Гражданское дело № 2-2173/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Енисейск 24 сентября 2015 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего Яковенко Т.И.,
с участием истца Редькина Г. А. и его представителя Редькина А. Г., действующего на основании доверенности от 02.06.2015 года,
представителя ответчика ФКУ «Тюрьма № 2» ГУФСИН по Красноярскому краю – Павловой Н. В., действующей на основании доверенности от 12.01.2015 года,
при секретаре Кононовой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Редькина Г. А. о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ «Тюрьма № 2» ГУФСИН по Красноярскому краю, возложении обязанности включить в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы,
УСТАНОВИЛ:
Редькин Г. А. обратился в суд с иском к ФКУ «Тюрьма № 2» ГУФСИН по Красноярскому краю и с учетом последних уточнений просит признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ «Тюрьма № 2» ГУФСИН по Красноярскому краю от 29.05.2015 года об отказе во включении его и супруги ФИО1 в состав участников целевой подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы», возложении обязанности включить его и его супругу в состав участников указанной подпрограммы.
Заявленные требования мотивированы тем, что с 1995 года и по настоящее время он зарегистрирован и фактически проживает в пос. Епишино, Енисейского района, который включен в Перечень посёлков учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.10.2004 года № 1291-р. Непродолжительный период времени с 04.08.1995 года по 24.10.1995 года работал в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> п. Епишино. 23 сентября 2014 года обратился в ГУФСИН России по Красноярскому краю с заявлением о включении его и членов семьи в состав участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», представив все необходимые документы. Однако, на основании решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ «Тюрьма № 2» ГУФСИН по Красноярскому краю от 29.05.2015 года ему совместно с супругой было отказано во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы», по тем основаниям, что на момент проверки, направленной на удостоверение факта проживания в жилом помещении, было установлено отсутствие жильцов. Проверка проводилась сотрудниками ФКУ Т-2 ГУФСИН России по Красноярскому краю 20 мая 2015 года, однако, о её проведении истец не был уведомлен, и по семейным обстоятельствам временно отсутствовал в указанном жилом помещении. Полагает, что данное решение незаконно.
В судебном заседании истец Редькин Г. А. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований по изложенным в иске основаниям.
Представитель истца – Редькин А.Г. заявленные требования с учетом их уточнений, поддержал.
Представитель ответчика - ФКУ «Тюрьма № 2» ГУФСИН по Красноярскому краю – Павлова Н. В., заявленные исковые требования не признала, указав, что на момент проверки сотрудники ФКУ Т-2 установили фактическое отсутствие жильцов по адресу: <адрес>; опрошенные соседи пояснили, что Редькины проживают в г. Минусинске у дочери, дом выглядел не обжитым, на окнах отсутствовали занавески, через окна были видны спальные места, однако матрацы были сложены.
Третье лицо – ГУФСИН по Красноярскому краю надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, о рассмотрении дела в отсутствие такового не просило, возражений по существу заявленных требований не представило.
С учётом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, выслушав позицию истца и его представителя, возражения представителя ответчика, допросив свидетелей ФИО2 ФИО3 суд приходит к следующему.
В ч. 3 ст. 40 Конституции РФ закреплено, что определенным категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Правительство РФ в соответствии с действующими конституционными нормами формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, Постановлением Правительства Российской Федерации от17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище", согласно которой формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (ред. от 18.02.2013) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее -Правила).
Согласно пункту 2 Правил государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
В соответствии с подпунктом "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют:
- граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, что определяется спецификой данных населенных пунктов.
Пунктом 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета социальной выплаты, зависящей от количества членов семьи участника подпрограммы.
В силу п. 17-а Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы.
В соответствии с положениями статьи 69 части 1 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. (ч. 2 ст. 69 ЖК РФ)
Согласно Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам-участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в уголовно - исполнительной системе", утвержденной Приказом ФСИН России от 16.05.2012 N 267, для участия в подпрограмме граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, указанные в подпункте "б" пункта 5 Правил, подают заявление в учреждение УИС по месту расположения поселка и предоставляют необходимые документы (пункты 3, 4, 5).
Организацию работы по формированию списков граждан-участников подпрограммы осуществляют учреждения, органы УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, и учреждения УИС по месту расположения поселка. В этих целях в каждом учреждении, органе УИС приказом начальника соответствующего учреждения, органа УИС назначаются должностные лица, ответственные за реализацию подпрограммы (п. 6).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения или органа УИС в 10-дневный срок рассматриваются представленные заявления (рапорты), организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме. Оперативными службами учреждений или органов УИС осуществляется проверка сведений, содержащихся в представленных гражданами документах.
По результатам проверки выносится решение о признании (отказе в признании) граждан участниками подпрограммы, о чем делается соответствующая выписка из решения органа по учету и распределению жилья, утвержденная начальником учреждения или органа УИС и заверенная оттиском мастичной печати (п. 7).
Распоряжением Правительства РФ от 07 октября 2004 года N 1291-р пос. Епишино, Енисейского района, Красноярского края был включен в Перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществлялось с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Распоряжением Правительства РФ от 3 ноября 2012 года N 2065-р утвержден новый Перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, в котором обозначенный населенный пункт сохранил прежний статус.
Исходя из вышеизложенного и характера спорных правоотношений, юридически значимым обстоятельством является факт включения населенного пункта, в котором проживает истец, в перечень поселков, переселение из которых осуществляется с использованием социальной выплаты (сертификата), а также фактическое проживание лица, претендующего на получение мер государственной поддержки, в указанном населенном пункте.
В судебном заседании установлено, что Редькин Г. А., <данные изъяты> года рождения, с 1995 года и по настоящее время зарегистрирован и фактически проживает в посёлке Епишино, Енисейского района, Красноярского края, который включен в Перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.10.2004 года № 1291-р, переселение из которых осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
С августа 1995 года по февраль 2005 года Редькин Г А. совместно с супругой ФИО1 проживал по адресу: <адрес>, а в последствии с 25 февраля 2005 года и по настоящее время зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, предоставленном им на условиях социального найма.
Непродолжительный период времени с 04.08.1995 года по 24.10.1995 года Редькин Г. А. работал в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> п. Епишино, Енисейского района, продолжительность его работы на момент увольнения в календарном исчислении составила <данные изъяты>, что подтверждается кадровой справкой ФКУ ОИУ № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности и записью за № 27 и 28, произведенной в трудовой книжке.
23 сентября 2014 года Редькин Г. А. обратился в ГУФСИН России по Красноярскому краю с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы», на состав семьи 2 человека, в том числе, супруги ФИО1 предоставив необходимые документы. Одновременно, Редькиным Г. А. подписано обязательство о передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> занимаемого на условиях договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ
Приказом начальника Федерального казенного учреждения Тюрьма № 2 ГУФСИН России по Красноярскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ года утвержден состав жилищно-бытовой комиссии на 2015 год.
Согласно протоколу № заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ Т-2 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 22 мая 2015 года при рассмотрении вопроса о наличии правовых оснований для включения Редькина Г. А. и его супруги ФИО1. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы» было принято решение не включать Редькина Г.А. и ФИО1 в состав участников подпрограммы, поскольку факт их проживания по адресу, указанному в представленных документах: с<адрес>, установлен не был.
29 мая 2015 года, во исполнение требований вышеназванной Инструкции, утвержденной Приказом ФСИН России от 16.05.2012 N 267, в адрес Редькина Г. А. было направлено уведомление о результатах рассмотрения поданного им заявления о включении в состав участников подпрограммы.
Как следует из пояснений представителя ответчика ФКУ «Тюрьма № 2» ГУФСИН по Красноярскому краю – Павлова Н. В., на момент проведения проверки, направленной на удостоверение факта проживания Редькина Г. А. и членов его семьи по адресу, указанному им в заявлении, сотрудники ФКУ «Тюрьма № 2» ГУФСИН по Красноярскому краю установили фактическое отсутствие жильцов, при этом были опрошены соседи, которые пояснили, что Редькины проживают в г. Минусинске у дочери, дом выглядел не обжитым, на окнах отсутствовали занавески, через окна были видны спальные места, однако матрацы были сложены. При этом, какого либо акта не составлялось, письменные объяснения у опрошенных жителей, не отбирались.
Вместе с тем, данные доводы представителя ответчика опровергаются собранными по делу доказательствами.
Так, будучи допрошенными в ходе судебного заседания свидетели – ФИО2 и ФИО3, суду показали, что длительный период времени знакомы с семьей Редькиных, проживают с ними по соседству, поддерживают дружеские отношения, им известно, что Редькины периодически выезжают в гости к своей дочери, которая проживает в г. Минусинске, на период своего отсутствия обращаются к Бойковой В. В. с просьбой осуществлять присмотр за домом и животными. Бойкова В. В., в свою очередь пояснила, что в мае 2015 года Редькины выезжали к своей дочери в г. Минусинск и отсутствовали около трёх недель, при этом она приглядывала за их животными – четырьмя собаками и восемью кошками. Оба свидетеля также показали, что часто бывают в гостях у Редькиных и сомнений в том, что Редькины не проживают в квартире, никогда не возникало. Кроме того, последний раз виделись в Редькиными несколько дней назад. В квартире имеются все предметы домашнего обихода, мебель, техника и утварь, а также личные вещи Редькиных. В настоящее время Редькины по-прежнему держат домашних животных собак и кошек. Также, свидетель ФИО3 показала, что в мае 2015 года при проведении проверки семьи Редькиных сотрудниками ФКУ Тюрьма № 2, она обратила их внимание на то, что отъезд Редькиных носит временный характер, они выехали в гости к дочери, а также пояснила, что по их просьбе на период отсутствия осуществляет уход за домашними животными.
Данные показания свидетелей не вызывают у суда сомнения поскольку согласуются между собой и пояснениями истца.
Одновременно с этим, из содержания выписки из домовой книги, представленной Администрацией Епишинского сельского совета, следует, что Редькин Г. А. и его супруга с февраля 2005 года состоят на регистрационном учёте по месту жительства по адресу: <адрес>
Помимо этого, Редькин Г. А. производит оплату текущих коммунальных платежей за пользование коммунальными услугами в виде отопления и холодного водоснабжения, предоставляемых ему по вышеуказанному адресу, при этом, начисление производится исходя из количества двух лиц проживающих в жилом помещении, что подтверждается квитанциями об оплате.
Кроме того, Редькин Г. А. состоит на учёте в УПФР в г. Енисейске и Енисейском районе и с 01.12.2009 года является получателем страховой пенсии по старости, которую получает по месту своего жительства – <адрес>, что подтверждается справкой УПФР в г. Енисейске и Енисейском районе. Наряду с этим, на основании заключения ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Редькину Г. А. установлена степень утраты профессиональной трудоспособности, что подтверждается справкой <данные изъяты>. В указанной справке адресом места жительства Редькина Г. А. значится <адрес> По сообщению ГК КРО Фонда социального страхования РФ Филиала № 11, расположенного в г. Енисейске, Редькин Г. А. является получателем страховой выплаты в результате несчастного случая на производстве.
Оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные суду доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что Редькин Г. А. и его супруга ФИО1 фактически проживают в жилом помещении, расположенном в <адрес> а их отсутствие, на момент проведения проверки сотрудниками ФКУ Тюрьма № 2 г. Енисейска, носило временный характер, обусловленный стечением жизненных обстоятельств.
Каких-либо относимых, допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих об обратном, стороной ответчика в процессе рассмотрения дела, исходя из положений ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено. Иных причин, препятствующих Редькиным в признании их участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы», представителем ответчика суду не приведено.
С учётом изложенного, принимая во внимание, что населённый пункт п. Епишино, Енисейского района Красноярского края включен в Перечень посёлков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», учитывая, что в ходе судебного заседания факт проживания Редькина Г. А. и его супруги ФИО1., являющейся членом его семьи по адресу: <адрес> нашёл своё подтверждение, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Редькина Г.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ «Тюрьма № 2» ГУФСИН по Красноярскому краю об отказе во включении Редькина Г.А. и Редькиной Т.В. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы».
Обязать Федеральное казенное учреждение «Тюрьма № 2 » ГУФСИН по Красноярскому краю включить Редькина Г.А. и Редькину Т.В. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд, течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Т.И. Яковенко
Мотивированное решение изготовлено. 30 октября 2015 года