Дело №2- 1542/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 27 марта 2015 года
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Дробиной М.Л.,
при секретаре Бабугоеве О.К.,
с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес обезличен> Ромащенко И.В., истца Атажукиной И.А.,
представителя ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Баранукова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Буденновского межрайонного прокурора в интересах Атажукиной И. А. к министерству имущественных отношений Ставропольского края об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда,
установил:
Буденновский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, в интересах Атажукиной И.А., в котором после изменения требований просит обязать министерство имущественных отношений Ставропольского края в срок до 01.10.2014 г. обеспечить Атажукину И.А. жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес обезличен> Ромащенко И.В. исковые требования поддержала, указав, что в ходе проведенной Буденновской межрайонной прокуратурой проверки установлен факт нарушения министерством имущественных отношений Ставропольского края гарантированного федеральным законодательством права Атажукиной И.А. на предоставление жилья.
Атажукина И.А., <дата обезличена> года рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в соответствующий список на получение жилья.
Мама Атажукиной И.А. Черисова Л.В.умерла <дата обезличена> года, отец Атажукин А.В. умер <дата обезличена> года.
Атажукина И.А. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учет.
В настоящее время Атажукина И.А. на государственном обеспечении не находится, что подтверждает ее право на получение жилья.
Согласно ч.ч. 5,6, 11 ст. 7 Закона Ставропольского края № 7-кз от 16.03.2006 года орган исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющий государственное управление в сфере образования, в порядке, установленном ч. 6 настоящей статьи, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 1 настоящей статьи.
Список формируется на основании сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, которые наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении вышеуказанных лиц, проживающих на территории соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. В список включаются лица, указанные в абз. 1 ч. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством и настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Однако в нарушение вышеуказанных требований закона Атажукина И.А. до настоящего времени жильем в установленном законом порядке не обеспечена.
Истец Атажукина И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Барануков А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Указал, что специализированные жилые помещения предоставляются в порядке очередности согласно регистрации заявлений.
Первоочередного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края лицам из числа лиц данной категории законодательством не предусмотрено. В случае удовлетворения заявленных требовании будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Атажукиной И.А.
Таким образом, право Атажукиной И.А. на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений министерством нарушены не были.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Буденновской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту нарушения министерством имущественных отношений Ставропольского края гарантированного федеральным законодательством права Атажукиной И.А. на предоставление жилья.
Мать Атажукиной И.А. Черисова Л.В. умерла <дата обезличена> года, отец Атажукин А.В. умер <дата обезличена> года, что подтверждается свидетельствами о смерти <номер обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> и <номер обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> года.
21.01.2014 года Атажукина И.А. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечением жилыми помещениями по договору найма специализированного жилищного фонда на территории Буденовского района в 2014 года, что подтверждается уведомлением № 05-12/207 от 03.02.2014 года.
С учетом изложенного суд считает, что Атажукина И.А. относится к кругу лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции до 01.01.2013г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Действующей в настоящее время редакцией ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
Судом установлено, что возраста 18 лет Атажукина И.А. достигла в <дата обезличена> г., т.е. до внесения изменений в ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением администрации муниципального образования Стародубского сельсовета Буденовского района Ставропольского края от 27.07.2012 года №100 Атажукина И.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно ч. 5 ст. 7 Закона Ставропольского края № 7-кз от 16.03.2006 года орган исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющий государственное управление в сфере образования, в порядке, установленном ч. 6 настоящей статьи, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 1 настоящей статьи.
П. 6 указанного закона предусмотрено, что список формируется на основании сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, которые наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении вышеуказанных лиц, проживающих на территории соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. В список включаются лица, указанные в абз. 1 ч. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
В соответствии с п. 11 Закона Ставропольского края № 7-кз право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством и настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На день подачи иска прокурором и дату принятия судом решения Атажукина И.А. не достигла возраста 23 лет.
Судом установлено, что в собственности у Атажукиной И.А. нет жилых помещений, она не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Действие положений статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ 29.02.2012 N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса РФ (той же редакции) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 7 Закона СК «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.
Постановлением Правительства СК от 20.06.2013г. № 240-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края (далее - Положение).
Согласно п. 3 Положения решение о предоставлении специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края при наличии в соответствующем муниципальном образовании Ставропольского края незаселенных специализированных жилых помещений общей площадью, соответствующей норме предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в соответствии с Законом Ставропольского края.
Основанием для принятия уполномоченным органом в области управления жилищным фондом решения о предоставлении специализированного жилого помещения является письменное заявление лица, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представленный в установленном порядке органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим управление в сфере образования, и достигшего возраста 18 лет или признанного в установленном порядке полностью дееспособным до достижения им совершеннолетия (п. 2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 №240-п).
Законом Ставропольского края № 6-кз от 06.02.2015г. «О внесении изменений в статью 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, согласно которым Предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений.
Таким образом, в настоящее время уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Частью 2 ст. 7 Закона СК «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что жилые помещения предоставляются лицам указанной категории по их месту жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. Поскольку Атажукина И.А. проживает на территории Ставропольского края, суд обязывает ответчика предоставить Атажукиной И.А. специализированное жилое помещение в пределах Ставропольского края.
Доводы ответчика о нарушении порядка очередности обеспечения жильем лиц указанной категории, суд не может принять во внимание по следующим основаниям.
Исходя из содержания положений ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилья указанной категории граждан не ставилось ранее и не ставится в настоящее время в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан жилых помещений, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Условия и порядок предоставления жилых помещений, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет требование прокурора о предоставлении жилого помещения Атажукиной И.А.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.10.2014 ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░