Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-5313/2015 от 04.03.2015

судья – Коба Л.Н. дело № <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«12» марта 2015 г. г. Краснодар

судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе

председательствующего судьи Пегушина В.Г.

судей Диянова С.П. и Малаевой В.Г.

при секретаре Казакове Г.А.

с участием прокурора Немыкиной Н.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по иску прокурора Выселковского района в интересах < Ф.И.О. >14 к администрации муниципального образования Выселковского района, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилья

по апелляционной жалобе представителя Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края на решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2014 г.

Заслушав доклад судьи Краснодарского краевого суда Диянова С.П., заключение прокурора Немыкиной Н.В., полагавшей решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2014 г. не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда

установила:

прокурор Выселковского района, действуя в интересах < Ф.И.О. >15 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Выселковский район и Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилья.

В обоснование требований указано, что в прокуратуру Выселковского района с заявлением о защите нарушенных жилищных прав, ввиду не предоставления жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратился < Ф.И.О. >18 В ходе проверки доводов заявления последнего прокуратурой Выселковского района было установлено, что Киселевой Н.Н. <...> подано заявление в администрацию муниципального образования Выселковский район о принятии ее подопечного < Ф.И.О. >16 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого фонда по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время он зарегистрирован и проживает по адресу: <...> Право на отнесение последнего к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также - отсутствие закрепленного за ним жилого помещения подтверждено заключением отдела квартирно-правовых вопросов администрации муниципального образования Выселковский район № <...> от <...> справкой отдела по вопросам семьи и детства № <...> от <...> свидетельством о смерти матери < Ф.И.О. >12 Приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края № <...> от <...> < Ф.И.О. >17 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Необеспечение < Ф.И.О. >13 до настоящего времени жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает его права, предусмотренные действующим законодательством как лица, оставшегося без попечения родителей.

В суде первой инстанции прокурор АлексееваМ.С., участвующая в деле, настаивала на удовлетворении исковых требований о предоставлении < Ф.И.О. >19 вне очереди жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, площадью не ниже установленных норм.

Представитель ответчика - Безносова Е.А., действующая на основании доверенности, возражала относительного заявленных требований и просила в иске отказать.

Представитель Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, в возражениях просил рассмотреть дело в его отсутствие, ссылаясь на то, что права < Ф.И.О. >20 на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не нарушены.

Решением Выселковского районного суда Краснодарского края от 21августа 2014 г. заявленные требования удовлетворены частично.

Суд постановил: обязать администрацию муниципального образования Выселковский район, Министерство социального развития семейной политики Краснодарского края предоставить < Ф.И.О. >21 по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в Выселковском районе Краснодарского края жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В апелляционной жалобе представителя Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края ставится вопрос об отмене состоявшегося судебного постановления, как вынесенного с нарушением закона, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, и представитель администрации муниципального образования Выселковский район просят обжалуемое решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, полагая решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2014 г. законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Немыкина Н.В. в заключении доводы апелляционной жалобы полагала необоснованными, находя решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2014 г. законным и обоснованным, и не подлежащим изменению, а апелляционную жалобу - удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а состоявшееся по делу судебное решение – отмене, изменению по следующим основаниям.

В соответствии с п. п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такого характера нарушения или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права судом первой инстанции допущены не были.

Так, удовлетворяя иск, суд, прежде всего, исходил из того, что < Ф.И.О. >22., относящимся в категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно не было реализовано его право на обеспечение жильем, поскольку со стороны Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края и администрации муниципального образования Выселковский район не было предпринято необходимых, должных мер по охране и защите его жилищных прав.

С такими выводами суда можно согласиться.

Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ следует, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30июля 2009 г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

Согласно п. 1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

В соответствии с Законом Краснодарского края № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» администрация муниципального образования Выселковский район наделена государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 12 вышеуказанного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно заключения администрации МО Выселковский район № <...> от <...> < Ф.И.О. >23 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Приказа Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края № <...> от <...> < Ф.И.О. >24 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Из рапорта помощника прокурора Алексеевой М.С. следует, что < Ф.И.О. >27 по настоящее время жилое помещение не предоставлено.

Статьей 5 Закона Краснодарского края от 1748-КЗ от 03 июня 2009 г. (в ред. от 26 декабря 2012г.) «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

В соответствии с п. 1. ст. 7.1 вышеназванного Закона расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств краевого бюджета.

Согласно п. 1.3 «Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением главы администрации Краснодарского края № 653 от 30 июля 2009 г., функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Положениями ст. 19 ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местными бюджетами субвенции из соответствующих бюджетов.

Из содержания п. 1.1 Положения о Министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы Краснодарского края № 743 от 28 июня 2012 г. следует, что Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения Краснодарского каря, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае.

Пунктом 3.37 указанного Положения предусмотрено, что Министерство осуществляет контроль за исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оба ответчика, согласно вышеуказанных нормативно-правовых актов, участвуют в обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, а потому оснований для замены или исключения кого-либо из ответчиков не имеется.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Верховного Суда РФ от 15 января 2013г. по делу № 18-КГПР12- 84, следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма вышеуказанной категории граждан не ставилась законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда полагает верным вывод суда первой инстанции о том, что < Ф.И.О. >25., относящимся в категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно не было реализовано свое право на обеспечение жильем, поскольку со стороны Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края и администрации муниципального образования Выселковский район не предпринято необходимых, должных мер по охране и защите его жилищных прав.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10февраля 2009 г. № 2 (ред. от 09 февраля 2012 г.) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу гл. 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному решению о частичном удовлетворении требований прокурора Выселковского района об обязании администрацию муниципального образования Выселковский район, Министерство социального развития семейной политики Краснодарского края предоставить < Ф.И.О. >26 по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в Выселковском районе Краснодарского края жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение суда – мотивировано и подтверждено, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Оснований не согласиться с правовой оценкой суда обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, учитывая, что существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.

Доводы, изложенные в апелляционном представлении, направлены на иное, неправильное толкование норм материального и процессуального права и оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому сами по себе не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Выселковского районного суда от 21 августа 2014 г. следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда

определила:

решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

председательствующий

судьи

33-5313/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Виноргадов В.С.
прокурор Выселковского р-на
Ответчики
АМО Выселковский р-н
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Диянов Сергей Павлович_0
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
12.03.2015Судебное заседание
17.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2015Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее