№2-457/2017
РЕШЕНИЕ (заочное)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Сухопаров В.И.,
при секретаре судебного заседания Козловой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании «27» апреля 2017 года в с. Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению Холопова В. В. к ООО «Шнагундай - плюс» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда и процентов за задержку выплат,
установил,
Холопов В.В. обратился в суд с иском к ООО «Шнагундай - плюс» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> рублей. В обоснование заявленных требований указал, что в период <дата> работал в должности слесаря-сантехника в ООО «Шнагундай - плюс». <дата> уволен по собственному желанию. При этом, ему начислена, но не выплачена заработная плата за февраль 2016 года и компенсация за неиспользованный отпуск.
Истец Холопов В.В. и его представитель Зайнулин В.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, указав, что с ответчика необходимо взыскать проценты за задержку выплат, установленные ст. 236 Трудового кодекса РФ. Не возражали против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
ООО «Шнагундай - плюс», надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке, в порядке заочного судопроизводства.
Заслушав объяснения истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работодателем и работником возникают на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с трудовым кодексом.
Как следует из ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда; системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Согласно абз. 5 ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу части 1 статьи 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований.
Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», обязанность по доказыванию отсутствия неправомерных действий лежит на работодателе, а не на работнике.
Таким образом, законодатель возложил бремя доказывания обстоятельств, имеющих существенное значение при рассмотрении данной категории споров, на работодателя, предоставив тем самым работнику гарантию защиты его трудовых прав при рассмотрении трудового спора.
Как следует из материалов дела, Холопов В.В. в период с <дата> состоял в трудовых отношениях с ООО «Шнагундай – плюс», работая в должности слесаря сантехника.
В исковом заявлении, а также в судебном заседании истец Холопов В.В. ссылался на то, что при увольнении ответчиком ему не в полном объеме произведена выплата начисленной заработной платы за февраль 2016 года, а также компенсации за неиспользованный отпуск.
Из справки о доходах физического лица за 2016 год № от <дата> следует, что истцу за февраль 2016 года начислена заработная плата в размере <данные изъяты> рублей и компенсация за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>.
При этом, истец указывает, что ему выплачено <данные изъяты>
При таких обстоятельствах, поскольку в силу норм трудового законодательства на работодателя возложена обязанность своевременно и в полном объеме производить выплату работникам заработной платы, учитывая, что доказательств, подтверждающих получение истцом заработной платы в спорный период в полном объеме, ответчиком не предоставлено, то суд приходит к выводу о взыскании с ООО «Шнагундай-плюс» в пользу Холопова В.В. задолженности по заработной плате за февраль 2016 года и компенсации за неиспользованный отпуск.
Поскольку Холопов В.В. был незаконно лишен причитающейся к выплате заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсации установленная ст. 236 Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ (в редакции, действующей до 2.10.2016) при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
С 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России.
С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
В период с 5.02.2016 по 13.06.2016 размер ставки рефинансирования составлял 11 % годовых.
За период с <данные изъяты>, с учетом задолженности по заработной плате и компенсации за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты>, компенсация за просрочку выплат составит <данные изъяты>
В период с 14.06.2016 по 13.06.2016 размер ставки рефинансирования составлял 10,5 % годовых.
За период с <данные изъяты>, с учетом задолженности по заработной плате и компенсации за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты>, компенсация за просрочку выплат составит <данные изъяты>.
В период с 19.09.2016 по 2.10.2016 размер ставки рефинансирования составлял 10 % годовых.
За период с <данные изъяты> <данные изъяты> с учетом задолженности по заработной плате и компенсации за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты>, компенсация за просрочку выплат составит <данные изъяты>
Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ статья 236 изложена в новой редакции.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ (в редакции, действующей с 3.10.2016) при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Срок просрочки выплаты задолженности за период <дата> составил <данные изъяты>.
С 3.10.2016 по 16.03.2017 размер ключевой ставки составлял 10,0% годовых.
Таким образом, размер данной компенсации составляет <данные изъяты> <данные изъяты>
За период с <дата> компенсация за просрочку выплат составит <данные изъяты>.
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда возлагается судом на нарушителя в случае, если его действиями нарушаются личные неимущественные права гражданина, либо в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В п. 63 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О применении судами Трудового кодекса РФ» от 17 марта 2004 года № 2 разъяснено, что суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Принимая во внимание, что указанными неправомерными действиями ООО «Шнагундай-плюс» были нарушены трудовые права истца, учитывая длительность нарушения его трудовых прав, необходимость разрешать спор в судебном порядке, в связи с чем, Холопов В.В. испытывал нравственные страдания и переживания, с учетом степени вины работодателя, степени нравственных страданий истца, его личных особенностей, требований разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>.
В силу ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ суд взыскивает с ответчика госпошлину в размере, в котором истец в силу закона освобожден от ее уплаты при подаче иска, в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ в размере <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Шнагундай – плюс» в пользу Холопова В. В. задолженность по заработной плате за февраль 2016 года и компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>, компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Взыскать с ограниченной ответственностью «Шнагундай – плюс» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в размере <данные изъяты>.
Ответчик вправе подать в Сыктывдинский районный суд Республики Коми, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.И. Сухопаров.