дело № 3а-55/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Йошкар-Ола 12 декабря 2019 года
Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,
при секретаре Демаковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием:
представителя административного истца Краснова О.С. – Валиуллина Ф.А.,
представителя административного ответчика Правительства Республики Марий Эл Мякишевой Т.Г.,
представителя административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Кондратенко Н.В.,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Паршкова Р.С.
административное дело по административному иску Краснова О.С. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, площадь 60000 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства торгово-выставочного комплекса, местоположение (адрес): <...>, определении его кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 31 октября 2013 года 13291800 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Краснов О.С. подал в суд административный иск к Правительству Республики Марий Эл, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл (с учетом уточнения предмета требования) о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадь 60000 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства торгово-выставочного комплекса, местоположение (адрес): <...>, определении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 31 октября 2013 года - 13291800 рублей. В обоснование административного иска были приведены следующие доводы и обстоятельства. Краснов О.С. является арендатором вышеуказанного земельного участка. Арендная плата исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 1 августа 2019 года в реестр 5 марта 2018 года были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 31 октября 2013 года в размере 172219800 рублей, что не соответствует действительной рыночной стоимости земельного участка. Для определения рыночной стоимости земельного участка Краснов О.С. обратился к независимому оценщику. Согласно отчету об оценке от 24 апреля 2019 года № <...>, выполненному специалистами ООО «Центр оценки и экспертизы «АвтоАссистанс», рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 31 октября 2013 года составляет 11760000 рублей.
В судебных заседаниях представитель административного истца Краснова О.С. – Валиуллин Ф.А. (доверенность от 5 августа 2019 года <...>) административный иск поддержал с учетом уточнения предмета требований, с заключением эксперта согласился.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Марий Эл Мякишева Т.Г. (доверенность от 20 июня 2019 года № <...>) против удовлетворения уточненного административного иска не возражала.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Кондратенко Н.В. (доверенность от 16 апреля 2018 года № <...>) разрешение административного иска оставила на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Паршков Р.С. (доверенность от 29 декабря 2018 года № <...>) разрешение административного иска оставил на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом, извещенного судебной повесткой, в судебное заседание не явился.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Как предусмотрено пунктами 2, 3 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно частям 1, 3 и 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: 1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; 2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов административного дела, Краснов О.С. является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, площадью 60000+/-86 кв.м, поставленного на кадастровый учет 31 октября 2013 года.
Кадастровая стоимость этого земельного участка определена 5 марта 2018 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Марий Эл по состоянию на 31 октября 2013 года на основании удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июня 2913 года № 199 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл» и составляет 172219800 рублей (акт от 5 марта 2018 года).
Согласно пункту 2.4 договора аренды земельного участка № <...>, заключенного 25 июля 2014 года между муниципальным образованием городской округ «Город Волжск» в лице муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом и
Красновым О.С., арендная плата изменяется в одностороннем порядке арендодателем с изменением кадастровой стоимости земельного участка, при этом она подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. Пунктом 2.6 данного договора предусмотрено, что получателем арендной платы является КУМИ по г. Волжску.
Из письма муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом от 28 августа 2018 года № <...> следует, что в соответствии с пунктом 2.4 договора аренды земельного участка № <...> от 25 июля 2014 года с 1 января 2019 года арендная плата будет рассчитываться по установленной кадастровой стоимости 172219800 рублей.
Краснов О.С. представил отчет по определению рыночной стоимости данного земельного участка от 24 апреля 2019 года № <...>, составленный специалистами ООО «Центр оценки и экспертизы «АвтоАссистанс», согласно которому рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 31 октября 2013 года составляет 11760000 рублей.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
Судом по ходатайству стороны административного ответчика Правительства Республики Марий Эл была назначена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости вышеуказанного объекта недвижимого имущества, проверки соответствия отчета от 24 апреля 2019 года № <...> требованиям законодательства об оценочной деятельности, определения рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, в отношении которого определена кадастровая стоимость.
Согласно заключению эксперта от 15 ноября 2019 года № <...>, выполненному экспертом общества с ограниченной ответственностью «Билге» Игнашиной И.Г., отчет от 24 апреля 2019 года № <...> по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, составленный специалистами ООО «Центр оценки и экспертизы «АвтоАссистанс», не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки; рыночная стоимость данного объекта определена неправильно; рыночная стоимость объекта недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером <...>, площадь 60000+/-86 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства торгово-выставочного комплекса, местоположение (адрес): <...> по состоянию на 31 октября 2013 года, составляет 13291800 рублей.
Представителем Правительства Республики Марий Эл Мякишевой Т.Г., представителем ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Кондратенко Н.В., а равно Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, муниципальным учреждением Волжский городской комитет по управлению имуществом доказательства, подтверждающие правильность и обоснованность определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка либо иной рыночной стоимости вышеуказанного объекта недвижимого имущества, чем той, которая определена экспертным путем, не представлены.
В связи с вопросами, первоначально возникшими у представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Паршкова Р.С., эксперт Игнашина И.Г. представила письменные мотивированные пояснения по заключению эксперта, в которых сообщила о примененные федеральных стандартах оценки, обосновала выбор объектов-аналогов, их сопоставимость, в судебном заседании от 12 декабря 2019 года дала устные пояснения.
Ходатайство о назначении по административному делу повторной или дополнительной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено.
В силу части 2 статьи 59 КАС РФ заключение эксперта является доказательством по административному делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами.
Как следует из заключения эксперта от 15 ноября 2019 года № <...>, экспертиза по определению рыночной стоимости вышеуказанного объекта недвижимого имущества выполнена на основании материалов административного дела с натурным исследованием данного объекта. При определении рыночной стоимости данного объекта эксперт применил сравнительный подход. В заключении эксперта подробно изложены примененные методики и результаты использования данного подхода к оценке.
Оснований не доверять выводам эксперта Игнашиной И.Г. не имеется, так как они являются методологически обоснованными и мотивированными. Экспертиза была назначена судом, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме. Эксперт Игнашина И.Г. имеет высокую квалификацию и необходимый стаж работы в области оценочной и экспертной деятельности. Заключение эксперта соответствует требованиям частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов.
Оснований для назначения повторной или дополнительной экспертизы по имеющимся материалам дела и с учетом позиций лиц, участвующих в деле, по инициативе суда не имеется.
Кроме того, суд принимает во внимание, что ранее рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 11760000 рублей была установлена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2019 года, вынесенным по административному делу № 3а-2/2019 с участием тех же лиц. Данный размер рыночной стоимости существенно ниже кадастровой стоимости земельного участка, определенной 5 марта 2018 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Марий Эл по состоянию на 31 октября 2013 года на основании удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июня 2913 года № 199 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл» и составляющей 172219800 рублей
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, суд определяет кадастровую стоимость вышеуказанного объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости 13291800 рублей, установленной заключением эксперта от 15 ноября 2019 года № <...>, по состоянию на 31 октября 2013 года.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно пункту 15 статьи 378.2, пункту 2 статьи 403 НК РФ (в редакции закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Вышеприведенные положения НК РФ (в редакции закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ). Одним из таких оснований может являться решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости. Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (пункт 25).
В суд с настоящим административным иском Краснов О.С. обратился 7 августа 2019 года. Ранее, 11 июня 2019 года Краснов обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, решением которой от 25 июня 2019 года № 297 заявление Краснова О.С. о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка отклонено.
Таким образом, суд приходит к итоговому выводу о том, что административный иск Краснова О.С. к Правительству Республики Марий Эл, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, площадь 60000 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства торгово-выставочного комплекса, местоположение (адрес): <...>, определении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 31 октября 2013 года - 13291800 рублей подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 178, 180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск Краснова О.С. удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадь 60000 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства торгово-выставочного комплекса, местоположение (адрес): <...>, и определить его кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости по состоянию на 31 октября 2013 года - 13291800 рублей.
Датой подачи заявления считать 11 июня 2019 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером <...>, площадь 60000 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства торгово-выставочного комплекса, местоположение (адрес): <...>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья Г.В. Попов
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2019 года