Дело № 5-290/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 мая 2020 года г. Калининград
Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С.,
при секретаре Комендантовой Ю.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении гражданина <данные изъяты> Мельника О.А., <данные изъяты>, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Калининградская областная таможня направила в суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении Мельника О.А.
Как следует из представленных материалов, 11.07.2019 года в 21 час 21 мин. в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Мамоново Калининградской областной таможни, следуя через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз) из Республики Польша в Калининградскую область в качестве водителя на транспортном средстве марки «Мерседес-Спринтер», государственный регистрационный знак №, прибыл гражданин <данные изъяты> Мельник О.А.
В тот же день (11.07.2019 года) перед началом проведения таможенного контроля гражданин Мельник О.А. выехал с таможенного поста МАПП Мамоново Калининградской областной таможни по направлению въезда на территорию Калининградской области без прохождения таможенного контроля, какие-либо документы в целях декларирования перемещаемого им товара в таможенные органы Мельник О.А. не подавал.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в рамках осуществления оперативно-служебной деятельности на таможенном посту МАПП Мамоново Калининградской областной таможни должностными лицами КПП «Мамоново» Служба в г. Багратионовске ПУ ФСБ России по Калининградской области совместно с оперуполномоченным по ОВО ОО № 1 СПК Калининградской областной таможни была выявлена партия товара: «запасные части и комплектующие неустановленного назначения», общим весом 86 кг 950 гр., перемещаемая через таможенную границу Союза, на вышеуказанном транспортном средстве под управлением гражданина Мельника О.А. без совершения таможенных операций в установленном порядке.
Товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъят протоколом изъятия вещей и документов от 20.12.2019 и помещен на хранение в камеру хранения вещественных доказательств Калининградской областной таможни, расположенную на таможенном посту МАПП Мамоново Калининградской областной таможни, по адресу: <адрес>.
Согласно заключениям экспертов ЭКС – регионального филиала ЦЭКТУ г. Калининграда № 12401006/0029840 от 06.09.2019 и № 12401006/0047126 от 17.01.2020 рыночная стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения, а именно: <данные изъяты> по состоянию на 11.07.2019 на рынке Российской Федерации (без учета опорного ролика) составила 39912 рублей.
17.12.2019 года таможенным органом по данному факту было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, по окончании административного расследования 17.01.2020 года составлен протокол об административном правонарушении и материалы дела переданы на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Мельник О.А. в судебное заседание не явился, защитника не направил, извещался о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежаще.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС или в соответствии с ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
На основании подп. 45 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. Товары для личного пользования - это товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подп. 46 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Согласно п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС и п. 1 ст. 127 ТК ЕАЭС при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию, таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (п. 2 ст. 104 ТК ЕАЭС).
В соответствии с п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании перемещаемых товаров в письменной форме декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, предъявить декларируемые товары по требованию должностного лица таможенного органа, уплатить причитающиеся таможенные платежи или обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, установленных ТК ЕАЭС, выполнять иные требования, предусмотренные таможенным законодательством ЕАЭС.
Согласно п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных при таможенном декларировании настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Пунктом 1 ст. 105 ТК ЕАЭС определены виды таможенных деклараций, применяемых при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов (п. 4 ст. 105 ТК ЕАЭС). Форма и порядок заполнения декларации на товары определяются решением Комиссии в зависимости от видов таможенной декларации, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, таможенных процедур, категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу Союза (п. 5 ст. 105 ТК ЕАЭС).
В соответствии с п. 4 ст. 7 ТК ЕАЭС особенности ввоза на таможенную территорию Союза и (или) вывоза с таможенной территории Союза физическими лицами товаров, включенных в предусмотренный Договором о Союзе единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, в качестве товаров для личного пользования определяются Комиссией.
Согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 01.11.2018 года N 91 «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» с 1 января 2019 г товары для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива, неделимых товаров для личного пользования), ввозимые в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже видами транспорта, отличными от воздушного, или в пешем порядке беспошлинно могут ввозится на таможенную территорию ЕАЭС, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес не превышает 25 кг, при этом ставка таможенных пошлин должна оставлять 30 процентов от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм.
Согласно п. 6 ст. 83 ТК ЕАЭС декларантами товаров, подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС таможенному декларированию и (или) выпуску без помещения под таможенные процедуры, могут выступать лица, предусмотренные пунктами 5-7 статьи 260, пунктом 2 статьи 278 и пунктом 8 статьи 281 ТК ЕАЭС.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат, в том числе, товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Согласно п. 3 ст. 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса, производится с использованием пассажирской таможенной декларации. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации с учетом пункта 9 настоящей статьи.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров (п. 6 ст. 260 ТК ЕАЭС).
Таким образом, Мельник О.А. обязан был письменно заявить таможенному органу по установленной форме сведения о перемещаемых им товарах, стоимость и общий вес которых превышал установленные ограничения и нормы, чего он не сделал.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению Мельником О.А. требований, предусмотренных таможенным законодательством, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имело правовую и реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако не предприняло необходимых и достаточных мер для соблюдения закона, что повлекло совершение административного правонарушения.
Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Факт совершения Мельником О.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, подтверждается следующими материалами дела об административном правонарушении:
- актом обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 11.07.2019;
- актом опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, 11.07.2019;
- протоколом опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от 17.12.2019, из которого усматривается признание им своей вины в совершении административного правонарушения;
- протоколами изъятия вещей и документов от 11.07.2019 и 20.12.2019;
- письмом Службы в г. Багратионовске Пограничного управления по Калининградской области ФСБ России № 21/106/51/к1-812 от 26.09.2019;
- заключениями экспертов № 12401006/0029840 от 06.09.2019, № 12401004/0040894 от 29.11.2019;
- протоколом об административном правонарушении от 17.01.2020, а также другими материалами дела об административном правонарушении.
Прихожу к выводу, что виновность Мельника О.А. в совершении правонарушения подтверждена вышеизложенными, согласующимися между собой доказательствами, и квалифицирую его деяние по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, как недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность Мельника О.А., являются совершение административного правонарушения впервые и признание своей вины. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не усматриваю.
Оснований для освобождения Мельника О.А. от административной ответственности не имеется, с учетом конкретных обстоятельств дела совершенное им административное правонарушение не может быть признано судьей малозначительным.
Давая оценку характеру совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, а также с учетом смягчающих ответственность Мельника О.А. обстоятельств, считаю необходимым назначить ему наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения. Применение более мягкого административного наказания не будет отвечать целям административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Мельника О.А. виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения, изъятого протоколом изъятия вещей и документов от 20 декабря 2019 года и находящегося на хранении в камере хранения вещественных доказательств таможенного поста МАПП Мамоново Калининградской областной таможни по адресу: <адрес>.
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: И.С. Кузовлева