Судья Сургай С.А. Дело № 33-6099/21
50RS0033-01-2020-004588-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Гирсовой Н.В., Петруниной М.В.,
при секретаре судебного заседания Сегрэ Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 февраля 2021 года апелляционную жалобу Р.В,Н. на решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 14 октября 2020 года по делу по иску Р.В,Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ № 24 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности по включению в специальный стаж периода проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначении досрочной страховой пенсии,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения истца, представителя истца,
УСТАНОВИЛА:
Р.В,Н. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ № 24 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения от 30.03.2020 года, обязании ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период его проживания в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом с 09.06.2000 года по 28.12.2004 года, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 19.02.2020 года.
Свои требования мотивировал тем, что 19.02.2020 года он обратился в ГУ-УПФ РФ №24 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи проживанием и работой в зоне отселения и зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако, решением ответчика от 30.03.2020 года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку в стаж, дающий право на указанную пенсию, не был включен период его проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с 09.06.2000 года по 28.12.2004 года, по тем основаниям, что в данный период он осуществлял трудовую деятельность в г. Балашиха Московской области, что, по мнению ответчика, свидетельствуют о том, что он не мог фактически постоянно проживать в Тульской области в спорный период. С решением ответчика не согласен, считает его незаконным, вышеназванный период его проживания подлежат включению в специальный стаж, помимо этого, он имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с момента первоначального обращения, то есть с 19.02.2020 года.
В судебном заседании истец Р.В,Н. исковые требования с учетом уточнений поддержал, пояснив, что, действительно, в спорный период с 09.06.2000 года по 28.12.2004 года он работал в г. Железнодорожный Балашихинского района Московской области. Из дома в г. Липки до работы в Балашихинский район Московской области он ежедневно на протяжении всей 5-ти дневной рабочей недели добирался на автомобиле с тремя своими коллегами по работе, и каждый день возвращался домой. Дорога в один конец составляла порядка 250 км, а по времени занимала 2,5-3,5 часа, поскольку автомобильных пробок в те годы не было. Другими видами транспорта он не пользовался. Машина принадлежала одному из его коллег, но все они собирали деньги на бензин. Выходные и праздничные дни он проводил в г. Липки со своей семьей.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ №24 по г. Москве и Московской области в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на законность решения пенсионного органа. Просил в удовлетворении иска отказать.
Решением суда в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись решением, Р.В,Н. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Указанным требованиям решение суда не соответствует.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Р.В,Н., 02.03.1961 года рождения, обратился 19.02.2020 года в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ № 24 по г. Москве и Московской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи проживанием в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако, решением от 30.03.2020 года Р.В,Н. было отказано в назначении вышеуказанной пенсии. Согласно результатам расчета, указанного в решении № 200000031961/347788/20 от 30.03.2020 года, период проживания истца в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет 2 года 4 мес. 26 дней (л.д.11- 13).
В специальный стаж истца не был включен период проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с 09.06.2000 года по 28.12.2004 года, так как трудовая деятельность истца в указанный период осуществлялась в Союз «Метроспецстрой» г. Балашиха Московской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в течение длительного времени истец работал в Московской области, которая не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, что исключает факт постоянного нахождения в зоне радиоактивного загрязнения, дающего право на снижение общеустановленного пенсионного возраста, доказательств, бесспорно свидетельствующих о постоянном проживании истца в спорный период по месту регистрации в зоне радиоактивного загрязнения истцом не представлено.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела, кроме того, судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Статьей 4 (ч.2) Конституции РФ определено, что Конституция РФ и Федеральные законы РФ имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Частью 2 ст.39 Конституции РФ предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015 года.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15.01.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяются нормы Закона № 1244-1, относятся, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Указанной категории граждан в соответствии со статьей 34 Закона № 1244-1 пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии с примечаниями к статье 35 Закона № 1244-1 пенсионный возраст может быть снижен на абсолютную величину только в том случае, если лицо проживало (работало) на территории подвергшейся радиационному загрязнению в период с 26.04.1986 года по 30.06.1986 года.
В силу ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно статье 7 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р «Об утверждении перечней населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, определенный Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофа на Чернобыльской АЭС» г. Липки Киреевского района Тульской области внесен в перечень населенных пунктов, находящихся в пределах зоны проживания с правом на отселение.
Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 №1582 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, г. Липки Киреевского района Тульской области был включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом, настоящее Постановление вступило в силу с 01.02.1998 года действовало до принятия Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно указанному Постановлению г.Липки Киреевского района Тульской области включен в перечень населенных пунктов, находящихся в пределах зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом.
Из представленной справки Администрации г.Липки Киреевского района Тульской области б/н от 10.03.2020 года следует, что истец Р.В,Н. проживал и был зарегистрирован по месту жительства с 13.01.1998 года по 28.12.2004 года по адресу: Тульская область, Киреевский район, г.Липки, ул.Гагарина, д.11, кв. 14, который отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно трудовой книжке Р.В,Н., а также в выписке из лицевого счета застрахованного лица от 28.01.2020 истец в период с 09.06.2000 года по 29.11.2008 года работал в должностях подсобного рабочего, стропальщика в ЗАО Союз «Метроспецстрой» г. Москва (преобразованного 30.04.2003 года в ООО Союз «Метроспецстрой») (л.д.35-46).
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица от 28.01.2020 года в сведениях о трудовом стаже и заработке за период после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования Р.В,Н. в период с 09.06.2000 года по 30.06.2010 года осуществлял свою трудовую деятельность в ООО «Метросервис» г.Балашиха Московской области, (л.д.51-54).
Между тем, судебная коллегия полагает, что ежедневный выезд с места своего жительства и регистрации в связи с работой не может рассматриваться как смена постоянного проживания, кроме того, близкое расположение Тульской области с Московской областью с учетом использования транспорта, принимая во внимание спорный период, позволяло истцу ежедневно осуществлять трудовую деятельность в другом субъекте.
Доказательств, подтверждающих обратное, ответчиком представлено не было.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем, решение суда нельзя признать законным, и оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 14 октября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ № 24 по г. Москве и Московской области от 30 марта 2020 года об отказе в установлении пенсии Р.В,Н..
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ № 24 по г. Москве и Московской области включить Р.В,Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с 9 июня 2000 года по 28 декабря 2004 года, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 19 февраля 2020 года.
Апелляционную жалобу Р.В,Н. удовлетворить.
Председательствующий
Судьи