Решение по делу № 2-3578/2018 от 03.09.2018

Дело     № 2-3578/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 ноября 2018 года,                                            г.Пермь

Дзержинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Бейман О.Е.,

при секретаре Собяниной Л.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Смирнягиной Е.А.,

представителя ответчика Шмыриной Т.К., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании образовать (сформировать) и/или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция ...» от актов незаконного вмешательства в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу,

у с т а н о в и л:

Пермский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненного искового заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» об обязании образовать (сформировать) и/или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция ...» от актов незаконного вмешательства в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения антитеррористического законодательства, а также законодательства о транспортной безопасности на объекте железнодорожного транспорта «Железнодорожная станция ...» В ходе проверки установлено, что ОАО «РЖД» в нарушении требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495 (начало действия документа - Дата) не образовано (не сформировано) и не привлечено подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Нытва от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Неисполнение ОАО «РЖД» требований действующего законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности, в сложившейся в РФ обстановке, создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК ФФ.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве. Считает, что требования прокурором заявлены преждевременно, поскольку план обеспечения транспортной безопасности, отвечающий предъявляемым к нему требованиям, в настоящее время не утвержден, дополнительная оценка уязвимости не проведена. Кроме того, полагает, что заявленный прокурором срок – 6 месяцев, является недостаточным для исполнения требований, в связи с чем, в целях своевременного и надлежащего исполнения решения суда, просила установить срок не менее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Железнодорожная станция «...» входит в состав Пермского центра организации работы железнодорожных станций, являющегося структурным подразделением Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД».

Проверкой Пермского транспортного прокурора установлено, что на Железнодорожной станции «...» не обеспечено исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности: не образовано и не привлечено подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции «Нытва» от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

К объектам транспортной инфраструктуры относится технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (п. 5 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности»).

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ, субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

В ч. 2 указанной статьи установлено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.

Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 17-ФЗ возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств (далее - перевозчик).

Исходя из анализа данных норм права, следует, что обязанность по принятию мер к организации исполнения требований законодательства о транспортной безопасности возложена на ОАО "РЖД".

Согласно п. 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны:

образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

оснастить пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), с которыми имеется технологическое взаимодействие;

обеспечить круглосуточное непрерывное функционирование пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности;

на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Пермского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.

Доводы стороны ответчика о невыполнении требований действующего законодательства по независящим от ОАО "РЖД" причинам, в связи с тем, что план обеспечения транспортной безопасности станции в настоящий момент не утвержден являются несостоятельными.

Так, согласно п. 5.2 Приказа Минтранса Российской Федерации "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта", действовавших на момент проверки, субъект транспортной инфраструктуры обязан назначить по согласованию с перевозчиком на каждом пассажирском поезде лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности всего пассажирского поезда.

Согласно п. 5.5. указанного Приказа образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ и ТС, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности.

В соответствии с п. 5.8 Приказа, действовавших на момент проверки, субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС (пункт 5.8 Требований).

Как следует из материалов дела, ответчик проявил бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности на ОТИ; непроведение ответчиком мероприятий по устранению недостатков обеспечения транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Также суд не находит обоснованным довод ответчика о том, что в связи с отсутствием соответствующей требованиям нормативных правовых актов и утвержденной компетентным органом в настоящее время оценки уязвимости ОТИ железнодорожная станция «...», понуждение ОАО «РЖД» к исполнению вытекающей из данной оценки уязвимости обязанности является преждевременным, поскольку приведенные ответчиком доводы при установленных судом обстоятельствах не исключают, в соответствии с новыми требованиями утвержденными Постановлением Правительства от 26.04.2017 № 495, возложения на ОАО «РЖД», как субъекта транспортной инфраструктуры, обязанности образовать (сформировать) и/или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры Железнодорожная станция «Нытва» от актов незаконного вмешательства.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец просит установить срок для устранения выявленных нарушений в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, принимая во внимание возражения ответчика, суд полагает, что данный срок не является разумным, в связи с чем суд полагает возможным обязать ответчика устранить нарушения, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 6000 рублей.

В силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, истцом не является, а только пользуется процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.

Как следует из содержания искового заявления, прокурор обратился в суд с иском к ответчикам в интересах неопределенного круга лиц, пользующихся услугами предоставляемыми ответчиком.

Таким образом, в данном случае размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу бюджета Муниципального образования «Город Пермь» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Пермского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» образовать (сформировать) и/или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «...» от актов незаконного вмешательства в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу бюджета муниципального образования «Город Пермь» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья                                              О.Е.Бейман

2-3578/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермский транспортный прокурор
Ответчики
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Бейман О.Е.
Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
03.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
05.09.2018Передача материалов судье
07.09.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.10.2018Предварительное судебное заседание
23.10.2018Судебное заседание
02.11.2018Судебное заседание
07.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2018Дело оформлено
21.11.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее