К делу № 2-1726-2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тимашевск 4 декабря 2012 года
Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего Губаревой А.А.,
с участием старшего помощника прокурора Тимашевского района
Хрущевой О.И.,
при секретаре Чернышевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тимашевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации Роговского сельского поселения незаконным и об устранении нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тимашевского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Роговского сельского поселения незаконным и об устранении нарушений.
В обоснование своих требований указал, что основанием для обращения прокурора в Тимашевский районный суд в интересах неопределенного круга лиц, послужили материалы плановой проверки исполнения органами местного самоуправления земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В ходе проверки установлено, что органом местного самоуправления, являющимся владельцем дорог местного значения, в нарушение требований законодательства не определены границы автомобильных дорог местного значения и не установлены межевые знаки, что является нарушением ст. 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Так, в соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу положений ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со ст. 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности не является доказательством права собственности или законного владения. Отсутствие правоустанавливающих документов на автодороги не позволяет администрации Роговского сельского поселения в полной мере осуществлять регулирование использования автомобильных дорог местного значения, осуществлять полномочия собственника объекта, являющегося муниципальной собственностью.
В нарушение действующего законодательства, администрацией Роговского сельского поселения в течение нескольких лет не предпринималось никаких практических мер, направленных на государственную регистрацию права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов. Средства на оформление и государственную регистрацию права муниципальной собственности в бюджете муниципального образования не предусматривались, документы, необходимые для государственной регистрации права, в Тимашевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не предоставлялись, свидетельства о праве собственности установленного образца не получались.
Кроме того, в январе 2012 года, по указанным нарушениям, прокуратурой района в адрес главы Роговского сельского поселения вносилось представление, которое органом местного самоуправления исполнено только в части принятия нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Наличие указанных нарушений федерального законодательства не способствует надлежащему исполнению администрацией Роговского сельского поселения полномочий и обязанностей, предусмотренных Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Прокурор считает, что при таких обстоятельствах, неисполнение администрацией Роговского сельского поселения возложенных на неё полномочий в сфере дорожной деятельности нарушает права неопределенного круга лиц, которые пользуются автомобильными дорогами общего пользования в границах населённых пунктов. При этом, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В судебном заседании старший помощник прокурора Тимашевского района Хрущева О.И. уточнила исковые требования и просила суд признать незаконным бездействие администрации Роговского сельского поселения, в части: не проведения работ по определению границ земельного участка под автомобильными дорогами общего пользования в границах населённого пункта и установке межевых знаков; не проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки под автомобильными дорогами общего пользования в границах населённых пунктов, а также просила обязать администрацию Роговского сельского поселения провести работы по определению границ земельного участка под автомобильными дорогами общего пользования в границах населённого пункта и установке межевых знаков; провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки под автомобильными дорогами общего пользования в границах населённых пунктов. При этом пояснила, что прокуратурой района была проведена плановая проверка исполнения органами местного самоуправления земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что органом местного самоуправления, являющимся владельцем дорог местного значения, в нарушение требований законодательства не определены границы земельного участка под автомобильными дорогами общего пользования в границах населённого пункта и не установлены межевые знаки. Считает, что границы земельного участка под автомобильными дорогами общего пользования в границах населённого пункта должны быть четко определены, и на них должны быть установлены межевые знаки. При этом, отсутствие денег в бюджете, не является основанием для освобождения от исполнения обязательств. Кроме того, администрацией Роговского сельского поселения в течение нескольких лет не предпринималось никаких практических мер, направленных на государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки под автомобильными дорогами общего пользования в границах населённых пунктов. При этом, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Представитель администрации Роговского сельского поселения Тимашевского района по доверенности Машицкая О.В. в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями. При этом пояснила, что заявление прокурора подано в порядке ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, однако, в заявлении нет указания, какие права и свободы неограниченного круга лиц нарушаются и какие нарушения прав должны быть устранены путём удовлетворения заявленных требований. Указала, что разграничение имущества осуществляется между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы. Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации. Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями. Право собственности на передаваемое имущество возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 13 ноября 2006 года N 1114-КЗ «Закона Краснодарского края о разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тимашевский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Тимашевский район, в состав которого они входят», утвержден перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Тимашевский район вновь образованным городскому и сельским поселениям, входящим в его состав. При этом, в соответствии со ст. 2 Закона Краснодарского края от 13 ноября 2006 года N 1114-КЗ «Закона Краснодарского края о разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тимашевский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Тимашевский район, в состав которого они входят», право собственности на передаваемое имущество у вновь образованных городского и сельских поселений, указанных в статье 1 настоящего Закона, наступает со дня подписания соответствующего передаточного акта. В соответствии с передаточным актом от 7 декабря 2006 года дороги переданы от муниципального образования Тимашевский район в поселение, и, соответственно, в силу указанных норм, являются собственностью заинтересованного лица в силу закона и не подлежат государственной регистрации.
Кроме того, согласно ст. 31 Бюджетного кодекса РФ и п. 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закреплен принцип самостоятельности бюджетов. Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней). В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 N 6-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации" указано, что осуществляя соответствующее регулирование федеральный законодатель в целях обеспечения верховенства федеральных законов на всей территории Российской Федерации, исходя из ее федеративного устройства и необходимости государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, может наделить прокурора полномочием обращаться в суд. Однако, при этом, реализация указанного полномочия прокурором не должна приводить к подмене функций органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также местного самоуправления. Прокуратура, пытаясь признать бездействие, подменяет полномочия органа местного самоуправления по распределению доходной части бюджета. Просила суд в удовлетворении заявленных требований прокурора Тимашевского района отказать в полном объеме.
Представитель администрации Роговского сельского поселения Тимашевского района по доверенности Бигдан Р.В. в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями. При этом пояснил, что с доводами, указанными в заявлении, он не согласен. Указал, что в 2011 году в Роговском сельском поселении произведен ремонт улично-дорожной сети: улиц Ленина, Свободной, Пролетарской, Красной, всего на сумму 4 335 931 рублей. В 2012 году в Роговском сельском поселении произведен ремонт улично-дорожной сети: улиц Рогачева, Ленской, Интернациональной, Семенко, Красной, Садовой, Коммунаров, всего на сумму 8 150 656 рублей. В 2012 году в Роговском сельском поселения произведен ремонт уличного освещения на сумму 502 810 рублей. На 2013 год запланирован ремонт улично-дорожной сети Роговского сельского поселения на общую сумму 15 000 000 рублей из них 1 500 000 рублей за счёт бюджета поселения. Таким образом, администрация поселения не согласна с доводами прокурора о том, что указанные прокурором обстоятельства не способствуют надлежащему исполнению администрацией Роговского сельского поселения полномочий и обязанностей по реализации правомочий собственника дорог. Кроме того, администрация участвует во всех целевых программах по софинансированию ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог, уличного освещения и газификации населенных пунктов. Просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора Тимашевского района.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой Тимашевского района была проведена плановая проверка исполнения органами местного самоуправления земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В ходе проверки установлено, что органом местного самоуправления, являющимся владельцем дорог местного значения, в нарушение требований законодательства не определены границы автомобильных дорог местного значения и не установлены межевые знаки.
27 января 2012 года, по указанным нарушениям, прокуратурой района в адрес главы Роговского сельского поселения вносилось представление, которое органом местного самоуправления исполнено только в части принятия нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О землеустройстве" HYPERLINK consultantplus://offline/ref=E722CA0AE2D8D23B267A8B0CC9BC99AE5D264E81378415B6B38A7E5A0B7EE31C463E1945261002QApBE порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3, 4 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. При установлении на местности границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов узловые точки таких границ (характерные точки, являющиеся общими для границ трех и более субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или населенных пунктов), а также ближайшие к ним характерные точки границ закрепляются долговременными межевыми знаками и используются в качестве пунктов опорной межевой сети.
Как следует из ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В судебном заседании установлено, что администрацией Роговского сельского поселения Тимашевского района в нарушение требований действующего законодательства не определены границы земельных участков, образуемых для использования автомобильных дорог общего пользования в границах населенного пункта, и не установлены межевые знаки.
При этом, как следует из информации администрации Роговского сельского поселения от 22 октября 2012 года, работы по определению границ автомобильных дорог общего пользования начнутся в 2013 году, так как основным доходом бюджета является земельный налог, который начал поступать только в первой декаде ноября 2012 года.
Наличие установленных нарушений не способствует соблюдению прав собственников и пользователей земельных участков, смежных с земельными участками, принадлежащими Роговскому сельскому поселению, в том числе – и образованных для использования автодорог. Ненадлежащее исполнение администрацией Роговского сельского поселения своих полномочий и обязанностей по формированию земельных участков, определению и закреплению их границ, создаёт, таким образом, затруднения в использовании смежных земельных участков неопределённому кругу лиц вне зависимости от вида и способа их использования.
Нарушение прав неопределённого круга лиц происходит, таким образом, вне сферы отношений, связанных с дорожной деятельностью муниципального образования, что не исключает обоснованности требований прокурора об обязании администрации Роговского сельского поселения провести формирование земельных участков путём определения их границ и представления сведений о земельных участках, находящихся в собственности сельского поселения, в государственный земельный кадастр.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доводы прокурора о том, что отсутствие документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на автодороги, не позволяют администрации Роговского сельского поселения в полной мере осуществлять полномочия собственника, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.
Судом установлено, что Роговское сельское поселение осуществляет дорожную деятельность в пределах своих правомочий.
При этом, довод администрации Роговского сельского поселения о возникновении права собственности поселения на основании акта приёма-передачи имущества от 07.12.2006 г., оценивается судом критически. Данный довод противоречит положениям п. 1 ст. 131 ГК РФ, п.1 ст. 2 федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 г. № 122-ФЗ, в соответствии с которыми право собственности на недвижимое имущество, в том числе – на земельные участки, возникает с момента государственной регистрации.
Прокурор Тимашевского района в обоснование заявленных требований ссылается на то, что администрацией Роговского сельского поселения не зарегистрировано право муниципальной собственности на земельные участки под автомобильными дорогами общего пользования в границах населенных пунктов.
Однако суд не может согласиться с требованиями прокурора в части обязания администрации Роговского сельского поселения провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки под автомобильными дорогами общего пользования в границах населённых пунктов по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 13.11.2006 N 1114-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тимашевский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Тимашевский район, в состав которого они входят", утвержден перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Тимашевский район вновь образованным городскому и сельским поселениям, входящим в его состав.
Как следует из ст. 2 Закона Краснодарского края от 13.11.2006 N 1114-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тимашевский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Тимашевский район, в состав которого они входят", право собственности на передаваемое имущество у вновь образованных городского и сельских поселений, указанных в статье 1 настоящего Закона, наступает со дня подписания соответствующего передаточного акта, который должен быть подписан в трехнедельный срок со дня вступления в силу настоящего Закона.
Так, Роговскому сельскому поселению согласно п. 3 Приложения № 10 передаются в собственность автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания.
Статьей 31 Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" установлено, что в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона производится в следующем порядке: разграничение имущества осуществляется между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан передать его, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании закона субъекта Российской Федерации в трехнедельный срок после вступления данного закона в силу.
Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок после вступления в силу закона субъекта Российской Федерации передают (принимают) имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является закон субъекта Российской Федерации. При этом, право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что 7 декабря 2006 года главой муниципального образования Тимашевский район и главой Роговского сельского поселения Тимашевского района был подписан акт приема-передачи имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования Тимашевский район в муниципальную собственность Роговского сельского поселения Тимашевского района. При этом, в перечень имущества включена и автомобильная дорога общего пользования в границах Роговского сельского поселения Тимашевского района.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Прокурором не представлено доказательств того, что отсутствие государственной регистрации права муниципального образования на автомобильные дороги создаёт препятствия в осуществлении дорожной деятельности администрации Роговского сельского поселения.
Довод прокурора о нарушении прав муниципального образования - Роговского сельского поселения, не может являться основанием для предъявления требований к той самой стороне, право которой заявитель полагает нарушенным.
Суд, оценивая представленные прокурором доказательства и учитывая требования ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, исходя из того, что прокурором представлены не достаточные доказательства для подтверждения заявленных требований, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Тимашевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации Роговского сельского поселения незаконным и об устранении нарушений – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Роговского сельского поселения в части не проведения работ по определению границ земельного участка под автомобильными дорогами общего пользования в границах населённого пункта и установления межевых знаков.
Обязать администрацию Роговского сельского поселения провести работы по определению границ земельного участка под автомобильными дорогами общего пользования в границах населённого пункта и установлению межевых знаков.
В остальной части заявленных требований прокурору Тимашевского района – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий
Справка: решение не вступило в законную силу.