К делу № 12-318/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2020 года г. Краснодар
Судья Октябрьского районного суда города Краснодара Прибылов А.А.,
с участием представителя заявителя Вечканова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ОАО «Славянскгоргаз» о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Славянскгоргаз» обратилось в суд с заявлением о признании незаконными и отмене: постановления о назначении административного наказания и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенных старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора Минасян П.Г. 11.02.2020, согласно которым ОАО «Славянскгоргаз» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в несоблюдении экологических требований при эксплуатации промышленных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей; представления № 04-01-01-ФР-6, вынесенным старшим государственным инспектором Минасян П.Г. 11.02.2020 ОАО «Славянскгоргаз» обязано принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением и представлением по причине отсутствия события административного правонарушения, заявитель просит суд признать незаконными и отменить: постановление о назначении административного наказания, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ОАО «Славянскгоргаз» Вечканов И.В. поддержал доводы заявления, просил его удовлетворить.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, предоставив письменный отзыв, в котором указал на законность и обоснованность вынесенных постановления и представления, просил суд их оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав представленные доказательства и иные материалы дела, изучив доводы жалобы с приложенными документами, выслушав доводы представителя заявителя, суд считает обжалуемые постановление и представление незаконными и необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Как установлено в судебном заседании, постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора Минасян П.Г. от 11.02.2020 за № 04-01-01-ФР-5 юридическое лицо ОАО «Славянскгоргаз» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в несоблюдении экологических требований при эксплуатации промышленных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Согласно представлению № 04-01-01-ФР-6, вынесенным старшим государственным инспектором Минасян П.Г. от 11.02.2020 юридическое лицо ОАО «Славянскгоргаз» обязано принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Из диспозиции ст. 8.1 КоАП РФ следует, что несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом, могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из представленных материалов дела следует, что Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) проведена проверка в части соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в отношении юридического лица ОАО «Славянскгоргаз». В результате проведения проверки установлено, что ОАО «Славянскгоргаз» 06.02.2020 по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 19 (по месту возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования) допущено нарушение требований природоохранного законодательства РФ, которое выражается в несоблюдении экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.
Обстоятельства правонарушения согласно обжалуемого постановления: в адрес Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» 19.12.2019 поступила информация о запахе газа, предположительно от газопроводов среднего давления, принадлежащих ОАО «Славянскгоргаз», в районе расположения детской школы № 31 в ст. Петровской Славянского района. В рамках натурного обследования комиссией составлены акты обнаружения аварии на газопроводе № 1, № 2, № 3 от 19.12.2019, в том числе составлены акты обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований, согласно которым установлено в действиях ОАО «Славянскгоргаз» усматриваются признаки несоблюдения экологических требований при эксплуатации объектов капитального строительства, а именно: газопроводов среднего давления. 23.12.2019 в адрес Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) из администрации МО Славянский район поступило письмо ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» от 19.12.2019 № 25-32-16/12045, в соответствии с которым указано, что в деятельности ОАО «Славянскгоргаз» при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются неконтролируемые утечки газа в атмосферный воздух на подземных распределительных газопроводах среднего давления. 24.12.2019 проведено комиссионное обследование участков подземных распределительных газопроводов среднего давления, принадлежащих ОАО «Славянскгоргаз», составлены акты обнаружения аварии на газопроводе № 6, № 7, № 8, № 9 от 24.12.2019. Проведением натурного обследования комиссией составлены акты обнаружения аварии на газопроводе № 6, № 7, № 8, № 9 от 24.12.2019, в том числе составлены акты обследования территории на предмет соблюдения природоохранных нормативных требований, согласно которым установлено в действиях ОАО «Славянскгоргаз» усматриваются признаки несоблюдения экологических требований при эксплуатации объектов капитального строительства, а именно: газопроводов среднего давления.
На основании вышеуказанного, в отношении юридического лица ОАО «Славянскгоргаз» возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьёй 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
На основании статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.
Согласно статье 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должно иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Согласно абзацу 1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; охрана атмосферного воздуха — система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
В силу требований статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в частности обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учёт выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
В действиях ОАО «Славянскгоргаз» должностным лицом Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) усмотрены признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ, то есть несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Вместе с тем, согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Часть 1 статьи 26.4 КоАП РФ обязывает в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносить определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
Исчерпывающий перечень объектов государственной экологической экспертизы, осуществляемой федеральными госорганами, госорганами субъектов РФ, определен соответственно ст. 11, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе"; содержание экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов определено Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. N 372.
Основные требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве и реконструкции, вводе в эксплуатацию, при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов установлены соответственно ст. 35 - 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям устанавливается при проведении экологической экспертизы.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
- проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду;
- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды.
Газ метан согласно статье 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" включен в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций; нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности; нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов; иные нормативы качества окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды. При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования.
Как установлено в судебном заседании, в постановлении о назначении административного наказания, вынесенного старшим государственным инспектором Минасян П.Г. от 11.02.2020 в отношении ОАО «Славянскгоргаз» указано о вредных выбросах газа-метана в окружающую среду, однако, при этом, не определено и не подтверждено документально - какие нормативы по выбросам газа нарушены обществом, не проведены специальные лабораторные исследования, что не соответствует требованиям Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу изложенного, государственным инспектором при производстве по делу об административном правонарушении при очевидной возникшей необходимости в использовании специальных познаний в науке, технике экспертиза не назначена.
Кроме того, из нормативных положений ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ следует, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, смягчающие административную ответственность и отягчающие административную ответственность.
В силу положений статьи 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, смягчающим административную ответственность, может быть признано иное обстоятельство, не указанное в обозначенной норме.
Однако, должностное лицо административного органа не установило наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность лица, однако назначил штраф выше нижнего предела, установленного санкцией статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этой связи, оспариваемое постановление и в части назначенного наказания не может быть признано законным, когда при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора Минасян П.Г. от 11.02.2020 в отношении ОАО «Славянскгоргаз» постановление, а также внесенное представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, подлежат отмене с возвращением дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, поскольку выявлены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ 11.02.2020, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ 11.02.2020 ░░ № 04-01-01-░░-5, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 8.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ № 04-01-01-░░-6 ░░ 11.02.2020 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░