Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3463/2016 ~ М-2261/2016 от 15.03.2016

Дело № 2-3463/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2016 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Маловой Н.Б.,

при секретаре Екимовой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузьминского М. В., Лукина А. И., Бекленищева С. А., Алешина П. С., Опуховской А. А., Смушкова Р. А., Ермолаевой Н. А., Гвалия Г. Д., Гвалия Н. Н., А. И. А., Малышева К. В., Малышева Н. К., Малышевой Т. Н., Журавлева К. А., Ли В.В., Ли В.С., Ли Р.В., Абдуллаева М. Г., Суханова А. Н., Краснокутского А. В., Краснокутской И. Ю., Чалова С. А., Чаловой В. С., Мочалова Г. В., Мочаловой И. А., Иванцова Д. Ф., Сафронова А. А.ча к обществу с ограниченной ответственностью «Консоль С», Администрации Петрозаводского городского округа о пресечении действий по использованию земельных участков,

у с т а н о в и л:

Исковые требования заявлены на том основании, что в конце ДД.ММ.ГГГГ истцы, проживающие преимущественно в районе <адрес> в <адрес>, обнаружили, что на смежной с жилой застройкой территории, занятой к настоящему моменту возрастными хвойными лесами и используемой в рекреационных целях, ведется хозяйственная деятельность, связанная с расчисткой территории, подготовкой к рубке деревьев и непосредственно самой рубкой. Место проведения указанных действий соответствует земельным участкам под кадастровыми номерами , , , , находящимся в публичной собственности (согласно общедоступным данным кадастра объектов недвижимости). По результатам проверки, проведенной органами полиции, было установлено, что застройку указанной территории жилыми домами средней этажности намеревается осуществлять ООО «Консоль С». Мероприятия по рубке производит привлеченное застройщиком лицо на основании заключенного с ним договора. Проект планировки, разработанный застройщиком, содержит сведения о характеристиках (месте размещения и этажности) планируемых зданий – 9 многоквартирных домов. По мнению истцов, застройка территории многоквартирными жилыми домами противоречит Генеральному плану г. Петрозаводска и из-за повышенного антропогенного воздействии нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Среди прочего, это потенциального создает повышенную, не запланированную генпланом нагрузку на внутриквартальные проезды, не предназначенные для подобных целей. Из проекта планировки видно, что значительная часть застройки планируется на той территории зоны, которая согласно генеральному плану должна быть занята зелеными насаждениями общего пользования. Из письма администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ по поводу выдачи разрешения на снос зеленых насаждений следуют противоречащие друг другу утверждения, что: 1) обследование насаждений и выдача разрешений на их снос не производится на участках, находящихся в собственности у организаций и граждан; 2) спорные участки находятся в собственности Российской Федерации, что означает отсутствие необходимости их осмотра и выдачи соответствующего разрешения. Таким образом, по мнению истцов, фактические действия Администрации Петрозаводского городского округа способствовали причинению вреда, которое выразилось в вырубке зеленых насаждений общего пользования вопреки Генеральному плану города. По изложенным в иске основаниям, ссылаясь на положения Градостроительного кодекса РФ, истцы просят суд пресечь действия по использованию земельных участков с кадастровыми номерами , , , в целях, не соответствующих видам разрешенного использования общественно-деловой зоны инновационного центра, предусмотренным Генеральным планом г. Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа, а именно: пресечь (запретить) строительство на территории зеленых насаждений общего пользования и строительство многоквартирных жилых домов в части зоны, допускающей жилищное строительство.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечен Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Территориальное управление Росимущества в Республике Карелия, Жилищно-строительный кооператив «Университетский дом».

В судебном заседании истцы Алешин П.С., Малышев К.В., Малышева Т.Н., Александрова Т.А., Чалов С.А., Гвалия Г.Д.заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Иные истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель истца Кузьминского М.В. – Иванов А.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал, по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчика ООО «Консоль С» Ульянова А.В., Кусакин Б.В., Филатов К.С., действующие на основании доверенности, директор Выпирайло А.И. в судебном заседании заявленные требования не признали, возражали против их удовлетворения.

Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа - Аникина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать.

Представители Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия – Наумов А.И., Учуваткина М.А., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявленных требований.

Представитель Жилищно-строительного кооператива «Университетский дом» - председатель Суворовцева Т.Г. в судебном заседании заявленные требования подержала.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены судом о рассмотрении дела надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.

В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план городского округа.

На основании изложенного принятие генерального плана и Правил землепользования и застройки на территории Петрозаводского городского округа является компетенцией органа местного самоуправления городского округа.

Генеральный план города Петрозаводска, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции. Указанное решение было опубликовано в источнике официального опубликования «Информационный бюллетень», № 1, 30.07.2008.

В силу пункта 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план городского округа должен содержать карту функциональных зон поселения или городского округа. Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5 ст. 1 ГрК РФ). Следовательно, назначение функциональных зон состоит не в определении существующего порядка использования земельных участков, а в установлении потенциальных видов их эксплуатации с учетом развития (изменения) территории в будущем. Функциональные зоны, указанные в генеральном плане, не определяют правовой режим земельных участков, а отображают лишь возможные направления развития территории и предложения по территориальному планированию. Согласно ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Указание в приведенной норме на «учет» предполагает определенную степень свободы органов местного самоуправления при подготовке правил землепользования и застройки, а именно отсутствие необходимости буквальной механической трансляции функциональных зон в документах территориального планирования.

Порядок подготовки и утверждения Градостроительного плана городского округа урегулирован ст. ст. 23-25 ГрК РФ. Согласно п. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

В соответствии с рассматриваемым Генеральным планом города Петрозаводска спорная территория включает несколько территориальных зон (зона индивидуальной, блокированной, коттеджной застройки, общественно-деловая зона и т.д.) объединенные в общественно-деловую зону инновационного центра. При этом границы указанных территориальных зон не установлены, обозначены схематично.

Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

Правила землепользования и застройки разрабатываются на основании генерального плана.

Соответствие правил землепользования и застройки города Петрозаводска генеральному плану города Петрозаводска истцами не оспаривается.

Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа. Правила опубликованы в официальном издании «Информационный бюллетень», № 25, 08.04.2010.

Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа являются нормативно-правовым актом Петрозаводского городского округа, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Карелия и Петрозаводского городского округа.

Правила застройки разработаны на основе Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, в редакции, утвержденной Решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.

Согласно ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно указанным правилам спорная территории находится в зоне университетского городка – Оу.

Согласно ст. 44 Правил в указанной зоне определены основные виды разрешенного использования: Объекты образовательного назначения - не менее 50% территории зоны: учебные, учебно-лабораторные, научно-лабораторные корпуса, учебно-производственные корпуса, научно-исследовательские, проектные, конструкторские организации; административные корпуса; Объекты жилого назначения - не более 30% территории зоны: среднеэтажные жилые дома [01], блокированные жилые дома для преподавателей [01], общежития [01], объекты учреждений детского дошкольного воспитания, объекты учреждений начального и среднего образования, объекты здравоохранения первой необходимости [01], объекты культурно-просветительских и зрелищных учреждений [01], объекты торговли, общественного питания [01], объекты бытового и коммунального обслуживания [01]; Объекты спортивного назначения - не менее 20% территории зоны: объекты физкультурно-оздоровительного назначения [01]; паркинги, объекты инженерной и транспортной инфраструктур. В качестве вспомогательных видов использования указаны: спортивные площадки, площадки для отдыха; хозяйственные площадки; зеленые насаждения; малые архитектурные формы, элементы благоустройства, скульптурные композиции; паркинги [01]; объекты транспортной и инженерной инфраструктуры [01].

На основании ст. 4, 15 и 16 Федерального закона «О содействии развития жилищного строительства» распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24.03.2014 года № в собственность Федерального фонда содействия жилищного строительства в качестве имущественного взноса был передан федеральный земельный участок с кадастровым номером , до этого находившийся в постоянном (бессрочном) пользовании <данные изъяты>. В дальнейшем указанный участок был разделен на 4 земельных участка с кадастровыми номерами , , , . С ДД.ММ.ГГГГ указанные участки являются федеральной собственностью, фонд «РЖС» выступает агентом Российской Федерации.

На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ аренды трех земельных участков для их комплексного освоения земельные участки с кадастровыми номерами , , предоставлены ООО «Консоль С». Земельный участок с кадастровым номером предоставлен в безвозмездное срочное пользование ЖСК «Университетский дом». Указанное подтверждается сведениями Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, права на участки в установленном порядке зарегистрированы.

Согласно сведениям ЕГРП и ГКН земельные участки с кадастровыми номерами , , , отнесены к землям населенных пунктов, разрешенное использование: среднеэтажные жилые дома, блокированные жилые дома для преподавателей. Указанное разрешенное использование соответствует зоне университетского городка – Оу.

На момент рассмотрения настоящего дела разрешение на строительство каких-либо объектов на указанных участках не выдано.

Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждена документация по планировке территории в районе <адрес> (общая площадь участка – кв.м.). Данная документация истцами не оспаривается.

Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждена документация по планировке территории в районе <адрес> в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , . На момент рассмотрения настоящего дела указанная документация не оспорена, доказательств несоответствия ее требованиям закона не представлено. В отношении земельного участка с кадастровым номером такая документация отсутствует.

При этом указанные проекты планировок в полной мере соответствуют разрешенному использованию зоны университетского городка – Оу согласно Правилам землепользования и застройки.

Так, согласно проекту планировки территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , на указанной территории планируется строительство девяти многоквартирных трехэтажных домов. Согласно ст. 1 Правил землепользования среднеэтажные жилые дома - многоквартирные жилые <адрес> этажей. Таким образом, планируемое строительство на указанных участках соответствует Правилам землепользования и застройки, а именно ст. 44.

Согласно представленным в материалы дела документам доказательств расположения спорных участков в зоне городских лесов, возрастных и иных лесов или в зоне зеленых насаждений общего пользования не имеется. Разрешенное использование территориальных зон, так же как и участков определено, соответствует территориальному зонированию, Правилам землепользования и застройки, проекту планировки территории.

Как пояснил в судебном заседании представитель ЖСК «Университетский дом» участок с кадастровым номером сейчас не используется, рубка деревьев на нем не ведется, разрабатывается проектная документация.

Как пояснили в судебном заседании представители ООО «Консоль С» на арендуемом ими участке была начата рубка лесных насаждений, но ввиду принятых судом мер остановлена. В настоящий момент ответчик обратился в Администрацию за получением разрешения на строительство, но ввиду принятых судом обеспечительных мер в выдаче такого разрешения отказано.

Согласно ст. 33 решения Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе» снос зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, не принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, допускается только по разрешениям установленной формы, выдаваемым Комиссией по обследованию зеленых насаждений. Однако, что не оспаривается Администрацией Петрозаводского городского округа спорные участки находятся в федеральной собственности, право на них зарегистрировано за Фондом «РЖС», в связи с чем действие указанных положений Правил благоустройства на них не распространяется. Согласно ст. 261 ГК РФ если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Доказательств произрастания на спорных территориях каких-либо особо ценных деревьев не представлено, так же как и доказательств нарушения ответчиками права граждан на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Исключение из этой нормы может быть сделано в отношении тех земель населенных пунктов, на которых располагаются городские леса, так как согласно ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон (ранее лесопарковых зон) и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Иные доводы истцов, в том числе относительно проезда к застраиваемым территориям, необходимости сохранения территории за Петрозаводским государственным университетом, также не свидетельствуют о нарушении их прав, не основаны на требованиях действующего земельного и градостроительного законодательства.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

В судебное заседание представлено заявление, подписанное частью истцов об отказе от иска в отношении земельного участка с кадастровым номером . Однако, учитывая то обстоятельство, что истцы в судебном заседании не присутствуют, последствия отказа от иска им не разъяснены, оснований для принятия такого отказа у суда не имеется.

При этом с учетом установленных по делу обстоятельств у суда имеются основания отказать истцам в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Б.Малова

Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2016 года.

2-3463/2016 ~ М-2261/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Журавлев Константин Александрович
Сафронов Анатолий Анатольевич
Бекленищев Семен Анатольевич
Малышев Никита Константинович
Абдуллаев Манолес Гаджимусаевич
Мочалова Ирина Альбертовна
Иванцов Дмитрий Федорович
Гвалия Гоги Дианозович
Ли Вячеслав Сергеевич
Александрова Ирина Александровна
Краснокутская Ирина Юрьевна
Малышева Татьяна Николаевна
Суханов Арсентий Николаевич
Опуховская Алла Анатольевна
Краснокутский Андрей Викоторович
Чалов Сергей Александрович
Мочалов Геннадий Вячеславович
Алешин Павел Сергеевич
Ли Валентина Викторовна
Лукин Андрей Игоревич
Ли Роман Вячеславович
Гвалия Нанули Нодаревна
Кузьминский Михаил Владимирович
Ермолаева Наталья Александровна
Малышев Константин Вячеславович
Чалова Валерия Сергеевна
Смушков Руслан Александрович
Ответчики
ООО "Консоль С"
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Кацнельсон Евгений Львович
Федеральный фонд содействия развитию жлищного строительства
Территориальное управление Росимущества в Республике Карелия
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйстива и энергетики Республики Карелия
ЖСК "Универститетский дом"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малова Н.Б.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
15.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2016Передача материалов судье
15.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2016Судебное заседание
11.04.2016Судебное заседание
14.04.2016Судебное заседание
18.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2016Дело оформлено
23.05.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее