Судья Соболева М.Ю. |
Дело № 33-430 УИД 44RS0002-01-2019-001330-92 (№ дела в суде первой инстанции 2-940/2019) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«30» ноября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Лукьяновой С.Б.,
судей Зиновьевой Г.Н., Ивановой О.А.,
при секретаре Пыльновой Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Костромского муниципального района Костромской области на решение Костромского районного суда Костромской области от 18 ноября 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований администрации Костромского муниципального района к Лосеву Игорю Федоровичу о снятии с государственного кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н., выслушав представителя администрации Костромского муниципального района Костромской области по доверенности Иванову О.А., представителя Кочетковой С.А. по доверенности Корнилову А.В., представителя Лосева И.Ф. по доверенности Некрасову Т.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Администрация Костромского муниципального района Костромской области (далее – администрация) обратилась в Ленинский районный суд г. Костромы с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области о снятии с государственного кадастрового учёта земельного участка
Требования мотивированы тем, что истцом на основании заявления Лосева И.Ф. вынесено постановление от 09 августа 2018 года № 1540 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путём перераспределения земель». Данным постановлением утверждена схема расположения земельного участка площадью 1750 кв. м по адресу: <адрес> образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Лосеву И.Ф., и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Образованный таким образом земельный участок поставлен на кадастровый учёт, ему присвоен кадастровый номер №. 16 августа 2018 года в адрес администрации поступило обращение Кочетковой С.А. о приостановлении перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с отсутствием проезда к её земельному участку. В целях устранения противоречий действующему законодательству постановление от 09 августа 2018 года № 1540 было отменено. Далее комитетом имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района в Управление Росреестра по Костромской области подано заявление о снятии с государственного кадастрового учёта нового объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН. Однако ответчик уведомил истца о приостановлении снятия с государственного кадастрового учёта объекта недвижимости в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером № имеет статус «ранее учтённый» и в соответствии с действующим законодательством не подлежит снятию с государственного кадастрового учёта. По тому же основанию в снятии с государственного кадастрового учёта земельного участка отказано и Лосеву И.Ф. Возникшую ситуацию разрешить во внесудебном порядке не представляется возможным. При этом существование данного земельного участка препятствует надлежащему использованию земельного участка, принадлежащего Кочетковой С.А.
В связи с этим истец просил обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Лосев И.Ф.
Определением Ленинского районного суда г. Костромы от 25 июля 2019 года постановлено перейти к рассмотрению дела по иску администрации Костромского муниципального района Костромской области к Лосеву И.Ф. о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка в порядке гражданского судопроизводства. Одновременно произведена замена ненадлежащего ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по
Костромской области на надлежащего Лосева И.Ф. Управление Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области привлечено
к участию в деле в качестве третьего лица.
Определением Ленинского районного суда г. Костромы от 25 июля 2019 года
гражданское дело по иску администрации Костромского муниципального района к Лосеву
И.Ф. о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка передано для рассмотрения по подсудности в Костромской районный суд
В качестве третьих лиц в деле участвовали Кочеткова. С.А., администрация Чернопенского сельского поселения администрации Костромского муниципального района Костромской области.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе администрации Костромского муниципального района Костромской области, действуя через своего представителя по доверенности Чеснову О.А., просит решение суда отменить, обязать Лосева И.Ф. снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> Решение суда считает незаконным и необоснованным. Вновь приводя обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, указывает, что судом не учтено то, что земельный участок с кадастровым номером № не подлежит преобразованию в установленном действующим законодательством порядке. Порядок образования земельных участков установлен главой 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно ст.40 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника земельного участка. Вместе с тем администрация не является собственником земельного участка с кадастровым номером № Спорный земельный участок в настоящее время состоит из двух земельных участков: с кадастровым номером с последними цифрами № и земель, государственная собственность на которые не разграничена. В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ответчику. Со ссылкой на п.2 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, указывает, что в результате формирования земельных участков путем преобразования земельного участка с кадастровым номером :№ и регистрации права на него, земельный участок с кадастровым номером № прекратит свое существование, что повлечет за собой лишение права собственности ответчика на принадлежащий ему земельный участок. Преобразовать спорный земельный участок с сохранением характеристик земельного участка, находящегося в собственности ответчика, также не представляется возможным. Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством. Согласно Правилам землепользования и застройки Чернопенского сельского поселения спорный земельный участок находится в зоне индивидуальной жилой застройки Ж-1, где площадь вновь предоставляемых земельных участков под личное подсобное хозяйство составляет от 600 кв.м. до 2500 кв.м. Земельный участок :№ имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», площадью 1 750 кв.м., земельный участок с кадастровым номером № - площадью 1225 кв.м. В связи с этим разделить земельный участок с кадастровым номером :№ с сохранением площади участка, принадлежащего ответчику на праве собственности, не представляется возможным ввиду несоблюдения требований по предельным минимальным размерам второго земельного участка, которая составит 525 кв.м. Поскольку основания для снятия с кадастрового учета земельного участка, прямо предусмотренные законом, отсутствуют, преобразование участка с соблюдением требований действующего законодательства невозможно, то иного способа защиты нарушенного права, кроме как обращение в суд с иском о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу Лосев И.Ф. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции лица представитель администрации Костромского муниципального района Костромской области по доверенности Иванова О.А. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Кочетковой С.А. по доверенности Корнилова А.В. полагала апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Представитель Лосева И.Ф. по доверенности Некрасова Т.П. полагала, что оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, и их представители, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представлено, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлено, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив новые представленные суду апелляционной инстанции доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Лосев И.Ф. обратился в администрацию Костромского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в целях перераспределения земельного участка, расположенного по адресу <адрес> принадлежащего ему на праве собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением администрации Костромского муниципального района от 09
августа 2018 года № 1540 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1 750 кв.м, расположенного по адресу <адрес> образованного путем перераспределения земельного участка, расположенного по адресу <адрес> принадлежащего на праве собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане территории. Лосеву И.Ф. предоставлено право обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области.
16 августа 2018 года Лосев И.Ф. обратился в ОГКУ «МФЦ» с заявлением об
осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка
площадью 1 750 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, представив межевой план, подготовленный в результате
выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем
перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно сведениям ЕГРН указанный выше земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером №, площадью
1750+/-15 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование:
для ведения личного подсобного хозяйства.
В выписке из ЕГРН указано, что данный земельный участок образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеет статус: учтенный. Сведения о правах на земельный участок отсутствуют.
Кочеткова С.А. обратилась в администрацию Костромского муниципального района с
заявлением о приостановлении перераспределения земель, государственная
собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером
№, расположенного но адресу: Костромская область, Костромской район,
Чернопенское сельское поселение<адрес>, находящегося в собственности Лосева И.Ф., в связи с отсутствием проезда к ее земельному участку с
кадастровым номером №
В ходе проведенной муниципальным земельным инспектором проверки установлен факт отсутствия проезда к земельному участку с кадастровым номером №, принадлежащему Кочетковой С.А. на праве собственности (помимо проезда по территории вновь образованного земельного участка с кадастровым номером №), что препятствует надлежащему использованию указанного земельного участка.
В связи с этим постановлением администрации Костромского муниципального района от 24 октября 2018 года № 2051 постановление администрации Костромского
муниципального района от 09 августа 2018 года № 1540 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения» отменено.
Далее комитет имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района (далее – Комитет) обратился в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу <адрес>
03 декабря 2018 года Управление Росреестра по Костромской области уведомило заявителя о приостановлении осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета указанного объекта недвижимости. Со ссылками на п. 7 ч.1 ст. 26, ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации
недвижимости" указало, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет 11 сентября 2018 года, имеет статус «ранее учтенный», в связи с чем снятию с государственного кадастрового учета не подлежит.
Лосев И.Ф. также обращался в Управление Росреестра по Костромской области с
заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Уведомлением Управления Росреестра по Костромской области от 27 декабря 2018 года сообщило Лосеву И.Ф. о приостановлении осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № по тем же основаниям, что указаны в уведомлении от 03 декабря 2018 года.
В дальнейшем уведомлениями от 21 марта 2019 года и от 13 апреля 2019 года Комитету и Лосеву И.Ф. в государственном кадастровом учете на земельный участок с кадастровым номером № отказано.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка как объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета. Так, согласно положениям Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» снятию с государственного кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные (до 01 марта 2008 года) земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Между тем, как указал суд, в рассматриваемом случае предусмотренные законом основания для снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета отсутствуют. Отмена постановления администрации от 09 августа 2018 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка» не может создавать основания для снятия с кадастрового учета ранее поставленных на учет в соответствии с требованиями закона земельных участков. Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к реализации администрацией прав собственника на преобразование земельных участков в установленном действующим законодательством порядке, администрацией не представлено.
В связи с этим с учетом приведенных норм и п. 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении государственного кадастрового учета (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 года) суд пришел к выводу об отказе в иске.
Поводов не согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в иске судебная коллегия не усматривает, исходя из следующего.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 18 марта 2020 года производство по настоящему делу было приостановлено до разрешения по существу дела по административному иску Лосева И.Ф. к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, о возложении обязанности заключить соглашение.
Приостанавливая производство по делу, судебная коллегия указала, что вопрос о снятии земельного участка с кадастровым номером № с государственного кадастрового учета не может быть разрешен до рассмотрения административного искового заявления Лосева И.Ф., в котором он просит признать незаконным решение администрации Костромского муниципального района Костромской области от 17 декабря 2019 года № 8954 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и обязать администрацию заключить соглашение о перераспределении указанного участка и земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Лосеву И.Ф.
Решением Костромского районного суда Костромской области от 02 июля 2020 года в Лосеву И.Ф. отказано в удовлетворении административных исковых требований к администрации Костромского муниципального района о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель от 17 декабря 2019 года № 8954 и обязании заключить такое соглашение.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 30 сентября 2020 года вышеназванное решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным решение администрации Костромского муниципального района Костромской области об отказе Лосеву И.Ф. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков от 17 декабря 2019 года № 8954, на администрацию Костромского муниципального района Костромской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Лосева И.Ф. о перераспределении земельных участков от 03 декабря 2019 года.
Как пояснила представитель администрации Костромского муниципального района Костромской области Иванова О.А., в настоящее время вышеуказанное заявление Лосева И.Ф. от 03 декабря 2019 года повторно не рассмотрено, находится на рассмотрении, решение по нему будет приниматься, в том числе с учетом новых представленных Лосевым И.Ф. документов. В частности, заключения ООО <данные изъяты>» от 17 июня 2020 года об организации проезда.
Указанное заключение приобщено судом апелляционной инстанции к материалам настоящего дела в качестве нового доказательства. Его приобщение в качестве нового доказательства обусловлено тем, что судом первой инстанции не поставлен на обсуждение и должным образом не исследован имеющий юридическое значение для разрешения возникшего спора вопрос о наличии либо отсутствии проезда к земельному участку Кочетковой С.А. и, соответственно, права Лосева И.Ф. на перераспределение земельных участков.
Из данного заключения следует, что 17 июня 2020 года специалистами ООО <данные изъяты>» был организован выезд по адресу: <адрес> в районе земельного участка с кадастровым номером № и №. При осмотре установлено, что в настоящее время проведена расчистка пожарного проезда. Проезд организован в соответствии со схемой, согласованной с администрацией Чернопенского сельского поселения шириной 3,5 м со спилом одного дерева (тополь) и расчисткой разворотной площадки. Проезд может использоваться для легковых и грузовых автомашин.
Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует, что земельный участок Кочетковой С.А. с кадастровым номером № как единое землепользование состоит из двух контуров под номерами № и №
Не соглашаясь с возражениями Кочетковой С.А. относительно перераспределения земельных участков, Лосев И.Ф. ссылался на согласованную с администрацией Чернопенского сельского поселения схему организации иного (т.е. минуя земельный участок № № проезда к участку Кочетковой С.А., представленную им в материалы дела (л.д. 78). А также на аналогичную схему проезда, составленную ООО «<данные изъяты> от 24 июля 2019 года (л.д. 83-85). Как следует из вышеприведенного заключения ООО «<данные изъяты>» от 17 июня 2020 года, сейчас такой проезд к земельному участку Кочетковой С.А. им организован.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № заявлены администрацией Костромского муниципального района преждевременно. Вопрос о снятии этого земельного участка с государственного кадастрового учета не может быть разрешен до принятия окончательного решения по заявлению Лосева И.Ф. о перераспределении земельных участков, в рамках которого подлежит проверке и исследованию, в том числе вопрос о наличии или отсутствии проезда к земельному участку Кочетковой С.А.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционную жалобу администрации Костромского муниципального района Костромской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Костромского районного суда Костромской области от 18 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Костромского муниципального района Костромской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: