Решение по делу № 2-948/2021 ~ М-721/2021 от 02.04.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2021 года          г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Третьякова М.С.,

при секретаре судебного заседания Мутасовой А.Ю.,

с участием представителя истца Администрации города Усть-Илимска Тетеревской Л.В., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Усть-Илимска Любочко Е.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-948/2021 по исковому заявлению Администрации города Усть-Илимска к Областному государственному казенному учреждению Центр занятости населения города Усть-Илимска о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

    В обоснование исковых требований Администрация города Усть-Илимска указала, что на основании распоряжения от 28.04.2020 № 40-к был расторгнут трудовой договор с Прониной Л.А. по сокращению штата работников. В месячный срок Пронина Л.А. обратилась в Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Усть-Илимска в целях поиска подходящей работы. Областным государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Усть-Илимска было принято решение № 160 от 30.09.2020 о сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения в соответствии со статьей 318 ТК РФ. На основании указанного решения Прониной Л.А. 02.10.2020 произведена выплата среднего месячного заработка за период трудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения. Кроме того, Областным государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Усть-Илимска было принято решение № 178 от 30.10.2020 о сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение шестого месяца со дня увольнения в соответствии со статьей 318 ТК РФ. На основании указанного решения Прониной Л.А. 05.11.2020 произведена выплата среднего месячного заработка за период трудоустройства в течение шестого месяца со дня увольнения. По мнению истца у Прониной Л.А. отсутствуют какие-либо исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для хранения среднего заработка за период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения, в связи с чем, решения ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска № 160 от 30.09.2020 и № 1768 от 30.10.2020 являются незаконными. Просила суд признать решение ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска № 160 от 30.09.2020 о сохранении за Прониной Л.А. среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения незаконным, признать решение ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска № 178 от 30.10.2020 о сохранении за Прониной Л.А. среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение шестого месяца со дня увольнения незаконным

    В судебном заседании представитель истца Тетеревская Л.В. требования поддержала, просила требования удовлетворить. Дополнительно пояснила, что апелляционным определением Иркутского областного суда от 01.03.2021 решение Усть-Илимского городского суда от 28.10.2020 по гражданскому делу № 2-2091/2020 по исковому заявлению Администрации города Усть-Илимска к Областному государственному казенному учреждению Центр занятости населения города Усть-Илимска о признании решения незаконным, отменено. Исковые требования администрации города Усть-Илимска удовлетворены, решение ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска № 139 от 02.09.2020 о сохранении за Прониной Л.А. среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения признано незаконным. Основания по которым ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска приняло решение о сохранении среднего заработка за пятый и шестой месяц полностью идентичны основаниям, по которым ответчик принял решение о сохранении заработка за четвертый месяц.

    Представитель ответчика Любочко Е.В. в судебном заседании требования не признала, считает, оспариваемые решения ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска приняты в полном соответствии требованиям законодательства. Кроме того, указывает, что работодатель после получения оспариваемых решений не обжаловал их, а произвел соответствующие выплаты, что свидетельствует о том, что он был согласен с данными решениями. С апелляционным определением Иркутского областного суда от 01.03.2021 не согласны, подана кассационная жалоба.

    Третье лицо Пронина Л.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

    Исследовав в совокупности, пояснения представителей сторон, и оценив их наряду с представленными суду письменными доказательствами по делу, в соответствии с требованиями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327).

Статьей 313 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

В соответствии с положениями статьи 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, а если длительность периода трудоустройства превышает два месяца, - за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения.

В случае, предусмотренном частью второй настоящей статьи, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания соответственно второго и третьего месяцев со дня увольнения, а в случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания соответственно четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения.

Работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства (части вторая и третья настоящей статьи) вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере пятикратного среднего месячного заработка. Если работнику уже были произведены выплаты среднего месячного заработка за второй, третий, четвертый или пятый месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанных выплат.

При ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства (части вторая и третья настоящей статьи) и (или) выплата единовременной компенсации (часть пятая настоящей статьи) в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации, предусмотренных частями первой - третьей и пятой настоящей статьи, производятся работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, не трудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

Таким образом, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.

Судом установлено, что Пронина Л.А. уволена с 29.04.2020 с должности первый заместитель мэра города по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ по сокращению штата работников, что подтверждается распоряжением Администрации города Усть-Илимска № 40-к от 28.04.2020.

Согласно представленным ответчиком документам 30.04.2020 Пронина Л.А. обратилась в ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска в целях поиска подходящей работы и была зарегистрирована в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения в качестве ищущей работу.

Согласно протоколу № 41 от 30.09.2020, рассматривая вопрос о сохранении среднего заработка, организационно – методическая комиссия ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска, проанализировав представленные Прониной Л.А. медицинские документы, пришла к выводу, о наличии у Прониной Л.А. ограничений по состоянию здоровья, в связи с заболеванием, которое является неблагоприятным фактором, имеющим негативные последствия как физического, так и материального характера, а также о том, что данные обстоятельства от воли Прониной Л.А. не зависят, а потому являются объективным препятствием для ее трудоустройства, и носят исключительный характер.

По итогам заседания ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска принято решение № 160 от 30.09.2020 о сохранении за Прониной Л.А. среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения.

Принимая решение № 160 от 30.09.2020 о сохранении за Прониной Л.А. среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения, ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска, исходило из представленных Прониной Л.А. документов, согласно которым Пронина Л.А. имеет заболевание глаз, для лечения которого ей требуется регулярное дорогостоящее лечение.

Согласно протоколу № 47 от 30.10.2020, рассматривая вопрос о сохранении среднего заработка, организационно – методическая комиссия ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска, проанализировав представленные Прониной Л.А. медицинские документы, пришла к выводу, о наличии у Прониной Л.А. ограничений по состоянию здоровья, в связи с заболеванием, которое является неблагоприятным фактором, имеющим негативные последствия как физического, так и материального характера, а также о том, что данные обстоятельства от воли Прониной Л.А. не зависят, а потому являются объективным препятствием для ее трудоустройства, и носят исключительный характер.

По итогам заседания ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска принято решение № 178 от 30.10.2020 о сохранении за Прониной Л.А. среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение шестого месяца со дня увольнения.

Принимая решение № 178 от 30.10.2020 о сохранении за Прониной Л.А. среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение шестого месяца со дня увольнения, ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска, также исходило из представленных Прониной Л.А. документов, согласно которым Пронина Л.А. имеет заболевание глаз, для лечения которого ей требуется регулярное дорогостоящее лечение.

Оценивая доводы ответчика о наличии исключительных обстоятельств, указывающих на социальную незащищенность работника, необходимость дорогостоящего лечения, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела Пронина Л.А. является пенсионером по старости и соответственно имеет ежемесячный доход, что исключает наличие тяжелой жизненной ситуации.

Из представленных протоколов заседания организационно-методической комиссии ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска следует, что комиссией при разрешении вопроса о сохранении среднего заработка не установлено наличие у работника иждивенцев, что также исключает наличие тяжелой жизненной ситуации.

Кроме того, принимая во внимание медицинские документы о необходимости дорогостоящего лечения комиссия не дала оценку требует ли это лечение экстренной госпитализации и длительного стационарного лечения, а также о возможности или невозможности получения данного лечения за счет средств федерального бюджета в рамках обязательного медицинского страхования в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Тогда как, согласно п. 7.2 договора на оказание платных медицинских услуг от 15.10.2020 отказ пациента от предложенной ему альтернативной возможности получения медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в случае если этот вид лечения предусмотрен программой) оформляется в письменной форме.

Таким образом, ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств для сохранения среднего заработка уволенного работника, связанных с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи, в связи с чем, суд приходит к выводу, что Пронину Л.А. нельзя отнести к социально незащищенным гражданам, а также об отсутствии исключительных обстоятельств, которые предоставляли бы Прониной Л.А. право на сохранение среднего заработка в течение пятого и шестого месяцев со дня увольнения.

При таком положении оснований для принятия решения о сохранении среднего заработка за пятый и шестой месяц со дня увольнения у органа службы занятости не имелось, в связи с чем суд приходит к выводу, требования администрации города Усть-Илимска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации города Усть-Илимска к Областному государственному казенному учреждению Центр занятости населения города Усть-Илимска о признании решения незаконным, удовлетворить.

Признать решение Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Усть-Илимска № 160 от 30.09.2020 о сохранении за Прониной Л.А. среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения незаконным.

Признать решение Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Усть-Илимска № 178 от 30.10.2020 о сохранении за Прониной Л.А. среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение шестого месяца со дня увольнения незаконным

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья М.С. Третьяков

2-948/2021 ~ М-721/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г.Усть-Илимска
Ответчики
Областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения г.Усть-Илимска"
Другие
Пронина Любовь Афанасьевна
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Третьяков М.С.
Дело на странице суда
ust-ilimsky--irk.sudrf.ru
02.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2021Передача материалов судье
08.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2021Судебное заседание
24.05.2021Судебное заседание
27.05.2021Судебное заседание
03.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2021Дело оформлено
10.08.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее