О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«26» мая 2020 года с. Ремонтное
Ремонтненский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Демченко В.Ф.,
при секретаре Черненко Е.В.,
с участием: Савченко С.А., представителя Администрации Ремонтненского района Ростовской области Галуновой А.О.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Савченко С.А. к Администрации Ремонтненского района Ростовской области о признании решения (ответа) Администрации Ремонтненского района Ростовской области от 21.04.2020 №, незаконным и об обязании провести процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка в соответствии с законодательством РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Савченко С.А. обратился в суд с административным иском к Администрации Ремонтненского района Ростовской области, в котором указал, что 18.03.2020 им было подано административному ответчику заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 712866 кв.м. из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным видом использования – для выпаса сельскохозяйственных животных, кадастровый квартал: №, адрес: <адрес>.
25.04.2020 Савченко С.А. был получен ответ Администрации Ремонтненского района Ростовской области от 21.04.2020 №, в основу которого вложен протокол заседания районной Комиссии по земельным вопросам № от 15.04.2020, решения которой носят рекомендательный характер.
Полагая данный ответ незаконным, административный истец просит признать его незаконным и обязать Администрацию Ремонтненского района Ростовской области провести процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 17 КАС РФ, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
В п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ указано, что Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Из ч. 1 ст. 198 АПК РФ следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Гражданин может быть лицом, участвующим в арбитражном процессе в качестве стороны в том случае, если на момент обращения в арбитражный суд он имеет государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя либо если участие гражданина без статуса индивидуального предпринимателя предусмотрено процессуальным законодательством или иными федеральными законами.
Для отнесения гражданского спора к подведомственности арбитражного суда возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное материальное правоотношение должно возникнуть в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, основополагающими критериями отнесения гражданских споров к подведомственности арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора.
В силу п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
По смыслу ст.ст. 19 и 23 ГК РФ при регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя последний при осуществлении гражданских правоотношений продолжает действовать как гражданин, приобретая и осуществляя права и обязанности под своим именем, фамилией, а также отчеством.
При этом ни гражданским законодательством, ни арбитражно-процессуальным законодательством не предусмотрено, что индивидуальный предприниматель при осуществлении экономической или предпринимательской деятельности обязан указывать свой статус.
Следовательно, отсутствие указания на наличие у стороны статуса индивидуального предпринимателя, как существенного обстоятельства, определяющего подведомственность спора, не является основанием, исключающим рассмотрение дела в арбитражном суде.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ по делу № 308-ЭС16-15109 от 24.01.2017.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок необходим административному истцу для выпаса своих сельскохозяйственных животных, количество которых в Выписке из протокола заседания районной комиссии по земельным вопросам от 15.04.2020 указано более 500 голов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что земельный участок, исходя из его площади и вида разрешенного использования, а также количества животных, Савченко С.А. планирует использовать для разведения и откорма сельскохозяйственных животных, то есть для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем рассмотрение данного спора не подсудно суду общей юрисдикции, каковым является Ремонтненский районный суд Ростовской области, а подсудно Арбитражному суду.
В силу ч. 2.1 ст. 27 КАС РФ, если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым гражданское дело по административному исковому заявлению Савченко С.А. к Администрации Ремонтненского района Ростовской области о признании решения (ответа) Администрации Ремонтненского района Ростовской области от 21.04.2020 №, незаконным и об обязании провести процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка в соответствии с законодательством РФ, передать по подсудности в Арбитражный суд Ростовской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 27 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Гражданское дело по административному исковому заявлению Савченко С.А. к Администрации Ремонтненского района Ростовской области о признании незаконным решения (ответа) Администрации Ремонтненского района Ростовской области от 21.04.2020 № и об обязании провести процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка в соответствии с законодательством РФ, - передать по подсудности в Арбитражный суд Ростовской области.
Определение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ремонтненский районный суд Ростовской области в течение 15 дней со дня его оглашения путем подачи частной жалобы.
Судья: В.Ф. Демченко