Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-5/2021 (12-38/2020;) от 18.12.2020

Дело № 12-5/2021

РЕШЕНИЕ

с. Краснотуранск 17 февраля 2021 года

Судья Краснотуранского районного суда Красноярского края Швайгерт Андрей Александрович

при секретаре: Голубевой В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности – Акционерного общества племзавод «Краснотуранский» действующую на основании доверенности Петушкова Е.А. на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Скипор М.В. от 14.08.2020 г. юридическое лицо – Акционерное общество племзавод «Краснотуранский» Краснотуранского района Красноярского края привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Согласно постановлению, правонарушение выразилось в том, что согласно акту о лесном пожаре от 21.04.2020 было установлено, что при патрулировании ПХС 16.04.2020 в 13 час. 20 мин. был обнаружен низовой беглый средней интенсивности лесной пожар в 1,8 км. от населенного пункта с. Краснотуранск, в 1,8 км. от Краснотуранской ПХС на площади 0.2 га. площадь лесного пожара на момент его ликвидации составила 1.0 га. причиной лесного пожара послужил переход огня с земель иных категорий.

16.04.2020 г. государственным инспектором Антоновым А.Г. осуществлен осмотр места возникновения лесного пожара, произошедшего в квартале выделе с-з «Краснотуранский» Краснотуранского сельского участкового лесничества КГБУ «Краснотуранское лесничество» и прилегающей к нему территории.

В ходе осмотра установлено, что место возникновения лесного пожара, уверенно определить не представляется возможным из-за отсутствия каких-либо следов, указывающих предметов на место возгорания, на земляном участке сельскохозяйственного назначения, который примыкает к лесному фонду, расстояние до ближайшего пункта с. Краснотуранск, Краснотуранского района составляет 1,8 км. имеется минерализованная полоса (канава) прошлых лет, шириной 0,5 м. глубиной около 0,4 м. прочистка которой в осенний период 2019 г., а так-же весенний период 2020 г. не производилась, это вида по наличию сухой травянистой растительности как на дне, так и по краям канавы. Следовательно, нарушен пункт 9(1) правил пожарной безопасности в лесах, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Преобладающая произрастающая порода на участке лесного фонда, пройденного огнем, представлена березой. Высота нагара на стволах деревьев достигала от 0,2 до 1,2 метра. В лесном фонде горел сухой травостой прошлого года и частично лесная подстилка. Огонь прошел по средне возрастным березовым насаждениям, а также полянам на которых произошло возобновление сосной обыкновенной. Местность представлена северным склоном. Объектов и сооружений на месте пожара нет. Причина лесного пожара: переход огня с земель иных категорий, на которых не обеспечена очистка от сухой травянистой растительной на полосе шириной не менее 10 метров, а так же отсутствует минерализованная полоса не мене 0,5 метра или иные противопожарные барьеры, что является нарушением пункта 9(1) Права пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» согласно которому в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или Образования снежного покрова органы государственной власти органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Согласно информации, полученной из публичной кадастровой карты на сайте, установлено, что земельный участок, примыкающий к кварталу выделу с-з «Краснотуранский» Краснотуранского сельского участкового лесничества КГБУ «Краснотуранское лесничество», имеет кадастровый .

Согласно ответу Администрации Краснотуранского района от 08.06.2020 земли, примыкающие к кварталу выделу с-з «Краснотуранский» Краснотуранского сельского участкового лесничества КГБУ «Краснотуранское лесничество», являются землями не разграниченной государственной собственности и находятся в ведении Краснотуранского сельсовета, сведениями о правообладателях Администрация района не обладает.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ участок с кадастровым номером , категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, находится в собственности у АО племзавод «Краснотуранский».

Согласно приказу Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 01.04.2020 , на территории Краснотуранского лесничества Красноярского края с 01.04.2020 объявлен пожароопасный сезон 2020 года, следовательно, противопожарные мероприятия должны были быть запланированы до указанной даты и осуществляться на протяжении всего указанного опасного периода.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут владельцы имущества.

Ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законном основании.

АО племзавод «Краснотуранский» осуществляет полномочия владения, пользования и распоряжения земельным участком с кадастровым номером , в силу закона общество обязано было осуществлять надлежащую заботу об указанном имуществе, устранять различные угрозы и опасности, нарушение которых повлекло возникновение на земельном участке с кадастровым номером вдоль границ с выделом квартала « 20 с-з «Краснотуранский» Краснотуранского сельского участкового лесничества КГБУ «Краснотуранское лесничество» 16.04.2020 г. пожара.

Вышеуказанное постановление обжалуется защитником юридического лица АО племзавод «Краснотуранский» действующим на основании доверенности Петушковой Е.А., которая в жалобе указала на то, что АО племзавод «Краснотуранский» не было надлежащим образом уведомлено о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, представителю Общества не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. Был нарушен срок административного расследования, так как протокол об административном правонарушении в отношении Общества был составлен 25.06.2020 г., тогда как срок предварительного расследования после его продления, истек 20.06.2020 г. Постановление просит отменить, производство по делу прекратить (л.д. 42-43).

От руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Баранова И.М. на жалобу поступили письменные возражения, в которых он просит оспариваемое постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения по следующим основаниям. В материалах административного дела вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 22.04.2020 г. . Согласно определению, административное дело возбуждено по факту лесного пожара произошедшего на территории государственного лесного фонда в квартале 20, выдел 31, Краснотуранского сельского участкового лесничества (с-з «Краснотуранский»), КГБУ «Краснотуранское лесничество», ввиду того, что на момент осмотра и составления актов осмотра лесных участков субъект правонарушения был неизвестен. В связи с чем, определение не было направлено в АО Племзавод «Краснотуранский». Определением от 22.05.2020 г. срок проведения административного расследования по факту возникновения вышеуказанного лесного пожара был продлен до 22.06.2020 г. Субъект правонарушения был установлен только 08.06.2020 г. на основании полученной выписки из ЕГРН. 19.06.2020 г. АО племзавод «Краснотуранский» телеграммой было извещено о составлении и подписании протокола об административном правонарушении (л.д. 68).

Защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – АО племзавод «Краснотуранский», действующая на основании доверенности Петушкова Е.А. жалобу поддержала в полном объеме по изложенным в ней основаниям.

Административный орган, вынесший обжалуемое постановление КГКУ «Лесная охрана» представителя в судебное заседание не направил, судом принято решение о рассмотрении без его участия.

Проверив имеющиеся в деле материалы, заслушав участника судебного заседания, изучив доводы жалобы, нахожу вынесенное по делу об административном правонарушении постановление подлежащим отмене, а производство по делу подлежащим прекращению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности в лесах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Законодателем в части 3 статьи 53 ЛК РФ закреплено, что правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу положений вышеуказанного законодательства Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» (Действовавшими в спорный период времени) (далее по тексту Правила) были определены и утверждены правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Пунктом 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организаций, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса. Либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях правил пожарной безопасности» принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты.

В соответствии с пунктом 15 статьи 2 указанного закона под объектом защиты принимается имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, к которому установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности да предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Согласно пункту 34 статьи 2 данного закона производственные объекты - это объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с пунктом 78 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме» установлено, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что после проведения административного расследования 25.06.2020 г. государственным инспектором по охране леса краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» в отношении юридического лица – АО племзавод «Краснотуранский» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому было определено, что согласно акту о лесном пожаре от 21.04.2020 было установлено, что при патрулировании ПХС 16.04.2020 в 13 час. 20 мин. был обнаружен низовой беглый средней интенсивности лесной пожар в 1,8 км. от населенного пункта с. Краснотуранск, в 1,8 км. от Краснотуранской ПХС на площади 0.2 га. площадь лесного пожара на момент его ликвидации составила 1.0 га. причиной лесного пожара послужил переход огня с земель иных категорий.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Антоновым А.Г. осуществлен осмотр места возникновения лесного пожара, произошедшего в квартале выделе с-з «Краснотуранский» Краснотуранского сельского участкового лесничества КГБУ «Краснотуранское лесничество» и прилегающей к нему территории.

В ходе осмотра установлено, что место возникновения лесного пожара определить не представляется возможным из-за отсутствия каких-либо следов (предметов), указывающих на место возгорания, к лесному массиву, пройденного огнем прилегают земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно информации, полученной из публичной кадастровой карты на сайте, установлено, что земельный участок, примыкающий к кварталу выделу с-з «Краснотуранский» Краснотуранского сельского участкового лесничества КГБУ «Краснотуранское лесничество», имеет кадастровый .

Согласно ответу Администрации Краснотуранского района от ДД.ММ.ГГГГ земли, примыкающие к кварталу выделу с-з «Краснотуранский» Краснотуранского сельского участкового лесничества КГБУ «Краснотуранское лесничество», являются землями не разграниченной государственной собственности и находятся в ведении Краснотуранского сельсовета, сведениями о правообладателях Администрация района не обладает.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ участок с кадастровым номером , категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, находится в собственности у АО племзавод «Краснотуранский».

Согласно приказу Министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ , на территории Краснотуранского лесничества Красноярского края с ДД.ММ.ГГГГ объявлен пожароопасный сезон 2020 года, следовательно, противопожарные мероприятия должны были быть запланированы до указанной даты и осуществляться на протяжении всего указанного опасного периода.

Материалами дела подтверждается непринятие АО племзавод «Краснотуранский» после схода снежного покрова мер по очистке прилегающего к участку лесного фонда, находящегося в распоряжении земельного участка от сухой травянистой растительности, отделению леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером (л.д. 7).

Из буквального толкования вышеуказанного пункта 9(1) Правил противопожарной безопасности следует, что иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Законодателем в указанной норме права было закреплено то, что только используемая территории, которая прилегает к лесу, обеспечивается очисткой от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса.

Из вышеуказанного протокола об административном правонарушении следует, что представитель АО племзавод «Краснотуранский» в своих пояснениях указывал на то, что вышеуказанный земельный участок, (через который по мнению должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление огонь переместился в лес), на момент возникновения пожара был вспахан, что препятствовало переходу огня через данный земельный участок в лес.

Факт того, что вышеуказанный спорный земельный участок на момент возникновения лесного пожара был вспахан, подтверждается также исследованными в судебном заседании фототаблицы и схемы к Акту осмотра лп-4 места возникновения лесного пожара и площади пройденной огнем (л.д. 35-38), схемой лесного пожара (л.д. 41) и не оспаривается должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление.

Из Акта осмотра лп-4 места возникновения лесного пожара и площади пройденной огнем от 17.04.2020 г. (л.д. 35-38), Акта о лесном пожаре от 21.04.2020 г. (л.д. 39-41) и письменных объяснений данных 23.04.2020 г. бригадиром Краснотуранской ПСХ Мартынцовым В.Ю. (л.д. 33) следует, что огонь перемещался по лесному массиву вдоль кромки леса по полосе между пашней и лесом.

Из обжалуемого постановления, а также вышеуказанных протокола об административном правонарушении и Акта осмотра лп-4 следует, что место возникновения пожара установить не представляется возможным.

Из всего вышеизложенного следует, что доказательств, объективно свидетельствующих о том, что огонь в лесной массив переместился беспрепятственно через вышеуказанный земельный участок и не возник в самом лесном массиве не органом проводившим административное расследование не добыто. При этом имеются данные о том, что в связи с наличием пахоты (обработка земельного участка в ходе которой происходит перемещение нижних плодородных слоев земли на верх, а старого жнивья и остатков растительности под пласт земли) на вышеуказанном земельном участке кадастровым номером делает невозможным обеспечивание его дополнительной очистки от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса.

Доказательств того, что полоса вдоль указанного земельного участка и кромки леса на которой был обнаружен пожар находится во владении Общества, административным органом не получено.

Таким образом, административным органом и должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Скипор М.В. от 14.08.2020 г., вынесенное в отношении юридического лица – Акционерное общество племзавод «Краснотуранский» Краснотуранского района Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Акционерное общество племзавод «Краснотуранский» Краснотуранского района Красноярского края подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшиеся по делу судебное постановление.

Доводы защитника юридического лица АО племзавод «Краснотуранский» действующей на основании доверенности Петушковой Е.А. о том, что Общество не было надлежащим образом уведомлено о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, представителю Общества не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, а также был нарушен срок административного расследования, правого значения для принятия судом настоящего решения не имеют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

жалобу защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности – Акционерного общества племзавод «Краснотуранский» действующую на основании доверенности Петушковой Е.А. удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Скипор Максима Владимировича от 14 августа 2020 г., вынесенное в отношении юридического лица – Акционерное общество племзавод «Краснотуранский» Краснотуранского района Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья: А.А. Швайгерт

12-5/2021 (12-38/2020;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
АО племзавод "Краснотуранский"
Другие
КГКУ "Лесная охрана"
Суд
Краснотуранский районный суд Красноярского края
Судья
Швайгерт Андрей Александрович
Статьи

ст. 8.32 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
krastur--krk.sudrf.ru
18.12.2020Материалы переданы в производство судье
18.01.2021Судебное заседание
17.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
02.03.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
13.03.2021Вступило в законную силу
13.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее