№12ап-77/2021 Мировой судья Ковзун О.А.
РЕШЕНИЕ
07.09.2021 года г.Тула
Судья Пролетарского районного суда г.Тулы Николотова Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Шиц ФИО5 на постановление мирового судьи судебного участка № Пролетарского судебного района г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.12.15 КоАП РФ,
установил:
по постановлению мирового судьи судебного участка № Пролетарского судебного района г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ Шиц В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.12.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 год.
Не согласившись с данным постановлением, Шиц В.В. подал на него жалобу, в которой просил отменить постановление мирового судьи и производство по делу прекратить.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шиц В.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что изначально сотрудники ГИБДД составили в отношении него протокол о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ В ходе рассмотрения дела ему стало известно, что ему вменяют ч.5 ст.12.15 КоАП РФ и в протоколе сотрудниками ГИБДД имеются исправления. В ГИБДД его никто не вызывал, о том что его действия переквалифицировали на другую часть КоАП РФ, ему ничего не известно.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ч.ч.1, 3 ст.30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Жалоба на постановление мирового судьи подана ДД.ММ.ГГГГ (получена копия постановления ДД.ММ.ГГГГ), то есть в установленный законом процессуальный срок, и подлежит рассмотрению по существу.
В силу ч.4 ст.12.15 КоАП РФ выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.12.15 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Согласно ч.5 ст.12.15 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.15 КоАП РФ влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Положения ч.5 ст.12.15 КоАП РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи со ст.4.6 КоАП РФ, устанавливающей, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
С учетом изложенного, квалификации по ч.5 ст.12.15 КоАП РФ подлежат действия лица, которое в течение установленного в ст.4.6 КоАП РФ срока уже было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Линия горизонтальной разметки 1.1 Приложения N 2 к Правилам дорожного движения разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств.
В соответствии с Правилами дорожного движения «Обгон» - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, в том числе дорожной разметки 1.1, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по ч. 4 ст.12.15 КоАП РФ.
Из диспозиции ч. 4 ст.12.15 КоАП РФ следует, что административно-противоправным и наказуемым признается любой выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст.12.15 КоАП РФ. При этом наличие в действиях водителя признаков объективной стороны состава данного административного правонарушения не зависит от того, в какой момент выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, транспортное средство располагалось на ней в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации.
Материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют о том, что Шиц В.В. ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 24 минуты, управляя автомобилем «ФИО2» с государственным регистрационным знаком Т587ТК 71 на 313 км автодороги «М5-Урал» <адрес> осуществил выезд на полосу встречного движения в нарушение дорожной разметки 1.1 ПДД в зоне действия дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен».
Данное нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации, совершено Шиц В.В. в течение года со дня вступления в законную силу постановления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания за аналогичное правонарушение.
Согласно материалов дела изначально Шиц В.В. ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 24 минуты управляя автомобилем «ФИО2» с государственным регистрационным знаком Т587ТК 71 на 313 км автодороги «М5-Урал» <адрес> по дороге с двусторонним движением осуществил обгон попутно движущегося транспортного средства с выездом на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, с пересечением дорожной разметки 1.1 ПДД РФ в зоне действия дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен». Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.
Согласно определения командира ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Туле протокол об административном правонарушении в отношении Шиц В.В. по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ возвращен в ОГИБДД МО МВД России «Шатский» для устранения недостатков, поскольку действия Шиц В.В. следует квалифицировать по ч.5 ст.12.15 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ в указанный протокол внесены изменения и Шиц В.В. обвиняется в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.12.15 КоАп РФ.
Между тем указанные действия сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Шатский» нельзя считать правомерными.
Согласно положениям пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Производство по делу об административном правонарушении по факту совершения Шиц В.В. обгона транспортного средства с выездом на полосу дороги, предназначенную для встречного движения по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ не окончено, решения по нему не принято.
Данное обстоятельство в силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях препятствовало составлению в отношении Шиц В.В. нового протокола об административном правонарушении по тем же обстоятельствам и осуществлению производства по делу об административном правонарушении.
Кроме того, Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, место и время совершения административного правонарушения.
Установление события административного правонарушения, места и времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.
Кроме того, протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.2 настоящего Кодекса).
Из материалов дела усматривается, что в отношении Шиц В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный протокол содержит указание о том, что вменяемое в вину Ц. административное правонарушение совершено повторно в течение года.
Вместе с тем, представленная Шиц В.В. копия вышеуказанного протокола об административном правонарушении, которая ему вручалась должностным лицом ГИБДД непосредственно после его составления, сведений о том, что он совершил данное правонарушение повторно в течение года, за что подлежит ответственности по части 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат.
Данное обстоятельство с достоверностью свидетельствует о том, что в составленном в отношении Шиц В.В. протоколе об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при его вручении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, указание на то, что административное правонарушение совершено повторно в течение года не указывалось.
Следовательно, должностным лицом ГИББД в первоначально составленный протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были внесены исправления путем указания в нем сведений о том, что Шиц В.В. совершил данное правонарушение повторно в течение года. Предусмотренных законом процессуальных документов о внесении исправлений в протокол об административном правонарушении в отношении Шиц В.В., за исключение части статьи, материалы дела об административном правонарушении также не содержат.
Подобное устранение недостатков протокола не отвечает требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такие недостатки подлежат устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений либо путем составления нового протокола. При этом должны быть соблюдены требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обеспечены установленные данной нормой и статьей 25.1 названного Кодекса гарантии прав защиты лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Как указано выше, согласно положениям данной статьи лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств.
Частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при внесении изменений в протокол об административном правонарушении должностным лицом выполнены не были, возможность своевременно реализовать гарантии защиты Шиц В.В. не обеспечена, что оставлено без внимания мировым судьей.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Допущенное нарушение требований названного Кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых решений, однако, оставлено мировым судьей без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № Пролетарского судебного района г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении Шиц В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шиц В.В. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № Пролетарского судебного района г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении Шиц В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решение.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Судья Н.Н. Николотова