Дело № 12-92/2017
РЕШЕНИЕ
Республика Коми, город Сыктывкар 29 августа 2017 года
Судья Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Баудер Е.В.,
при секретаре судебного заседания Вихрицкой Л.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе ЭМУП «Жилкомхоз» на постановление старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми от 06.07.2017 № 14 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми от 06.07.2017 № 14 ЭМУП «Жилкомхоз» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
ЭМУП «Жилкомхоз» подана жалоба на указанное постановление, в которой ставится вопрос о его отмене ввиду недоказанности вины в совершении административного правонарушения.
В судебном заседании Вахнин П.С., действующий от имени ЭМУП «Жилкомхоз» на основании доверенности, на жалобе настаивал по изложенным в ней основаниям.
Старший государственный инспектор Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми Дианова Д.С. с доводами жалобы не согласилась.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статья 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В качестве объекта рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных воздействий в результате деятельности человека по обороту опасной группы веществ и материалов, создания и сохранения экологической безопасности населения и территорий. Предметом противоправных действий являются отходы производства и потребления и иные опасные вещества.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела следует, что **.**.** старшим государственным инспектором Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми Диановой Д.С. в отношении ЭМУП «Жилкомхоз» составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 5, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выразившееся в том, что в зимний период 2016-2017 гг. ЭМУП «Жилкомхоз» производило вывоз снега с дворовых территорий Эжвинского района г.Сыктывкара и осуществляло его складирование на земельном участке, расположенном напротив склада пиловочника ООО «...» и в трехстах метрах от ветеринарной лечебницы по адресу .... С наступлением весенне-летнего периода после завершения снеготаяния на указанном земельном участке выявлены отходы производства и потребления (в т.ч. и в навалах), которые предположительно были завезены вместе со снегом после расчистки дворовых территорий Эжвинского района г.Сыктывкара. Данный протокол составлен по результатам проверки, проведенной Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой по обращению К., а также на основании актов обследования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми от **.**.** и акта осмотра №... от **.**.**.
06.07.2017 старшим государственным инспектором Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми Диановой Д.С. вынесено оспариваемое постановление о привлечении ЭМУП «Жилкомхоз» к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в сумме 100000 рублей.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Под отходами производства и потребления следует понимать остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются:
сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;
ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
В соответствии с п. 5, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отходы от зимней уборки улиц имеют код 7 31 210 00 00 0.
В силу ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В целях осуществления указанных полномочий администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» создано ЭМУП «Жилкомхоз», на которое возложены обязанности по обслуживанию и содержанию жилого фонда, в т.ч. организации и контролю за сбором, вывозом, утилизацией и переработкой бытовых отходов на территории Эжвинского района г.Сыктывкара.
Материалами дела подтверждается, что в зимний период 2016-2017 гг. ЭМУП «Жилкомхоз» производило вывоз снега с дворовых территорий Эжвинского района г.Сыктывкара и осуществляло его временное складирование на земельном участке, расположенном напротив склада пиловочника ООО «...» и в трехстах метрах от ветеринарной лечебницы по адресу .... С наступлением весенне-летнего периода после завершения снеготаяния после вывоза силами ЭМУП «Жилкомхоз» снега с указанного земельного участка на нем на площади ... кв.м выявлены отходы производства и потребления (в т.ч. и в навалах), навалы древесных опилок, стружки и древесных отходов, а так же навалы загрязненного снега, покрытые слоем древесных опилок. Так, выявлены отходы 5 класса опасности, такие, как отходы упаковочных материалов из бумаги и картона загрязненные, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной, отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полимеров и пластмасс загрязненные, тара стеклянная незагрязненная, отходы продукции из целлофана незагрязненные, бой стекла, тара стеклянная загрязненная/незагрязненная, отходы шин, покрышек, камер автомобильных, отходы коммунальные твердые, отходы из натуральной чистой древесины кусковые. Данный протокол составлен по результатам осмотра места административного правонарушения, проведенного должностными лицами Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми Диановой Д.С. и П. **.**.**.
Факт размещения отходов на указанном земельном участке установлен так же по результатам проверки, проведенной Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой по обращению К., а также Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми (акт обследования от **.**.**).
Оценив указанные доказательства, старший государственный инспектор Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми Дианова Д.С. пришла к выводу о том, что отходы, размещенные на указанном выше земельном участке, завезены ЭМУП «Жилкомхоз», осуществлявшего в зимний период 2016-2017 гг. вывоз с дворовых территорий Эжвинского района г.Сыктывкара и складирование загрязненного снега.
Суд с указанными выводами соглашается.
Виновность ЭМУП «Жилкомхоз» в совершении вмененного правонарушения подтверждена согласующимися между собой доказательствами: протоколом об административном правонарушении от **.**.**, актами проверок от **.**.** и от **.**.**, согласно которым в ходе проведения проверок на территории, не отведенной в установленном законом порядке для организации снежного отвала, выявлены нарушения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно размещены отходы производства и потребления, а так же другими доказательствами, исследованными должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, которыми, в частности, подтверждается, что факт эксплуатации спорного земельного участка в рассматриваемый период времени ЭМУП «Жилкомхоз» для складирования снега, вывозимого с дворовых территорий, не отрицается. Доказательств того, при вывозе снежных масс на спорный участок содержимое складируемых там масс на предмет наличия в них каких-либо предметов, в том числе отходов, проверялось, суду не представлено.
Из материалов дела и объяснений лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, следует, что во исполнение предписания Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в связи с привлечением к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ЭМУП «Жилкомхоз» **.**.** и **.**.** произвело уборку земельного участка, в том числе вывоз мусора в объеме ... куб.м.
Вышеуказанные доказательства позволяют с достоверностью установить, что на территории земельного участка, эксплуатируемого ЭМУП «Жилкомхоз», допущено размещение отходов производства и потребления.
Объективные данные о том, что после окончания эксплуатации ЭМУП «Жилкомхоз» земельного участка для вышеуказанной цели его состояние являлось надлежащим, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.
На основании изложенного доводы жалобы о недоказанности вины ЭМУП «Жилкомхоз» в совершении указанного административного правонарушения несостоятельны.
Довод представителя ЭМУП «Жилкомхоз» о том, что по рассматриваемому факту юридическое лицо уже привлечено к административной ответственности является несостоятельным. Так, решением судьи Сыктывкарского городского суда от **.**.** ЭМУП «Жилкомхоз» привлечено к административной ответственности за нарушение п. 4.11 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, согласно которому в зимний период обработка тротуаров и дорожных покрытий поваренной солью (NaCl) запрещается. Все средства борьбы с гололедом и участки размещения и устройства снежных "сухих" свалок необходимо согласовывать с районными санэпидстанциями, с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду. ЭМУП «Жилкомхоз» вменено складирование снега на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке, без согласования с органами местного самоуправления.
По настоящему делу согласно протоколу об административном правонарушении юридическому лицу вменяется нарушение норм именно Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
При рассмотрении дела должностное лицо всесторонне, полно и объективно выяснил имеющие значение для дела обстоятельства, всем представленным доказательствам в совокупности дал оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, правильность которой сомнений не вызывает. Выводы должностного лица мотивированы в постановлении, а потому оснований не соглашаться с ними не имеется.
Доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления, в жалобе не приведено, при рассмотрении дела наличие таких оснований не установлено.
Административное наказание ЭМУП «Жилкомхоз» назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах санкции ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.
Вопреки доводам жалобы оснований для применения ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку совершенное ЭМУП «Жилкомхоз» административное правонарушение создавало существенную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Так, К. обратился в контролирующие органы с жалобой на неудовлетворительные условия проживания, связанные с деятельностью юридического лица.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления, в ходе производства по делу не допущено. Административное правонарушение в действиях ЭМУП «Жилкомхоз» выявлено уполномоченным должностным лицом – старшим государственным инспектором Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми (ст. 23.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях), им же в пределах предоставленных полномочий вынесено оспариваемое заявителем постановление.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми от 06.07.2017 №... о привлечении ЭМУП «Жилкомхоз» к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми от 06.07.2017 №... о привлечении ЭМУП «Жилкомхоз» к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ЭМУП «Жилкомхоз» – без удовлетворения.
Судья Е.В.Баудер