Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-28808/2017 от 13.09.2017

Судья: Шахбанов А.А.                   Дело № 33-28808/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<данные изъяты>

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Глумовой Л. А.

судей Колесниковой Т. Н., Смышляевой О. В.,

при секретаре Архиповой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 11 октября 2017 года апелляционную жалобу представителя ООО «СТАРТСТРОЙ+» на заочное решение Чеховского городского суда Московской области от 23 мая 2017 года по гражданскому делу по иску Иванова Сергея Эдуардовича к ООО «СТАРТСТРОЙ+» о взыскании коммунальных услуг,

заслушав доклад судьи Глумовой Л. А.,

объяснения Иванова С.Э.,

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с уточненными исковыми требованиями к ответчику и просил: - восстановить его право, как потребителя коммунальных услуг, производить оплату за отопление с учетом показаний индивидуального прибора учет тепла и расходов по отоплению на общедомовые нужды, произвести перерасчет с октября 2016г. по апрель 2017г. по адресу: <данные изъяты>, взыскать сумму переплаты в размере 8619 руб. 71 коп.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>. Ответчик является обслуживающей организацией, которой производится оплата потребляемых коммунальных услуг, согласно, выставляемым платежным документам.

Истец установил в жилом помещении теплосчетчик, который был принят в эксплуатацию <данные изъяты>, <данные изъяты> ИПУ был допущен в эксплуатацию со стороны ответчика. Истец обратился к ответчику по вопросу начисления оплаты за отопления.

Согласно ответу от 16.06.2016г года в начисление оплаты по ИПУ было отказано, со ссылкой на отсутствие общедомового прибора учета. Считает, что указанный отказ незаконен, противоречит указанным нормам Закона, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с заявленными требованиями.

Представитель ответчика ООО «СтартСтрой» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещались о месте и времени рассмотрения дела, сведений об уважительности неявки в судебное заседание не представили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель 3-го лица - Администрации Чеховского муниципального района в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.

Заочным решением суда исковые требования удовлетворены частично.

Не согласившись с указанным решением суда, представителем ответчика была подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав доводы сторон, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене.

Исходя из требований ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности решения, необходимо иметь в виду, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

При этом в силу ст. 12, 67 ГПК РФ судом должны быть созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела; всесторонне, полно и объективно исследованы доказательства.

Судебная коллегия полагает, что решение суда указанным требованиям не соответствует, выводы суда противоречат имеющимся материалам дела.

Судом установлено, что Иванов С.Э. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.10).

Ответчик является обслуживающей организацией, которой производится оплата потребляемых коммунальных услуг, согласно выставляемых платежных документов.

Истец установил в жилом помещении теплосчетчик, который был принят ответчиком в эксплуатацию <данные изъяты>, <данные изъяты> ИПУ был допущен в эксплуатацию со стороны ответчика.

Истец обратился к ответчику по вопросу начисления оплаты за отопления. Согласно ответа от 16.06.2016г года, в начисление оплаты по ИПУ было отказано, со ссылкой на отсутствие общедомового прибора учета (л.д.30).

Судом установлено, что истец во исполнение условий договора об управлении многоквартирным домом, с учетом бланка для передачи показаний прибора учета по выставляемым счетам на оплату, ежемесячно указывал с апреля 2016 года показания индивидуального прибора учета за отопление, однако начисление платежей производилось не исходя из показаний ИПУ.

Из положений ст. ст. 8, 307-310, 424, 539, 544 ГК РФ, п. 1 ст. 539, п. 1 ст. 541, ст. 544 ГК РФ следует, что абонент по договору энергоснабжения обязан оплачивать фактически принятое количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

    При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к Правилам N354, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Согласно пункту 48 Правил при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. Приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на обще-домовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.    "

Поскольку норматив потребления на общедомовые нужды введен в действие с 1 марта 2014 года, то с этого момента в домах, где отсутствует общедомовой прибор учета, допустимо производить расчеты с ресурсоснабжающими организациями, исходя из объема коммунального ресурса, составляющего совокупность показаний индивидуальных приборов учета и норматива потребления на общедомовые нужды.

Из статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях отсутствия в точках учета приборов учета; неисправности приборов учета; нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Удовлетворяя частично иск, суд первой инстанции, проанализировав положения пп. "в" п. 21 Правил N 124, указал, что объем потребленного ресурса при отсутствии общедомового прибора учета, но при наличии индивидуальных приборов учета в жилых и нежилых помещениях должен определяться исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а также с учетом объема ресурса, предоставленного на общедомовые нужды, рассчитанного в случаях и порядке, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, при этом не указав порядок его расчета.

Судом указано, что пунктом 40 действующих в спорный период Правил N 354, предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

При этом, в рассматриваемом деле методика расчета стоимости тепловой энергии пунктом 42(1) Правил N 354 не предусмотрена, однако это не свидетельствует о правомерности применения теплоснабжающей организацией формулы расчета по нормативу. В рассматриваемом случае применение метода расчета по нормативу потребления соответствующего коммунального ресурса без учета показаний индивидуальных приборов учета в спорный период, противоречит приведенным выше положениям ст. 157 ЖК РФ, Правил N 354. Как указано выше, обязательства управляющей компании (ответчика) перед ресурсоснабжающей организацией (истцом) не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирных жилых домов перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс.

Кроме того, судом сделана ссылка на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2016), согласно которого установлено следующее: В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. С 1 июня 2013 г. согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды не подлежит установлению, а потребители вносят плату за такую услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. В целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, размер платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов. При несовершении ресурсоснабжающими организациями указанных действий и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, который полностью оборудован индивидуальными приборами учета, с 1 июня 2013 г. размер платы за поставленную тепловую энергию исчисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Выпадающий доход, вызванный отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, ложится в таком случае на ресурсоснабжающую организацию, которая, вопреки положениям ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, не предприняла необходимых мер по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.

При таких обстоятельствах суд счел требования истца в части обязания производить начисления платежей за отопление по показаниями ИПУ обоснованными, так же как обоснованными требованиями истца о перерасчете оплаты за отопление с октября 2016г. по март 2017г., с учетом применения расчета по показаниями индивидуального прибора учета.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами по следующим обстоятельствам.

Из материалов дела следует, что многоквартирный дом, в котором у истца расположена квартира, не оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии.

Также установлено, что до <данные изъяты> в субъекте Российской Федерации - <данные изъяты>, и в частности в Чеховском муниципальном районе <данные изъяты>, расчет платы за отопление производился согласно постановлению Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>, то есть равномерными платежами в течение календарного года (1/12), а не только в отопительный период (1/7).

Судебная коллегия полагает, что при отсутствии общего домового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, и при отсутствии индивидуальных приборов учета в каждом жилом и нежилом помещении, даже при наличии установленного индивидуального прибора учета тепловой энергии в квартире истца, расчет платы должен производиться и производился ответчиком до 01 июля 2016 года исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, т.е. по формуле, указанной в подпункте 1 пункта 1 приложения №2 к правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года. После 01 июля 2016 года расчет платы по отоплению производился и производиться ответчиком согласно п. 42 (1) Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 06 мая 2011 года.

Судом не учтены изменения, внесенные в законодательство, которые распространяются на спорный заявленный истцом период. В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 с 1 июля 2016 года утратили силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, в соответствии с которыми размер платы за коммунальные услуги определялся равномерными платежами в течение календарного года.

                        При этом в соответствии с пунктом 2.4 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, (далее - Правила № 354), сохранено действие нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.

                        Таким образом, Правилами № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в случаях внесения платы за коммунальные услуги равномерно в течение года в период до 1 июля 2016, в том числе с применением нормативов потребления    коммунальной услуги по отоплению,    установленных    на отопительный период или действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года, определяется после 1 июля 2016 года в следующем порядке:

а) в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, а также в жилом доме, не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии - по формуле 2.1 приложения №2 к Правилам № 354 (при применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, установленных на отопительный период) или по формуле 2 приложения № 2 к Правилам № 354 (при применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года).

Согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне

зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

В соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Таким образом, судебная коллегия полагает, произведенное истцу начисление платы за коммунальную услугу по отоплению принадлежащей ему квартиры в многоквартирном доме в соответствии с Правилами и установленными ими формулами правомерно, поскольку иного порядка закон не предусматривает.

Порядок формирования цены (платы) за коммунальную услугу отопления при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета предусмотрен положениями абз. 2 и. 42 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правил № 354) во взаимосвязи с пунктами 59, 59(1) Правил № 354.

В пункте 42 (1) Правил N 354 указано, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Абзацем вторым пункта 42(1) Правил N 354 установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 Приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Из содержания приведенных норм следует, что при наличии в многоквартирном доме приборов учета плата за предоставление такой энергии рассчитывается именно исходя из фактически потребляемого объема услуг, а при отсутствии таких приборов - по нормативу потребления. По общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета.

Применение при расчете платы нормативов потребления возможно в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета.

При указанных обстоятельствах, с учетом того, что в многоквартирном доме, в котором расположена квартира истца, не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а следовательно, оснований для осуществления перерасчета за отопление исходя из показаний индивидуальных и (или) общих квартирных приборов учета тепловой энергии - не имеется, судебная коллегия основания для удовлетворения иска не усматривает.

Кроме того, при указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции, обязавшее ООО «СтартСтрой+» производить начисление платы за отопление жилого помещения Иванова С.Э. по адресу: МО., <данные изъяты>, исходя из показаний индивидуального прибора учета, с учетом объема ресурса предоставляемого на общедомовые нужды является неисполнимым.

Ссылка суда на обзор судебной практики ВС РФ от 06.07.2016 года нельзя признать обоснованной, поскольку в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2016 N 2 (вопрос N 4) разъяснен порядок расчета размера платы за тепловую энергию, поставленную после 01.06.2013 в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовым прибором учета, но в которых все жилые и нежилые помещения имеют индивидуальные приборы учета тепловой энергии. Доказательств того, что многоквартирной доме, в котором находится квартира истца, все жилые и нежилые помещения имеют индивидуальные приборы учета тепловой энергии – не имеется.

В иной части решение не обжаловано.

Согласно ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При указанных обстоятельствах решение подлежит отмене в части обязания ООО “СтартСтрой+” производить начисление оплаты за отопление жилого помещение по адресу : <данные изъяты>, исходя из показаний индивидуального прибора учета, с учетом объема ресурса предоставляемого на общедомовые нужды и обязании ООО “СтартСтрой+” произвести Иванову С. Э. перерасчет оплаты за отопление, начиная с октября 2016 года по апрель 2017 год, исходя из показаний индивидуального прибора учета, с учетом объема ресурса предоставляемого на общедомовые нужды. По делу необходимо постановить новое решение.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Заочное решение Чеховского городского суда Московской области от 23 мая 2017 года – отменить в части удовлетворения иска Иванова С. Э. об обязании производить начисление оплаты за отопление жилого помещения исходя из показаний индивидуального прибора учета, обязании произвести перерасчет оплаты за отопление с октября 2016 года по апрель 2017 года.

Постановить в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Иванова С. Э. к ООО Старт Строй+ об обязании производить начисление оплаты за отопление жилого помещения исходя из показаний индивидуального прибора учета, обязании произвести перерасчет оплаты за отопление с октября 2016 года по апрель 2017 года – отказать.

Председательствующий судья

Судьи

33-28808/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
ИВАНОВ С.Э.
Ответчики
ООО СТАРТСТРОЙ+
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
20.09.2017[Гр.] Судебное заседание
11.10.2017[Гр.] Судебное заседание
25.10.2017[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2017[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее