Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-157/2017 от 19.06.2017

Судья: Кабанова О.М. Дело № 21-157-АК-2017 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Р Е Ш Е Н И Е

28 июня 2017 года г. Курск

Судья Курского областного суда Шуваева Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ЗАО «Касторное - АГРО - Инвест» Молосновой Е.М. на решение судьи Касторенского районного суда Курской области от 5 апреля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1,3,4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) в отношении ЗАО «Касторное - АГРО - Инвест» (далее – Общество),

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлениями ВРИО заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Курской области (по охране труда) Басовым Д.П. , , от 29 ноября 2016 г. ЗАО «Касторное - АГРО – Инвест» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей, 125 000 рублей, 145000 рублей соответственно.

Не согласившись с указанными постановлениями, защитник ЗАО «Касторное - АГРО – Инвест» обратилась в суд с жалобами об отмене перечисленных постановлений, полагая их незаконными, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых они вынесены и производство по делам прекратить.

Определением судьи Касторенского районного суда Курской области от 5 апреля 2017 г. дела об административных правонарушениях по жалобам защитника ЗАО «Касторное - АГРО – Инвест» по ч.1, ч.3, ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ объедены в одно производство.

В судебное заседание государственный инспектор труда в Курской области Басов Д.П. не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Решением судьи Касторенского районного суда Курской области от 5 апреля 2017 г. постановлено о частичном удовлетворении жалобы и изменении размера административного штрафа.

В жалобе, поданной в Курской областной суд, защитник ЗАО «Касторное - АГРО – Инвест», просит отменить решение судьи Касторенского районного суда Курской области как незаконного ввиду недоказанности вины общества во вмененных административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ЗАО «Касторное - АГРО – Инвест» Молоснову Е.М., подержавшую доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого делам, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических ( в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста десяти до ста тридцати тысяч рублей, в соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

В силу части 4 указанной статьи необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тридцати до ста пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Согласно статье 211 Трудового кодекса Российской Федерации, государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который в том числе обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; обучение безопасным методам и приемом выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочем местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценки условий труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работника органа в порядке, установленном ст. 373 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой совей деятельности.

Согласно части 1 статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие специальную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Все работники, согласно статье 225 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредным и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

В соответствии с п.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденному Постановлением Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13.01.2003, проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости – в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охран труда.

При вводе в действие новых или переработанных нормативных документов по охране труда согласно п.3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, пп.1 п.5.10 ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда», утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 г. № 2797 проводится проверка знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организации.

Требования охраны труда в сельском хозяйстве регулируются: утвержденными приказом Минтруда России от 25.02.2016 № 76н «Правилами по охране труда в сельском хозяйстве», типовой отраслевой инструкции № 23 «По охране труда при подборке зерна на токах вручную», утвержденной Приказом Минсельхоза России от 23.11.1994 № 289.

Согласно пп.3 п.461 Правил охраны труда в сельском хозяйстве, допуск работника в завальную яму, приемный бункер, приямок нории может быть разрешен механиком агрегата (комплекса) только при его личном участии, при личном наблюдении и при условии проверки наличия скопления газа в приямках норий.

Работники, выполняющие работы на высоте, согласно п.п.7,8 «Правил по охране труда при работе на высоте» утвержденных приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 155н, должны иметь квалификацию, соответствующею характеру выполняемых работ. Уровень квалификации подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации. Работники допускаются к работе на высоте после проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда и обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.

Согласно п.п.87, 88 «Правил по охране труда при работе на высоте» утвержденных приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 155н, системы обеспечения безопасности работ на высоте должны соответствовать существующим условиям на рабочих местах, характеру и виду выполняемой работы. Системы обеспечения безопасности работ на высоте предназначены, в том числе и для спасения и эвакуации.

Пунктами 110, 114 «Правил по охране труда при работе на высоте» утвержденных приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 155н, предусмотрено, что в зависимости от конкретных условий работ на высоте работники должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты совместимыми с системами безопасности от падения с высоты: специальной одежной, обувью, средствами защиты органов дыхания – от пыли, дыма и газов, а при работе в условиях вероятной кислородной недостаточности, должны быть обеспечены, в том числе и индивидуальными кислородными аппаратами. Работники без положенных средств индивидуальной защиты и неисправными средствами индивидуальной защиты к работе на высоте не допускаются.

Как следует из представленных материалов и установлено судьей районного суда, 16.08.2016 г. в 13 час. 57 мин. на территории зернотока «<данные изъяты>», <адрес> - производственного участка ЗАО «Касторное - АГРО – Инвест» произошел групповой несчастный случай со смертельным исходом, в результате которого погибли подсобные рабочие ФИО11., ФИО12., ФИО13., начальник Горшеченского производственного участка ФИО14 получил повреждение здоровья легкой степени. Местом несчастного случая является норийный приямок, расположенный на территории зернотока «<данные изъяты> по адресу: <адрес>

В ходе проведения расследования группового несчастного случая выявлено совершение ЗАО «Касторное - АГРО – Инвест» административных правонарушений: вопреки приведенным выше нормам, в ЗАО «Касторное - АГРО – Инвест» не проведено внеочередное обучение и проверка знаний требований охраны труда руководителей, специалистов, в связи с введение в действие с 01.07.2016 г. утвержденных приказом Минтруда России от 25.02.20116 г. № 76н «Правил по охране труда в сельском хозяйстве», рабочие, погибшие в результате несчастного случая, допущены к работе без прохождения обучения и проверка знаний требований охраны труда в сельском хозяйстве, правил по охране труда при работах на высоте, без обеспечения контроля при их проведении со стороны начальника участка, без обеспечения наличия у пострадавших работников квалификации, соответствующей характеру выполняемых работ, без обеспечения их средствами индивидуальной защиты от падения с высоты, системами обеспечения безопасности работ на высоте предназначенные в том числе и для спасения и эвакуации, а также индивидуальными кислородными аппаратами, при работе в условиях вероятной кислородной недостаточности.

Вина юридического лица подтверждается актом о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) от 18.10.2016 г. (т.1 л.д. 197-211), протоколом об административном правонарушении от 20.10.2016 г. (т.1 л.д. 214-219), протоколом об административном правонарушении от 20.10.2016 г. (т.3 л.д. 292-297), протоколом об административном правонарушении от 20.10.2016 г. (т.4 л.д. 247-253), другими материалами дела, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

В связи с чем, районный суд правомерно признал обоснованность привлечения ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» к административной ответственности по частям 1,3,4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как имело место нарушение трудового законодательства в области несоблюдения государственных нормативных требований охраны труда, допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучении и проверки знаний требований охраны труда, допуск работников к выполнению работ без обеспечения их индивидуальными средствами защиты.

При рассмотрении дела на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Действия ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» правильно квалифицированы по ч.ч.1,3,4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Постановления о привлечении ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.1,3,4ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесены в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Назначенное административное наказание с учетом положений ч.2 ст. 4.4.КоАП РФ назначено в соответствии с санкцией ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и определено с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается.

При таких обстоятельствах решение судьи по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» является законным и обоснованным.

Доводы жалобы защитника юридического лица об отсутствии его вины в совершении административных правонарушений предусмотренных ч.ч.1,3,4ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются несостоятельными.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридического лица раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины) ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет.

И в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

По настоящему делу, доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» имелась возможность для соблюдения законодательства о труде, за нарушение которого частями 1,3,4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именного на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» материалы дела не содержат.

Таким образом, доводы жалобы защитника ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» выводов суда не опровергают, сводятся к переоценке доказательств, а потому не являются основанием к отмене или изменению судебного решения.

Существенных процессуальных нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не допущено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судья Курского областного суда,

Р Е Ш И Л А:

Решение судьи Касторнеского районного суда Курской области от 5 апреля 2017 г. оставить без изменения, жалобу ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест», - без удовлетворения.

Судья Курского

областного суда Е.И. Шуваева

21-157/2017

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ЗАО "Касторное-Агро-Инвест"
Суд
Курский областной суд
Судья
Шуваева Елена Ивановна
Статьи

КоАП: ст. 5.27.1 ч.1

Дело на странице суда
oblsud--krs.sudrf.ru
28.06.2017Материалы переданы в производство судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее