Дело № 12-170/2020 (УИД: 10RS0005-01-2020-000572-66)
Р Е Ш Е Н И Е
гор. Костомукша 30 июня 2020 года
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Е.С. Бехтерев,
при секретаре И.П. Шапковой,
с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - директора ООО «Александров» Александрова Ю.Ю., его защитника - адвоката Максимова Е.П., действующего на основании ордера (в деле), представителя ТО Управления Роспотребнадзора по РК Павловской С.В., действующей на основании доверенности (копия в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Александров» Александрова Юрия Юрьевича на постановление врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах З.П.А. № 50/2020 от 26 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, в отношении заявителя,
у с т а н о в и л:
постановлением врио начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РК З.П.А. № 50/2020 от 26 марта 2020 года директор ООО «Александров» Александров Ю.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Костомукшский городской суд РК, должностное лицо Александров Ю.Ю. ставит вопрос об отмене вынесенного постановления по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на его незаконность, поскольку отсутствуют доказательства его виновности во вменяемом правонарушении. При вынесении оспариваемого постановления должностным лицом ТО Управления Роспотребнадзора по РК не были приняты во внимание положения ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.
Также директором ООО «Александров» Александровым Ю.Ю. заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу данной жалобы, которое определением судьи от 30 июня 2020 года было удовлетворено.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - директор ООО «Александров» Александров Ю.Ю. и его защитник - адвокат Максимов Е.П. в судебном заседании поддержали требования жалобы по изложенным в ней доводам. Просили суд постановление должностного лица ТО Управления Роспотребнадзора по РК отменить, а производство по делу прекратить.
Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по РК Павловская С.В. в судебном заседании с требованиями и доводами жалобы не согласилась. Считает, что директор ООО «Александров» Александров Ю.Ю. обоснованно привлечен к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ. Просила оставить без изменения постановление № 50/2020 от 26 марта 2020 года, а жалобу - без удовлетворения.
Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела № 50/2020 об административном правонарушении, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст.ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 названного Кодекса, наступает административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В ст.ст. 6, 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее по тексту - Федеральный закон № 184-ФЗ) определено, что защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
Из ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ следует, что требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 184-ФЗ определено, что на основании его положений и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее по тексту - Федеральный закон № 29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в том числе, не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, при проверке таких продуктов, материалов и изделий.
Согласно п. 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 880 (далее по тексту - Технический регламент ТР ТС 021/2011), установлено, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
В п. 4.1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 881, установлены требования к маркировке упакованной пищевой продукции, согласно которым маркировка должна содержать в том числе сведения о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Маркировка пищевой продукции - это информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что 10 января 2020 года врио руководителя Управления Роспотребнадзора по РК издано распоряжение № 5, на основании которого в период времени с 17 января 2020 года по 07 февраля 2020 года в отношении ООО «Александров» проведена внеплановая выездная проверка с целью реализации приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25 декабря 2019 г. № 1053.
Задачей вышеуказанной проверки являлось осуществление надзора за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка, обеспечения качества и безопасности пищевой продукции, а также технических регламентов.
В ходе проверки уполномоченными лицами ТО Управления Роспотребнадзора по РК выявлены нарушения ст. 5 Технического регламента Таможенного союза № 022/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 880, в части реализации ООО «Александров» не прошедшего оценку (подтверждение) соответствия жевательного табака - CHEW BAGS ODENS GOLD EXTREME WHITE DR Y POR TION 13 G (ЧУВ БЭГС УДЕНС ВАЙТ ДРАЙ КОЛД ЭКСТРИМ ПОРЦИОННЫЙ 13 г.); изготовитель: Джи Эн Тобакко Свиден АБ Бокс 537 17526 Ярфалла, Швеция; поставщик: ООО «Эслес», адрес места нахождения: 196247, Санкт-Петербург, Ленинский пр-т, д. 160, литер А, офис 717; дата изготовления - 11 ноября 2019 года, употребить до 11 ноября 2020 года; состав: тонко нарезанный табак, вода, соль, ароматизаторы; в количестве 168 упаковок по 13 грамм.
Факт выявленного нарушения отражен в акте проверки № 5 от 07 февраля 2020 года.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления 28 февраля 2020 года в отношении директора ООО «Александров» Александрова Ю.Ю. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Постановлением врио начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РК от 26 марта 2020 года директор ООО «Александров» Александров Ю.Ю. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ за то, что ООО «Александров» осуществляло реализацию жевательного табака, не прошедшего оценку (подтверждение) соответствия, что является нарушением Федерального закона № 184-ФЗ и ст. 5 Технического регламента Таможенного союза № 022/2011.
Вместе с тем, с данным постановлением должностного лица ТО Управления Роспотребнадзора по РК согласится не могу последующим основаниям.
Из представленных материалов дела следует, что на продукцию - жевательный табак, реализуемый ООО «Александров», выдана декларация о соответствии № RU Д-SE.СП28.В.00003/19. Срок действия декларации о соответствии - с 24 июня 2019 года по 23 июня 2024 года.
В декларации также указано, что табак жевательный соответствует требованиям Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию».
При привлечении директора ООО «Александров» Александрова Ю.Ю. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ данному обстоятельству не дана правовая оценка, также как и не дана оценка сведениям ООО «ЭсЛес», предоставленным уполномоченному органу по его запросу относительно ошибки в маркировке товара.
Кроме того, должностным лицом ТО Управления Роспотребнадзора по РК не дана правовая оценка справки к таможенной декларации № 10009190/251119/0006047, из которой следует, что продукция (жевательный табак) прошла таможенный контроль, в ходе которого не были выявлены какие-либо нарушения, и был ввезен на территорию Российской Федерации.
Из пояснений директора ООО «Александров» Александрова Ю.Ю. следует, что при наличии декларации о соответствии № RU Д-SE.СП28.В.00003/19 он был уверен, что жевательный табак полностью соответствует всем требованиям Технических Регламентов и является безопасным для потребителей.
Также следует обратить внимание на то обстоятельство, что ни в протоколе об административном правонарушении от 28 февраля 2020 г. № 36, ни в постановлении по делу об административном правонарушении от 26 марта 2020 г. № 50/2020 не содержится описания объективной стороны вменяемого директору ООО «Александров» Александрову Ю.Ю. правонарушения, а именно, где, когда и какие действия (бездействие) были допущены директором Александровым Ю.Ю., повлекшие нарушение требований Технического регламента Таможенного союза.
В то же время, данные процессуальные документы содержат описание объективной стороны правонарушения, совершенного юридическим лицом - ООО «Александров».
Также указанные процессуальные документы не содержат описания действия (бездействие) директора ООО «Александров» Александрова Ю.Ю., создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что должностным лицом уполномоченного органа выводы о виновности директора ООО «Александров» Александрова Ю.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, сделаны на предположениях и достаточными и надлежащими доказательствами не подтверждаются.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно п.п. 1 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом бремя доказывания вины лежит на органах, должностных лицах, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
При решении вопроса о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело, необходимо руководствоваться главой 26 КоАП РФ, которая определяет, что является предметом доказывания, доказательствами по делу и оценкой доказательств. Из данного положения закона следует, что доказательствами признаются любые данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения и виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 3 п. 1 ст. 30.7 КоАП, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При установленных выше обстоятельствах, выводы врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в гор. Костомукша, Муезерском, Калевальском районах Зелинского П.А. в постановлении № 50/2020 от 26 марта 2020 года о виновности директора ООО «Александров» Александрова Ю.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, не подтверждены достаточными доказательствами, что является основанием для отмены постановления о назначении директору ООО «Александров» Александрову Ю.Ю. административного наказания с прекращением производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
жалобу директора ООО «Александров» Александрова Юрия Юрьевича удовлетворить.
Постановление врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в гор. Костомукша, Муезерском, Калевальском районах З.П.А. № 50/2020 от 26 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Александров» Александрова Юрия Юрьевича отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения с подачей жалобы через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству лица, подающего жалобу.
Судья подпись Е.С. Бехтерев