Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-8900/2016 ~ М-8560/2016 от 11.10.2016

Дело № 2-8900/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2016 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Маловой Н.Б.,

при секретаре Исаковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шибалович А. Б. к Правительству Республики Карелия о признании распоряжения незаконным, понуждении к совершению определенных действий,

у с т а н о в и л:

Исковые требования заявлены на том основании, что на основании заявления истца администрацией Прионежского муниципального района был произведен выбор земельного участка для ведения дачного хозяйства, что оформлено актом № от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации Прионежского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ указанный акт выбора утвержден, тем самым было осуществлено предварительное согласование предоставления земельного участка. Испрашиваемый земельный участок расположен на землях, отнесенных к категории «земли запаса». ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» с заявлением о согласовании перевода из одной категории в другую земельного участка с кадастровым номером №. Данное заявление было направлено для подготовки проекта соответствующего акта в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд. ДД.ММ.ГГГГ Правительством Республики Карелия издано Распоряжение № об отказе Шибалович А.Б. в переводе земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения «в связи с ограничениями по заявленному в ходатайстве использованию прибрежной защитной полосы реки «Томицы», установленными ст. 65 Водного кодекса РФ». Истец считает указанное распоряжение необоснованным, несоответствующим закону и подлежащим отмене, поскольку река Томица не отнесена к водным объектам, имеющим «особо ценное рыбохозяйственное значение», следовательно, ширина прибрежной защитной полосы для указанного водного объекта составляет не более пятидесяти метров. В соответствии с актом выбора и обследования земельного участка (№ от ДД.ММ.ГГГГ), «Ближайший водный объект – р. Томица (ширина прибрежной полосы 50м, водоохранной зоны – 100 м.), находится в 53 метрах от наиболее приближенной к нему границы участка». Таким образом, испрашиваемый земельный участок не находится в пределах прибрежной защитной полосы реки Томица, и на заявленный вид его использования (для ведения дачного хозяйства) не распространяются ограничения, установленные ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ. Ограничения использования земель, установленные ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, для водоохранных зон, не препятствуют переводу земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения и предоставления его гражданину для ведения дачного хозяйства. В связи с изложенным, отказ в переводе земельного участка с кадастровым номером № из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения необоснован и не соответствует закону. На сновании изложенного, истец просит признать незаконным Распоряжение Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать Правительство Республики Карелия принять акт о переводе земельного участка с кадастровым номером №, из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» по заявлению Шибалович А.Б. от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечены Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, администрация Прионежского муниципального района, администрация Новолиговского сельского поселения.

В судебное заседание истец Шибалович А.Б. не явилась, извещена о рассмотрении дела надлежащим образом. Представитель истца - Бороданов А.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Правительства Республики Карелия и Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок – Рабачева О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.

Администрация Прионежского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялась судом, представила отзыв, не согласившись с заявленными требованиями.

Представитель администрации Нововилговского сельского поселения - Кручинина Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что на основании заявления Шибалович А.Б. о предоставлении в аренду земельного участка для ведения дачного хозяйства, постановлением администрации Прионежского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт выбора и обследования земельного участка для ведения дачного хозяйства в районе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Из данного акта следует, что комиссия, оценив преимущества рассмотренного участка, считает целесообразным: использовать земельный участок ориентировочной площадью 0,15 га для ведения дачного хозяйства в районе <адрес>; ходатайствовать перед Государственным комитетом по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд Республики Карелия о переводе указанного земельного участка из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения.

При этом в указанном акте указано, что участок испрашивается для ведения дачного хозяйства, ближайший водный объект – р.Томица находится в 53 метрах от наиболее приближенной к нему границы.

Названным Постановлением администрации Прионежского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ также утверждена схема расположения земельного участка ориентировочной площадью 0,15 га, прилагаемая к акту о выборе земельного участка для ведения дачного хозяйства в районе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Категория земель – земли запаса; предварительно согласовано Шибалович А.Б. место расположения дачного дома в соответствии с вариантом выбора земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № в районе <адрес> Республики Карелия.

Согласно кадастровому паспорту участка от ДД.ММ.ГГГГ, участок с кадастровым номером №, общей площадью – № кв.м. постановлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, сведения об объекте имеют статус временные, дата истечения временного характера сведения – ДД.ММ.ГГГГ. Права на участок не зарегистрированы.

ДД.ММ.ГГГГ в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок поступило заявление Шибалович А.Б. о согласовании перевода из категории «земель запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв.м., расположенного в <адрес> Республики Карелия.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № Шибалович А.Б. отказано в переводе указанного земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в связи с ограничением по заявленному в ходатайстве использованию прибрежной защитной полосы реки Томицы, установленными ст. 65 Водного кодекса РФ.

Истец считает данное распоряжение Правительства Республики Карелия незаконным, нарушающим ее права на получение земельного участка в аренду.

Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее - Комитет) в силу подпункта 15 пункта 9 Положения о Комитете, утвержденного Постановлением Правительства РК от 25.11.2010 № 274-П, рассматривает ходатайства заинтересованных лиц о переводе из одной категории в другую земель (земельных участков), находящихся в собственности Республики Карелия, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности (земельных участков в составе таких земель), а также земель (земельных участков), государственная собственность на которые не разграничена, и разрабатывает с учетом предложений заинтересованных органов исполнительной власти Республики Карелия для Правительства Республики Карелия предложения о переводе земель (земельных участков) из одной категории в другую.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий. При этом указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. В соответствии с п. 2 ст. 103 ЗК РФ использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Порядок перевода земель и земельных участков из одной категории в другую урегулирован положениями ст. 8 ЗК РФ и специальным Федеральным законом от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе).

Согласно ст. 2 Закона о переводе для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства с приложением необходимых документов. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.

Основания для отказа в переводе земельного участка указаны в ст. 4 Закона о переводе. Так перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Как следовало из ходатайства заявителя, после перевода участка 10:20:0031402:632 в земли сельскохозяйственного назначения, данный земельный участок планируется предоставить на праве аренды физическому лицу для ведения дачного хозяйства. На участке предусматривается строительство дачного дома с набором хозяйственных построек.

Испрашиваемый земельный участок находится в государственной неразграниченной собственности и относится к категории земель запаса, расположен на территории Нововилговского сельского поселения, в районе <адрес>. В акте выбора испрашиваемого земельного участка указано, что он находится в 53 метрах от реки Томица.

Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель. В границах водоохранных зон запрещается, в том числе движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 ст. 65 ВК РФ статьи ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

При этом согласно ст. 2 ВК РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в первую очередь на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав и приоритета охраны водных объектов перед их использованием.

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Таким образом, целевое использование участка предполагает не только строительство, но и сельскохозяйственное использование, в том числе распашку участка.

Согласно имеющемуся в материалах дела письму ФГБУ «Карелрыбвод» от 10.06.2016 года № 01-03-538 река Томица является местом нагула, зимовки и нереста (размножения) рыб и других водных биологических ресурсов. В частности в реке нерестуют (размножаются) такие виды, как форель, окунь, плотва и др. Перечисленные виды встречаются также на нагуле и зимовке.

Согласно представленной ДД.ММ.ГГГГ Отделом водных ресурсов по Республике Карелия Федерального агентства водных ресурсов характеристике, река Томица впадает в озеро Логмозеро, протяженность реки составляет 16 км., река зарегистрирована в качестве водного объекта в государственном водном реестре, с учетом приведенных характеристик имеет особо ценное рыбохозяйственное значение, ширина прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны реки составляет 200 метров.

При таких обстоятельствах представляется обоснованным вывод ответчика о том, что для реки Томица, являющейся рекой с особым рыбохозяйственным значением, должна быть установлена прибрежная защитная полоса в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель. Доказательств, опровергающих данный вывод истцом не представлено. Отсутствие установленных на местности границ прибрежной защитной полосы, а также отсутствие внесенных сведений о них в государственном водном реестре не является основанием для умаления рыбохозяйственного значения водного объекта и режима его охраны.

При этом суд также обращает внимание, что указанные выводы стали возможными с учетом редакции п. 13 ст. 65 ВК РФ в редакции Федерального закона от 21.10.2013 № 282-ФЗ. Таким образом, на момент выбора участка и представительного согласования места его размещения прибрежная защитная полоса и водоохранная зоны указанного водного объекта были иными. Однако на момент обращения органа местного самоуправления за переводом участка из одной категории в другую ширина такой зоны определялась в соответствии с п. 13 ст. 65 ВК РФ в действующей редакции и составила 200 метров.

Таким образом, учитывая для каких целей испрашивается подлежащий переводу из одной категории в другую земельный участок, а также нахождение его в прибрежной защитной полосе реки Томица, Правительством Республики Карелия обоснованно отказано в переводе спорного участка из одной категории в другую. Последующее предоставление и использование его в испрашиваемых истицей целях невозможно.

Доводы представителя истицы о том, что на испрашиваемом участке не обязательно будет осуществляться распашка земель не имеет правового значения, так как согласно ст. 41- 42 ЗК РФ земельный участок должен использоваться по назначению, а назначение участка «для ведения дачного хозяйства» предполагает не только использование участка в целях отдыха, но и выращивания сельскохозяйственных культур.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных истицей требований у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-8900/2016 ~ М-8560/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шибалович Анна Борисовна
Ответчики
Правительство Республики Карелия
Другие
Бороданов Александр Анатольевич
администрация Прионежского муниципального района
Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок
администрация Нововилговского сельского поселения
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малова Н.Б.
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
11.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2016Передача материалов судье
12.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2016Судебное заседание
26.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2017Дело оформлено
30.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее