Судья Боричева У.Н. Дело № 33-5376/2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Костенко Е.Л., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 сентября 2018 года дело по апелляционной жалобе представителя истца Соровой С.В. по доверенности Бутрамьевой Н.Н. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 июня 2018 года, по которому
в удовлетворении требований Соровой С.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте об установлении страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 29.06.2016, выплате неполученной пенсии с учетом индексации отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия,
установила:
Сорова С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте о признании за ней права на льготное пенсионное обеспечение, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию, выплатить недоплату с учетом индексации. В обоснование иска указала, что 29.09.2016 она обратилась с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». УПФР в г.Воркуте в назначении пенсии ей отказало из-за отсутствия достаточной продолжительности стажа по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. С решением ответчика она не согласна, поскольку считает, что специальный стаж неправомерно уменьшен. По её мнению, специальный стаж, выработанный ею при осуществлении лечебной деятельности, должен исчисляться с применением льготного порядка, т.е. один год работы за один год и шесть месяцев. С учетом такого порядка исчисления продолжительность её работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности на должностях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, составляет более 25 лет, что дает ей право на пенсию по указанным основаниям.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить, указывая на наличие необходимого стажа работы при его исчислении в льготном порядке.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Сорова С.В. с 01.11.1995г. осуществляла лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения поселка Воргашор г. Воркуты, который относится к поселкам городского типа.
Согласно решению УПФР в г. Воркуте от 05.12.2016 №227/10 (с учетом решения о внесении изменений от 07.02.2018 №22/14) продолжительность стажа Соровой С.В. по осуществлению лечебной деятельности составила 20 лет 04 мес. 06 дней, в связи, с чем в назначении досрочной пенсии отказано.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался приведенными выше нормами законодательства, а также ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что периоды прохождения истицей курсов повышения квалификации имели место при осуществлении ею трудовой деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в указанные периоды за ней сохранялась средняя заработная плата, работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи, с чем указанные периоды (2 мес. 16 дней) подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Период работы истицы с 01.11.1995 по 31.10.1999 в отделении хирургического профиля учтен судом в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяца) в соответствии с Постановлением № 464 от 06.09.1991.
При этом доводы представителя истца о праве Соровой С.В. на льготное исчисление стажа с 01.02.2015 в должности медицинской сестры перевязочной хирургического отделения ГБУЗ РК «Воргашорская больница», суд отклонил, указав, что факт работы истца в должности медицинской сестры перевязочной в хирургическом отделении не свидетельствует о ее работе, подлежащей включению в стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев. Выполнение Соровой С.В. по мере необходимости функций в хирургическом отделении (имеющем 7 коек хирургических гнойных), не свидетельствует о ее работе в данной должности в отделении гнойной хирургии, поскольку в ГБУЗ РК «Воргашорская больница» отсутствует отделение гнойной хирургии.
Установив, что на момент обращения Соровой С.В. к ответчику с заявлением 29 сентября 2016 г. о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ее специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения с учетом включения указанных выше спорных периодов работы, а также на момент разрешения спора, составил менее требуемых 25 лет, суд в удовлетворении заявленных требований об установлении страховой пенсии с 29.09.2016, выплате неполученной пенсии с учетом индексации отказал.
Исходя из обстоятельств дела, судебная коллегия с выводом суда об отказе в удовлетворении заявленных требований соглашается, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что период работы с 01.11.1995 по 01.08.1997 должен исчисляться как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, поскольку помимо работы по Списку № 464 от 06.09.1991, работа протекала в лечебном учреждении, расположенном в сельской местности, не могут быть приняты во внимание, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Так, пунктом 2 постановления от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца;
врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам-судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Из приведенных нормативных положений постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 и утвержденного им Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, следует, что для врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения устанавливалось льготное исчисление сроков выслуги как один год и 3 месяца за один год работы в сельской местности или поселках городского типа. Для отдельных категорий работников, в частности врачей-хирургов, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, предусматривалась льгота в исчислении сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. При этом правовое регулирование, закрепляющее такие льготы, возможность их суммирования не устанавливало.
Доводы жалобы о том, что остальные периоды работы с 01.12.1997 по 29.09.2016 должны быть рассчитаны как один год работы за один год и три месяца, поскольку работа протекала в сельской местности и доводы о том, что всего стаж работы с учетом льготного исчисления всего периода с 01.11.1995 по 29.09.2016 составит более 30 лет, чего достаточно для назначения пенсии, необоснованны.
По расчету судебной коллегии при исчислении периодов работы (за исключением периодов отвлечения) с 01.11.1995г. по 31.10.1999г. как один год работы за один год и шесть месяцев (льготно 5 лет 5 мес. 16 дн.), а периодов с 01.11.1999 по 28.09.2016г., включая время нахождения на курсах повышения квалификации, как один год работы за один год и три месяца (льготно 17 лет 6 мес. 2 дн.) на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии истица не имела необходимого 25-ти летнего стажа лечебной деятельности для досрочного установления страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы и возложения на ответчика обязанности установить истице досрочную страховую пенсию с 29.09.2016г. не имеется.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 июня 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Соровой С.В. по доверенности Бутрамьевой Н.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи