Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-116/2020 ~ М-67/2020 от 02.03.2020

УИД 28RS0024-01-2020-000121-59

Дело № 2а-116/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2020 года город Шимановск

Шимановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Скрастиной И.С.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя истца – помощника прокурора Шимановского района Яицкого В.Е., представителя ответчика администрации Шимановского района – Шутенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шимановского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Шимановского района Амурской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шимановского района обратился в Шимановский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации Шимановского района о признании незаконным бездействие административного ответчика по факту непринятия мер к установке приборов учета тепловой энергии, в находящихся в собственности котельных: котельная СДК с. Малиновка Ф-26 ПС Шимановск Ф-1 09-21; котельная с. Свободный Труд Ф-6 Георгиевка Ф-1 37-13; котельная школы с. Нововоскесеновка Ф-4 Воскресеновка Ф-7 36-07; котельная школы Саскаль Ф-3 Саскаль Ф-2 33-39; котельная школы Новогеоргиевка Ф-1 Георгиевка Ф-2 37-17, Ф-1 37-17; котельная школы Чагоян Ф-13 Чагоян Ф-3 35-01; котельная Селеткан детсад Ф-6 ПС Реммаш Ф-2 38-03; котельная школы Мухино Ф-7 Мухино Ф-1 34-12; котельная школы Ушаково Ф-10 Саскаль Ф-2 33-15; котельная школы Петруши Ф-28 ПС Шимановск Ф-1 9-47; котельная детского сада Ф-10 Саскаль Ф-2 33-14; котельная школы с. Селеткан Ф-6 ПС Реммаш Ф-1 школа 38-01, а также о возложении на административного ответчика обязанности по оборудованию приборами учета тепловой энергии до ДД.ММ.ГГГГ поименованные котельные.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения муниципальными образованиями законодательства о теплоснабжении и энергосбережении в части готовности муниципальных образований района к отопительному периоду 2019-2020 гг. В ходе указанной проверки, установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» на котельных, находящихся в собственности администрации Шимановского района, отсутствуют приборы учета тепловой энергии. Таким образом, учет на указанных объектах администрация Шимановского района не организовала. Данные нарушения стали возможными в связи с непринятием надлежащих мер по обеспечению снижении энергозатратности объектов теплоснабжения, учету энергии со стороны администрации, а также в виду отсутствия надлежащего контроля за подчиненными работниками, контролирующими эксплуатацию объектов теплоснабжения, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц. Бездействие администрации Шимановского района выразившееся в непринятии мер по установлению на котельных приборов теплового учета нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения, в связи с чем, прокурор Шимановского района обратился с настоящим административные иском в суд.

Уточнив заявленные требования, прокурор Шимановского района просит суд признать незаконным бездействие администрации Шимановского района Амурской области по факту непринятия мер к установке приборов учета тепловой энергии, в находящихся в собственности котельных: котельная СДК с. Малиновка Ф-26 ПС Шимановск Ф-1 09-21; котельная с. Свободный Труд Ф-6 Георгиевка Ф-1 37-13; котельная школы с. Нововоскесеновка Ф-4 Воскресеновка Ф-7 36-07; котельная школы Саскаль Ф-3 Саскаль Ф-2 33-39; котельная школы Новогеоргиевка Ф-1 Георгиевка Ф-2 37-17, Ф-1 37-17; котельная школы Чагоян Ф-13 Чагоян Ф-3 35-01; котельная Селеткан детсад Ф-6 ПС Реммаш Ф-2 38-03; котельная школы Мухино Ф-7 Мухино Ф-1 34-12; котельная школы Ушаково Ф-10 Саскаль Ф-2 33-15; котельная школы Петруши Ф-28 ПС Шимановск Ф-1 9-47; котельная школы с. Селеткан Ф-6 ПС Реммаш Ф-1 школа 38-01; котельная с. Симоново, а также обязать администрацию Шимановского района Амурской области оборудовать приборами учета тепловой энергии до ДД.ММ.ГГГГ котельные: котельная СДК с. Малиновка Ф-26 ПС Шимановск Ф-1 09-21; котельная с. Свободный Труд Ф-6 Георгиевка Ф-1 37-13; котельная школы с. Нововоскесеновка Ф-4 Воскресеновка Ф-7 36-07; котельная школы Саскаль Ф-3 Саскаль Ф-2 33-39; котельная школы Новогеоргиевка Ф-1 Георгиевка Ф-2 37-17, Ф-1 37-17; котельная школы Чагоян Ф-13 Чагоян Ф-3 35-01; котельная Селеткан детсад Ф-6 ПС Реммаш Ф-2 38-03; котельная школы Мухино Ф-7 Мухино Ф-1 34-12; котельная школы Ушаково Ф-10 Саскаль Ф-2 33-15; котельная школы Петруши Ф-28 ПС Шимановск Ф-1 9-47; котельная школы с. Селеткан Ф-6 ПС Реммаш Ф-1 школа 38-01; котельная с. Симоново.

Представитель административного истца - помощник прокурора Шимановского района Яицкий В.Е. в судебном заседании заявленные прокурором района административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом их уточнений.

Представитель административного ответчика - Шутенко А.А. в судебном заседании заявленные требования прокурора Шимановского района признала в части установки приборов тепловой энергии на котельных, находящихся в собственности администрации. В части требований прокурора Шимановского района о возложении на администрацию Шимановского района обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать приборами учета котельные, находящиеся в собственности административного ответчика, просила суд установить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование чего указала, что установка приборов коммерческого учета по всем котельным составит порядка 6000000 рублей. Бюджет муниципального образования Шимановского района сформирован на 2020 год, данная сумма в бюджет не заложена. Кроме того, бюджет принят с дефицитом, денежных средств недостаточно на первоочередные расходы. Денежные средства на данные мероприятия будут утверждены в бюджете района на 2021 год в декабре 2020 года. Более того, администрации Шимановского района потребуется провести закупку на приобретение и установку приборов коммерческого учета, что займет длительное время.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 февраля 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Требования указанной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, и не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).

В соответствии с ч. 3 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя, обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

До ДД.ММ.ГГГГ собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Федеральный закон от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.

В силу с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено обязательное оснащение источников тепловой энергии, к которым следует относить котельные, приборами учета тепловой энергии, как в целях коммерческого учета тепловой энергии, так и в целях энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, что затрагивает охраняемые законом права и интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Шимановский район, в связи с чем, суд полагает, что прокурор правомочно обратился в суд с настоящим иском.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что решением Совета народных депутатов Шимановского района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень имущества, принимаемого (безвозмездно) в собственность муниципального образования Шимановского района из муниципальной собственности Нововоскресеновского, Ушаковского, Саскалинского, Симоновского, Новогеоргиевского, Мухинского, Малиновского, Петрушинского, Селетканского и Чагоянского сельсоветов (л.д.6), являющийся приложением к данному решению (л.д. 7-14).

Согласно указанному перечню имущества, котельная СДК с. Малиновка Ф-26 ПС Шимановск Ф-1 09-21; котельная с. Свободный Труд Ф-6 Георгиевка Ф-1 37-13; котельная школы с. Нововоскесеновка Ф-4 Воскресеновка Ф-7 36-07; котельная школы Саскаль Ф-3 Саскаль Ф-2 33-39; котельная школы Новогеоргиевка Ф-1 Георгиевка Ф-2 37-17, Ф-1 37-17; котельная школы Чагоян Ф-13 Чагоян Ф-3 35-01; котельная Селеткан детсад Ф-6 ПС Реммаш Ф-2 38-03; котельная школы Мухино Ф-7 Мухино Ф-1 34-12; котельная школы Ушаково Ф-10 Саскаль Ф-2 33-15; котельная школы Петруши Ф-28 ПС Шимановск Ф-1 9-47; котельная школы с. Селеткан Ф-6 ПС Реммаш Ф-1 школа 38-01; котельная с. Симоново находятся в собственности муниципального образования Шимановского района Амурской области.

В ходе проведения прокуратурой Шимановского района проверки соблюдения муниципальными образованиями законодательства о теплоснабжении и энергосбережении в части готовности муниципальных образований района к отопительному периоду 2019-2020 гг. установлено, что указанные котельные не оборудованы приборами учета тепловой энергии, что нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения, что не оспаривалось административным ответчиком.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку администрацией Шимановского района, осуществляющей полномочия собственника в отношении муниципального имущества, не выполнены требования действующего законодательства в части организации учета используемых энергетических ресурсов, суд полагает обоснованными доводы прокурора Шимановского района о бездействии административного ответчика в принятии мер к установке приборов тепловой энергии на котельных, находящихся в его собственности.

Каких-либо доказательств тому, что котельные не подлежат оснащению приборами учета в силу характеристик, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в суд не представлено.

Так, поскольку администрацией Шимановского района до настоящего времени не выполнены требования действующего законодательства, в части организации учета используемых энергетических ресурсов посредством оснащения вышеуказанных котельных приборами учета тепловой энергии, постольку суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении на администрацию Шимановского района обязанность в заявленный прокурором срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, оборудовать котельные, а именно: котельную СДК с. Малиновка Ф-26 ПС Шимановск Ф-1 09-21; котельную с. Свободный Труд Ф-6 Георгиевка Ф-1 37-13; котельную школы с. Нововоскесеновка Ф-4 Воскресеновка Ф-7 36-07; котельную школы Саскаль Ф-3 Саскаль Ф-2 33-39; котельную школы Новогеоргиевка Ф-1 Георгиевка Ф-2 37-17, Ф-1 37-17; котельную школы Чагоян Ф-13 Чагоян Ф-3 35-01; котельную Селеткан детсад Ф-6 ПС Реммаш Ф-2 38-03; котельную школы Мухино Ф-7 Мухино Ф-1 34-12; котельную школы Ушаково Ф-10 Саскаль Ф-2 33-15; котельную школы Петруши Ф-28 ПС Шимановск Ф-1 9-47; котельную школы с. Селеткан Ф-6 ПС Реммаш Ф-1 школа 38-01; котельную с. Симоново, приборами учета тепловой энергии. Указанный административным истцом срок для оборудования спорных котельных приборами учета тепловой энергии суд полагает разумным и достаточным для проведения необходимых мероприятий по приобретению и установке приборов учета тепловой энергии до начала отопительного сезона 2020-2021 гг.

При этом отсутствие финансовой возможности для установления приборов учета тепловой энергии на котельных, на что указывает административный ответчик, не является основанием для неисполнения органом местного самоуправления требований действующего законодательства в установленный судом срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку обязанность по оборудованию котельных приборами учета тепловой энергии законом не ставится в зависимость от каких-либо условий либо обстоятельств, в том числе с необходимостью проведения закупки на приобретение и установку приборов учета тепловой энергии.

Кроме того, доказательств о наличии запланированных в бюджете района статей расходов на установку приборов учета тепловой энергии на котельных с 2017 года и невозможности исполнения бюджета муниципальным образованием Шимановский район в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Шимановского района Амурской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Шимановского района Амурской области в непринятии мер к установке приборов учета тепловой энергии в находящихся в собственности котельных: котельная СДК с. Малиновка Ф-26 ПС Шимановск Ф-1 09-21; котельная с. Свободный Труд Ф-6 Георгиевка Ф-1 37-13; котельная школы с. Нововоскесеновка Ф-4 Воскресеновка Ф-7 36-07; котельная школы Саскаль Ф-3 Саскаль Ф-2 33-39; котельная школы Новогеоргиевка Ф-1 Георгиевка Ф-2 37-17, Ф-1 37-17; котельная школы Чагоян Ф-13 Чагоян Ф-3 35-01; котельная Селеткан детсад Ф-6 ПС Реммаш Ф-2 38-03; котельная школы Мухино Ф-7 Мухино Ф-1 34-12; котельная школы Ушаково Ф-10 Саскаль Ф-2 33-15; котельная школы Петруши Ф-28 ПС Шимановск Ф-1 9-47; котельная школы с. Селеткан Ф-6 ПС Реммаш Ф-1 школа 38-01; котельная с. Симоново.

Обязать администрацию Шимановского района Амурской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать приборами учета тепловой энергии котельные: котельная СДК с. Малиновка Ф-26 ПС Шимановск Ф-1 09-21; котельная с. Свободный Труд Ф-6 Георгиевка Ф-1 37-13; котельная школы с. Нововоскесеновка Ф-4 Воскресеновка Ф-7 36-07; котельная школы Саскаль Ф-3 Саскаль Ф-2 33-39; котельная школы Новогеоргиевка Ф-1 Георгиевка Ф-2 37-17, Ф-1 37-17; котельная школы Чагоян Ф-13 Чагоян Ф-3 35-01; котельная Селеткан детсад Ф-6 ПС Реммаш Ф-2 38-03; котельная школы Мухино Ф-7 Мухино Ф-1 34-12; котельная школы Ушаково Ф-10 Саскаль Ф-2 33-15; котельная школы Петруши Ф-28 ПС Шимановск Ф-1 9-47; котельная школы с. Селеткан Ф-6 ПС Реммаш Ф-1 школа 38-01; котельная с. Симоново.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Шимановский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.


Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме принято 17 апреля 2020 года.

2а-116/2020 ~ М-67/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Шимановского района Амурской области
Ответчики
Администрация Шимановского района
Суд
Шимановский районный суд Амурской области
Судья
Скрастина И.С.
Дело на странице суда
shimanovskiy--amr.sudrf.ru
02.03.2020Регистрация административного искового заявления
02.03.2020Передача материалов судье
04.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее