее время не рассматривались и не разрешались.
Из представленного МО МВД России «Кандалакшский» акта подключения от 28.09.2020, составленного представителем филиала АО «Мурманэнергосбыт» «Кандалакшская теплосеть», 21.09.2020 в 14.00 произведено подключение системы теплоснабжения здания МО МВД России «Кандалакшский».
Согласно акту комиссионного обследования ИВС МО МВД России «Кандалакшский» от 15.03.2019 проверены оборудованность ИВС техническими противопобеговыми средствами, средствами сигнализации и связи; оборудование камер; оборудование поста у камер; оборудование прогулочного двора; оборудование поста охраны прогулочного двора; оборудование помещения для следственных действий; оборудование помещений для проведения свиданий. Система видеонаблюдения (с установкой видеоконтрольных устройств в помещении дежурного по ИВС), обеспечивающей надзор в камерах и коридорах, в прогулочных дворах, в том числе на крышах и стенах корпуса ИВС и на территории, прилегающей к запретной зоне, имеется в наличии, исправна. Все камеры оборудованы одноярусными кроватями, расстояние от стола до санузла 2,5 метра, в каждой камере имеются шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей, полки для туалетных принадлежностей, вешалки для верхней одежды - по количеству спальных мест, исправные радиодинамики, исправные оконные замки, температура воздуха в камерах 20 градусов.
Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора МСЧ МВД России по Мурманской области 14.10.2020 составлен акт по результатам мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации в изоляторе временного содержания МО МВД России «Кандалакшский». В акте указано, что помещения ИВС обеспечены холодным и горячим водоснабжением, отоплением, канализацией, электроснабжением. Вентиляция приточно-вытяжная с механическим побуждением. Инженерные коммуникации исправны. В ИВС опрос и осмотр состояния здоровья задержанных при поступлении, при проведении ежедневных покамерных обходов, при обращении за медицинской помощью, при убытии из ИВС проводят дежурные ИВС. Данные осмотра регистрируются в медицинском журнале. Лица с подозрением на наличие инфекционного заболевания, чесотку, педикулез изолируются в специально выделенную камеру № 7. На момент проверки больных с инфекционными, кожными, паразитарными заболеваниями не зарегистрировано. Представлены средства индивидуальной защиты: костюмы – 31 штука, перчатки – 6 коробок по 100 штук, маски – 200 штук. Помещение для размещения медицинского кабинета в составе ИВС имеется. В камерах имеется необходимое сантехническое оборудование, водоснабжение. Санитарно-техническое состояние помещений ИВС удовлетворительное. Постельные принадлежности, белье, столовая посуда, столовые приборы, а также предметы личной гигиены (мыло хозяйственное, мыло туалетное, бумага туалетная, полотенца и др.) имеются в наличии согласно лимиту наполняемости. Уборка камер, камерных санузлов контролируется сотрудниками ИВС при ежедневном обходе камер. Результаты проверки санитарного содержания помещений ИВС заносятся в «Журнал санитарного состояния ИВС». В течение первых суток вновь прибывшие проходят санитарную обработку, в дальнейшем помывка содержащихся осуществляется в душевой комнате, но не реже 1 раза в 7 дней с последующей выдачей постельного белья. Питание задержанных лиц осуществляется непосредственно в камерах. Питание 3-разовое, доставляется в термосах. На каждом термосе имеется маркировка с названием данного блюда, дата и время его приготовления. Раздачу пищи проводят дежурные по ИВС. Спецодежда (халат) для раздачи блюд у персонала имеется. Параметры микроклимата соответствуют СанПин 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». На момент проверки жалоб на наличие грызунов и насекомых сотрудники ИВС не предъявляли. Представлены государственные контракты: на организацию питания административно задержанных – ИП ФИО10 от 01.01.2020; на оказание услуг по стирке белья от 01.02.2020 <номер>; на оказание услуг по дератизации от 01.01.2020 № <номер>. Обеспечено наличие противочесоточных и противопедикулезных средств для санитарной обработки задержанных при выявлении у них педикулеза и чесотки.
Аналогичные проверки проведены Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора МСЧ МВД России по Мурманской области 08.12.2017, 26.09.2019, составлены акты от 11.12.2017 <номер>/ЦСН, от 10.10.2019 <номер>/ЦСН.
Оснований не доверять данным актам у суда не имеется, поскольку они выполнены специализированным учреждением, к полномочиям которого относится проведение проверок соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ИВС, поскольку в соответствии с Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от 31.12.1999 (ред. от 24.12.2009) государственный санитарно-эпидемиологический надзор за ИВС осуществляется центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора МСЧ МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
Кроме того, 13.11.2020 в ходе проверки доводов жалобы Бережного Р.В. прокуратурой г. Кандалакша проведена проверка ИВС, в ходе которой установлено, что в камере <номер> окно открывается, имеются вешалки для верхней одежды, уборочный инвентарь, тазики для стирки и уборки в наличии и выдаются по первому требованию, моющие и чистящие средства, а также предметы личной гигиены имеются в наличии в подсобном помещении ИВС и выдаются при необходимости. Туалет «гаусса» оборудован шторой, закрывающей на уровне более одного метра от пола. На матрасах и подушках каких-либо разводов и следов не обнаружено.
Также 23.11.2020 в рамках проверки по обращению Бережного Р.В. проведена проверка ИВС МО МВД России «Кандалакшский», в ходе которой дополнительно проверены матрацы, одеяла, наматрасники и подушки, на которых каких-либо вшей, разводов и следов не обнаружено. Нарушений условий содержания не выявлено.
Из объяснений сотрудников ИВС от 14.08.2020, 31.08.2020, имеющихся в материалах прокурорской проверки по обращениям Бережного Р.В., следует, что Бережной Р.В. систематически высказывал свое недовольство по поводу всего происходящего в ИВС. От других лиц, находящихся в ИВС МО МВД России «Кандалакшский», таковых жалоб не поступало. Полагают, что Бережной Р.В. умышленно пишет такие жалобы с целью создания каких-либо неудобств правоохранительным органам.
Из объяснений представителя МО МВД России «Кандалакшский» Зайцева С.Ю. в судебном заседании следует, что ежегодно закупаются матрацы, старые направляются на списание. В подтверждение сказанному представил соответствующие документы.
Так, 22.08.2019 МО МВД России «Кандалакшский» заключен государственный контракт <номер> на приобретение вещевого имущества для МО МВД России «Кандалакшский», в рамках которого приобретены 2 матраца 80*190 см, 2 наматрасника 80*200 см, 2 подушки пух-перо 70*70 см, 2 одеяла 140*205 шерсть 70%, 2 наволочки, 1 простынь. Данное имущество поступило в ИВС МО МВД России «Кандалакшский» по товарной накладной от 26.03.2020. Согласно акту № <номер> от 29.09.2020 о списании мягкого и хозяйственного инвентаря списаны 11 матрацев, 12 одеял, 6 подушек.
Доводы истца о том, что в камерах не открываются окна, камеры не проветриваются, суд не принимает, поскольку из материалов дела и объяснений ответчиков следует, что окна в камерах открываются в период нахождения задержанных на прогулке, вентиляция в камерах исправна.
Доводы истца об отсутствии уборочного инвентаря, невыдаче средств личной гигиены, о ненадлежащем состоянии матрацев и подушек, постельного белья, о наличии вшей не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, опровергаются материалами дела.
В выписке из медицинской карты Бережного Р.В. указано, что за время его нахождения в СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области. т.е. с 29.05.2020, Бережной обращался за медицинской помощью в связи с грибком ногтей пальцев ног и люмбалгией.
Доводы истца о том, что в камерах холодно, не свидетельствует о наличии в действиях должностных лиц МВД РФ каких-либо нарушений, поскольку судом установлено, что помещения ИВС оборудованы централизованным отоплением, отопление подключено 21.09.2020. Кроме того, из объяснений самого истца следует, что ему ни разу не было отказано в выдаче дополнительного одеяла.
Из копии постовой ведомости от 19-20.11.2020 следует, что 20.11.2020 помещения ИВС МО МВД России «Кандалакшский» были проверены председателем общественного совета при МО МВД России «Кандалакшский» ФИО11
Результаты проверки отражены в статье от 23.11.2020, размещенной на официальном сайте УМВД России по Мурманской области, где указано, что в ходе общения с задержанными жалоб на условия содержания не поступало, граждане отметили, что их права соблюдаются, они могут получать передачи от родственников, обращаться с личными просьбами к начальнику изолятора и лицам, контролирующим работу данного учреждения. Им можно пользоваться литературой и письменными принадлежностями, гарантировано бесплатное питание, медико-санитарное обследование и корректное обращение со стороны обслуживающего персонала.
Также суд полагает несостоятельными доводы истца об отсутствии приватности в туалете, поскольку нормативными документами не предусмотрено наличие в камерах ИВС отдельной туалетной комнаты. Как указано в акте Центра ГСЭН МСЧ МВД России по Мурманской области от 11.12.2017, камеры оборудованы санузлами с элементами приватности, что соответствует требованиям СП 12-95 МВД России от 01.07.1995 и приказа МВД России от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел». Из акта комиссионного обследования ИВС от 15.03.2019 следует, что во всех камерах расстояние от стола до санузла составляет 2,5 метра.
Доводы истца о наличии видеокамер, направленных на санузел, суд находит не состоятельными, опровергаемыми материалами дела.
Из акта комиссионного обследования ИВС от 15.03.2019 следует, что ИВС оборудовано системой видеонаблюдения, согласно пояснениям ответчика видеокамеры установлены в коридорах и холлах ИВС, при этом не охватывают зону туалета.
Приказом МВД РФ от 25.07.2011 № 876 «Об утверждении специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» предусмотрено оборудование изоляторов временного содержания средствами видеонаблюдения.
Таким образом, наличие в ИВС видеокамер обусловлено требованиями безопасности и не свидетельствует о нарушении прав истца.
Доводы истца о ненадлежащей организации питания суд также находит необоснованными, не нашедшими подтверждения в судебном заседании. Истец указывает, что еда подавалась менее установленных норм. При этом истец пояснил, что о размерах порции судит визуально.
Из заключенного МО МВД России «Кандалакшский» с ИП ФИО10 государственного контракта от 19.09.2019 (срок оказания услуг с 01.01.2020 по 31.12.2021) на оказание услуг по организации мероприятий по питанию лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания МО МВД России «Кандалакшский», следует, что исполнитель обязуется ежедневно оказывать услуги по обеспечению трехразовым питанием лиц, находящихся в ИВС в соответствии со спецификацией. Спецификацией установлен режим питания, а также указаны нормы суточного довольствия лиц, находящихся в ИВС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ и пограничных органов ФСБ, на мирное время», состав блюд, необходимых для включения в меню, нормы замены одних продуктов питания другими.
Из представленных «заборных листов» на выдачу ИП ФИО10 готовых продуктов питания в августе 2020 года следует, что содержащимся в ИВС лицам выдавались: на завтрак – каша (пшенная, геркулесовая, пшеничная, ячневая) - 300 г, чай, сахар, хлеб; на обед – первое блюдо (щи по-деревенски с курицей, борщ, гороховый, фасолевый, летний с курицей и щавелем, рыбный) – 300 г, второе блюдо (мясо, печень, рыба с гарниром, ленивые голубцы с мясом) – 175-200 г, хлеб, чай, сахар; на ужин – второе блюдо (рис с треской, капуста тушенная с мясом, макароны с сарделькой) – 195-220 г, хлеб, чай, сахар.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что в ИВС имеются контрольные весы, на которых взвешивается привозимая поставщиком еда.
Доводы истца о том, что в камерах вместо нормальных унитазов установлены напольные чаши (генуя), суд не принимает, поскольку наличие таких унитазов не является нарушением и обусловлено безопасностью.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из смысла указанной нормы права следует, что ответственность по данной статье наступает, если вред причиняется противоправными действиями указанных в статье субъектов.
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В связи с этим обязанность доказать факт причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам, а также незаконность действий (бездействия) органа государственной власти, либо его должностного лица, в рассматриваемом случае возлагается на истца. Более того, истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями (бездействием) и возникновением у него морального вреда.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
К условиям возмещения вреда следует отнести, прежде всего, наличие вреда. Вред может иметь как имущественный, так и неимущественный характер.
Необходимым условием возникновения оснований для компенсации морального вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, является нарушение личных неимущественных прав потерпевшего (ст. 151 ГК).
Вторым условием возмещения вреда является причинно-следственная связь между действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов и наступившими вредоносными последствиями.
Третье условие – противоправность деяния причинителя вреда – в комментируемой статье определено как «незаконные действия (бездействие)» государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Четвертым условием возмещения вреда является наличие вины должностных лиц в причинении вреда.
Судом установлено, что действиями должностных лиц ИВС МО МВД России «Кандалакшский» истцу физические и нравственные страдания не причинены, при содержании Бережного Р.В. в ИВС нарушений требований Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» не установлено.
Доводы Бережного Р.В. о том, что антисанитарные условия содержания в ИВС поставили под угрозу состояние его здоровья, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела и носят предположительный характер, так как причинно-следственная связь установлена не была.
Принимая решение, суд также учитывает, что время пребывания истца в ИВС носило кратковременный характер, что не отрицал и сам истец. Доказательств тому, что за столь короткие промежутки времени ему были причинены физические и нравственные страдания, истцом не представлено. Бережным Р.В. также не представлено суду доказательств, подтверждающих указанные в иске нарушения (нахождение камеры, в которой он содержался, в антисанитарном состоянии; отсутствие приватности при пользовании туалетом и т.д.), нарушение его неимущественного права на содержание в условиях, обеспечивающих уважение человеческого достоинства.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. Однако, принимая во внимание практику Европейского суда по правам человека, неправомерное обращение с человеком должно нести в себе некий минимум жестокости, чтобы на акт такого обращения распространялось действие статьи 3 указанной Конвенции. Оценка этого минимума относительна, она зависит от обстоятельств дела, таких как продолжительность неправомерного обращения с человеком, его физические и психические последствия для человека. В своей практике суд относит обращение с тем или иным лицом к категории «бесчеловечного», в случае преднамеренного характера такого обращения, если оно имело место на протяжении нескольких часов беспрерывно или если в результате этого обращения был нанесен реальный физический вред человеку, либо причинены глубокие физические или психические страдания. Обращение с человеком считается «унижающим достоинством», если оно таково, что вызывает в жертвах такого обращения чувство страха, страдания и неполноценности, которые заставляют их ощущать себя униженными.
Вина ответчиков в причинении Бережному Р.В. нравственных или физических страданий отсутствует, в связи с чем суд приходит к выводу, что заявленные им требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства и собранные доказательства в отдельности и в совокупности, суд, руководствуясь приведенными нормативными актами, приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на которые ссылался истец в исковом заявлении, и как следствие, об отсутствии достаточных правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░