Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2014 г. Дело № 2-2327/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Североморск 17 декабря 2014 г.
Североморский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Петровой О.С.
при секретаре Щитенко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левчика П.Н. к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице отдела №4 г. Североморск об оспаривании решения об отказе во включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Левчик П.Н. обратился с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице отдела №4 г. Североморск (далее по тексту - ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в лице отдела № 4 г. Североморск) об оспаривании решения об отказе во включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.
В обоснование иска указал, что проходил военную службу в должности *** войсковой части 63854. Приказом командира войсковой части 34212 № 456 от 20.09.1994 года исключен из списков личного состава части в связи с истечением срока военной службы и достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Признан нуждающимся в улучшении жилищных условий жилищной комиссией войсковой части 77360 от 20.12.1995 года, с 1998 года состоял в списках очередников на получение жилых помещений по ранее действовавшей директиве командующего Северным флотом №Д-27-1998 под учетным № 3042.
В связи с тем, что на протяжении пяти лет жилым помещением от Министерства обороны не обеспечивался, за свои сбережения 25 декабря 1999 года приобрел квартиру на себя, жену и сына. 13 марта 2009 года данную квартиру продал.
Согласно уведомлению ответчика № 08-29/669 от 08.04.2014 года включен в список граждан на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.10.2011 года № 1422.
Однако впоследствии из данного списка исключен в связи с утратой права на обеспечение жилым помещением от органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба (осуществление гражданско-правой сделки по отчуждению жилого помещения, находящегося в собственности), о чем свидетельствует уведомление № 08-29/677 от 26.06.2014 года.
С решением ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в лице отдела № 4 г. Североморск не согласен, полагает, что приобретение жилого помещения на личные средства, которым он распорядился по своему усмотрению более пяти лет назад, не может являться основанием для снятия его с учета нуждающихся в получении жилого помещения.
Ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ, ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», просил признать решение начальника ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в лице отдела № 4 г. Североморск №08-29/677 от 26.06.2014 года о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма незаконным и восстановить его в списках нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в соответствии со ст. 48 ГПК РФ воспользовался своим правом ведения дела через своего представителя.
В судебном заседании представитель истца Шварцер Н.В. поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении по изложенным в иске основаниям, полагала, что поскольку после отчуждения жилого помещения истцом прошло более 5 лет, основания для снятия истца с учета нуждающихся в получении жилого помещения не имелось.
Представитель ответчика ФГКУ «ЗРУЖО» в лице отдела № 4 г. Североморск в суд не явился, представил мотивированное мнение, согласно которому просил отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что свое право на получение жилого помещения в избранном месте жительства Левчик П.Н. должен был реализовать через местные органы самоуправления того населенного пункта, где он желал бы проживать после увольнения в запас. Что же касается ссылок истца на Указ Президента Российской Федерации № 1422 от 24.10.2014 года, то Левчик П.Н. с учетом факта приобретения жилого помещения в 2009 году не мог быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Третье лицо Левчик Т.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении.
Заслушав представителя истца, третье лицо Левчик Т.В., исследовав материалы дела, учетное дело, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Левчик П.Н. на основании приказа командира 9 эскадры подводных лодок флота по личному составу №014-пм от 09 сентября 1994 года уволен с действительной военной службы в связи с истечением срока военной службы и достижением предельного возраста пребывания на военной службе. В соответствии с приказом командира войсковой части 34212 № 456 от 20.09.1994 года истец исключен из списков личного состава части, при этом его календарная выслуга составила 19 лет 04 месяца 11 дней, а льготная – 29 лет 03 месяца 19 дней.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что в 1995 году истец жилищной комиссией войсковой части 77360 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, и с 1998 года он состоял в списках очередников на получение жилых помещений по ранее действовавшей директиве командующего Северным флотом №Д-27-1998 под учетным № 3042.
Вместе с тем жилым помещением для постоянного проживания на территории РФ истец по линии Министерства обороны не обеспечивался (проживает в муниципальном жилом помещении), безвозмездную финансовую помощь на строительство жилья не получал, право на приватизацию жилых помещений не реализовывал, что подтверждается справками, имеющимися в материалах дела.
17.11.1999 года истец на основании договора купли-продажи приобрел жилое помещение, расположенное по адресу: ***, которое 13.03.2009 года продал.
Согласно уведомлению ответчика № 08-29/669 от 08.04.2014 года включен в список граждан на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.10.2011 года № 1422.
Однако впоследствии исключен из списков граждан на получение сертификата в связи с утратой права на обеспечение жилым помещением от органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба (осуществление гражданско-правой сделки по отчуждению жилого помещения, находящегося в собственности), о чем свидетельствует уведомление № 08-29/677 от 26.06.2014 года.
Оспаривая решение ответчика об исключении из списков граждан, нуждающихся в получении жилищного сертификата, истец обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.
Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичная норма была закреплена в абз. 3 ч. 1 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих».
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона РФ от 22.01.1993г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» (действовавшего на момент прохождения истцом военной службы), граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
Порядок постановки на учет в органах местного самоуправления и порядок предоставления жилья указанной категории граждан (уволенных до 01.01.2005 года) были определены в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054.
Согласно п. 4 указанных Правил вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматривались в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являлись основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.
В соответствии с пп. «а» п. 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признавались граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья;
в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Пункт 7 Правил предусматривает основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, одним из которых является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Таким образом, избрание гражданином постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий (подпункт "и" п. 7 Правил).
При этом граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Согласно указанной норме реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с выполнением им определенных условий.
Между тем, истцом не представлено доказательств того, что на момент увольнения с военной службы, так и после увольнения, им было заявлено требование о предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства органу, ответственному за обеспечение его жильем.
Имея намерение получить жилое помещение в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, Левчик П.Н. должен был обратиться в установленном порядке с соответствующим рапортом и необходимыми документами не только на имя командования в/части, но и в последующем – с заявлением и необходимыми документами в орган местного самоуправления по избранному им месту жительства, чего им сделано не было.
Таким образом, одним из обязательных условий для реализации права на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, является не только приобретение данного права на момент увольнения с военной службы, а также принятие их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченном органе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с подпунктом "г" п. 26 Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.
Учитывая приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что Левчик П.Н., не вставший на учет в органах местного самоуправления по избранному месту жительства, после приобретения жилого помещения общей площадью 48,5 кв.м в г. Мурманске в 1999 году утратил и иные основания, дающие ему право на получение жилого помещения по линии Министерства обороны, в связи с чем подлежал снятию с учета, в том числе он подлежал исключению из списков на получение жилья из фонда командующего Северным флотом.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
На основании ст.100 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2005 года, которыми с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В этой связи абзацем 2 пункта 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ) установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Суд принимает во внимание, что после увольнения Левчика П.Н. с военной службы в качестве дополнительной формы обеспечения прав военнослужащих на обеспечение жильем введен выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Так, в сентябре 1997 года принят Указ Президента РФ от 30.09.1997 № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан», пунктами 1 и 2 которого установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков (далее именуются - военнослужащие и некоторые другие категории граждан), является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Правительству Российской Федерации в 1997 году предписано: обеспечить выпуск государственных жилищных сертификатов для военнослужащих и некоторых других категорий граждан; приступить к обеспечению постоянным жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан путем выдачи им государственных жилищных сертификатов; начать погашение государственных жилищных сертификатов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1997 год» на жилищное строительство для федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и на финансирование федеральных целевых программ жилищного строительства.
Во исполнение Указа Президента Правительством РФ 20.01.1998 года за № 71 принята Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты», предусматривающая обеспечение в 1998-2002 годах постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы.
Федеральной целевой программой предусмотрено добровольное участие в Программе, путем подачи письменного заявления. Одновременно с этим указанные в Программе граждане должны дать письменное согласие на снятие с очереди на получение муниципального или государственного жилья в случае приобретения жилья с помощью государственного жилищного сертификата.
Предоставление субсидии (государственного жилищного сертификата) осуществляется в соответствии с очередностью. В каждом субъекте Российской Федерации или федеральном органе исполнительной власти из общего числа граждан – участников Программы формируется отдельная очередь на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с датой постановки на учет для улучшения жилищных условий.
Формирование очереди и выдача государственных жилищных сертификатов осуществляются в отношении: военнослужащих, увольняемых с военной службы, - федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба; граждан, уволенных с военной службы, состоявших на учете для улучшения жилищных условий в органах местного самоуправления на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с соответствующими военными комиссариатами, органами местного самоуправления.
Далее, в развитие программы «Государственные жилищные сертификаты» в различные годы принимались постановления Правительства РФ, которые предусматривали в целом аналогичный порядок реализации президентской программы «Государственные жилищные сертификаты».
Так, Постановлением Правительства РФ от 21.03.1998 № 320 «О мерах по обеспечению реализации президентской программы «Государственные жилищные сертификаты», был утвержден порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, гражданам, уволенным с военной службы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков.
Настоящим Порядком должны были руководствоваться федеральные органы исполнительной власти, а также администрации субъектов Российской Федерации, участвующие в реализации Программы.
Согласно указанному Постановлению право на получение сертификата имеют военнослужащие, увольняемые с военной службы, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, граждане, уволенные с военной службы, не имеющие жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условия, а также граждане, подлежащие переселению из закрытых и обособленных военных городков.
Федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и администрации субъектов Российской Федерации формируют и утверждают списки получателей сертификатов с указанием в них состава семей и расчетной стоимости сертификатов.
Выдача сертификатов осуществляется: федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, - военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков; администрациями субъектов Российской Федерации – гражданам, уволенным с военной службы.
В целях организации работы по выдаче сертификатов гражданам, уволенным с военной службы, районными и городскими (в городах без районного деления) администрациями совместно с соответствующими военными комиссариатами создаются комиссии под руководством заместителей глав администраций.
Для включения в список на получение сертификата гражданин обязан представить в комиссию следующие документы: документ, удостоверяющий личность; заявление на получение сертификата; справку из военного комиссариата об общей продолжительности военной службы; выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет на улучшение жилищных условий, документы, подтверждающие состав семьи.
Впоследствии, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 29.03.1999 № 351 «Вопросы реализации президентской программы «Государственные жилищные сертификаты», которым был утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов… (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 19.03.2002г. № 168) Постановление Правительства РФ от 21.03.1998 № 320 «О мерах по обеспечению реализации президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» утратило силу, однако порядок реализации программы «Государственные жилищные сертификаты» остался в целом прежним.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что после приобретения жилого помещения в 1999 году и последующей продажи данной квартиры, истец мог повторно быть признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства лишь решением органа местного самоуправления в установленном вышеприведенными нормативно-правовыми актами порядке, и только через органы местного самоуправления мог реализовать свое право либо на получение жилого помещения либо на получение государственного жилищного сертификата.
Доводы представителя истца об истечении предусмотренного ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетнего срока после ухудшения жилищных условий не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований к ответчику, поскольку к моменту обращения Левчика П.Н. в 2014 году с заявлением в отдел № 4 г. Североморск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ истец уже утратил как статус военнослужащего, так и право состоять в списках на получение жилья из фонда командующего Северным флотом, следовательно, на ответчика не может быть возложена обязанность постановки на учет истца как нуждающегося в обеспечении жилым помещением.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что Левчик П.Н., имея субъективное право на постановку на учет для получения жилья, не реализовал его в установленном порядке, суд полагает отказ ответчика во включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата законным и обоснованным и не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Левчика П.Н. к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице отдела №4 г. Североморск об оспаривании решения об отказе во включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий О.С. Петрова