РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
11 июня 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-754/2020 по заявлению прокурора г. Самары в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконными бездействия Администрации г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-754/2020 по заявлению прокурора г. Самары в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконными бездействия Администрации г.о. Самара,
установил:
Прокурор г. Самары обратился в Ленинский районный суд г. Самары в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконными бездействия Администрации г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что прокуратурой города Самары установлено, что на территории муниципального района «Волжский» Самарской области находится общественное кладбище «Лесное». Отвод земли осуществлён решением Исполкома Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся №617 от 15.10.1968 г. Тресту похоронного обслуживания площадью 13 га для размещения кладбищ в квартале №54 Куйбышевского лесничества во временное пользование, без исключения из гослесфонда, на срок эксплуатации. Кладбище расположено на территории земель лесного фонда Волжского лесничества Самарского участкового лесничества в ведении Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Категория земельного участка не соответствует его фактическому использованию, земельный участок на кадастровый учёт не поставлен, право муниципальной собственности не зарегистрировано. Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области 22.11.2018 г. предлагало Администрации г.о. Самара рассмотреть вопрос о подготовке пакета документов для вывода территории кладбища «Лесное» из состава земель лесного фонда. Однако Администрация г.о. Самара сообщила, что в связи с тем, что территория кладбища «Лесное» располагается за границей г.о. Самара, осуществить это не представляется возможным. Просит признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, выразившееся в ненадлежащей организации ритуальных услуг на кладбище «Лесное», обязать Администрацию г.о. Самара принять меры по направлению ходатайства в Правительство РФ о переводе земельного участка, занятого кладбищем «Лесное», из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов, зарегистрировать право собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем «Лесное».
В ходе разбирательства дела истец изменил свои требования, просил признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, выразившееся в ненадлежащей организации похоронного дела на кладбище «Лесное», обязать Администрацию г.о. Самара принять меры по направлению ходатайства в Правительство РФ о переводе земельного участка, занятого кладбищем «Лесное», из состава земель лесного фонда в земли населённых пунктов и документации о переводе земельного участка, занятого кладбищем «Лесное», из состава земель лесного фонда в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №48 «О составе и порядке подготовке документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий».
В судебном заседании помощник прокурора г.о. Самара Данилкина А.А. ходатайствовала о принятии изменения исковых требований, просила признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, выразившееся в ненадлежащей организации похоронного дела на кладбище «Лесное», обязать Администрацию г.о. Самара принять меры по направлению ходатайства в Правительство РФ о переводе земельного участка, занятого кладбищем «Лесное», из состава земель лесного фонда в земли иных (других) категорий с видом разрешённого использования земельного участка «ритуальная деятельность» и документации о переводе земельного участка, занятого кладбищем «Лесное», из состава земель лесного фонда в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №48 «О составе и порядке подготовке документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий».
Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению в силу ст.46 КАС РФ.
Представитель ответчика по доверенности от 15.07.2019 г. №1-01/5386 Володина М.В. иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 101-106). Не возражала против рассмотрения дела по изменённым требованиям без отложения судебного разбирательства.
Представитель заинтересованного лица Департамента промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг Администрации г.о. Самара по доверенности от 9.01.2020 г. №1-02/2-07-0114 Нестервоа Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 107-112).
Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по доверенности от 9.01.2020 г. №06 Объедкова И.В. полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению, представила письменный отзыв (л.д. 72-79).
Представитель заинтересованного лица Администрации Волжского района Самарской области по доверенности от 24.06.2019 г. №18 Волгушева А.В. полагала разрешение иска на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Самарской области в судебное заседание не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены, отзывов на иск не представили.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 11.06.2020 г.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В ходе разбирательства дела судом посредством исследования информации общедоступных картографических систем (maps.google.com, 2gis.ru/samara) установлено, что в лесном массиве в районе пос. Управленческий с правой стороны от Красноглинского шоссе по направлению движения из города находится кладбище «Лесное». Территория кладбища входит в состав муниципального района «Волжский» Самарской области.
Ответчик признаёт, что кладбище «Лесное» является муниципальным общественным кладбищем, в связи с чем в силу п.1 ст.65 КАС РФ данное обстоятельство не требует доказывания.
По смыслу ФЗ «О погребении и похоронном деле» земельные участки, занятые муниципальными общественными кладбищами, должны находиться в муниципальной собственности.
Между тем, как следует из данных публичной кадастровой карты (pkk5.rosreestr.ru), земельный участок под кладбищем «Лесное» не сформирован и не является ранее учтённым объектом недвижимости в терминологии ст.45 ФЗ «О кадастровой деятельности», ст.69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», что признаётся ответчиком.
Такая ситуация создаёт угрозу нарушения законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку отсутствие определённых границ территории кладбища осложняет соблюдение установленного законодательством и подзаконными нормативными актами правового режима мест захоронения, включая, прежде всего, но не ограничиваясь, ограничения хозяйственной деятельности и осуществления требуемого санитарного и экологического контроля.
Согласно пп.23 п.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения городского округа.
В силу ст.210 ГК РФ, собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ст. 7 Устава г.о. Самара к вопросам местного значения г.о. Самара относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности г.о. Самара.
Согласно п.1 ст.25 Устава г.о. Самара Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что территория кладбища «Лесное» находится за пределами населённых пунктов и относится к землям лесного фонда <данные изъяты> Самарского участкового лесничества Волжского лесничества (л.д. 160).
Судом установлено, что решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся от 15.10.1968 г. №617 (л.д. 49-51) был осуществлён отвод земельного участка площадью 13,0 га из земель Куйбышевского мехлесхоза в квартале №54 Куйбышевского лесничества Тресту похоронного обслуживания для размещения кладбищ Красноглинского района г. Куйбышева во временное пользование «на срок эксплуатации» без исключения гослесфонда. Решением Исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета депутатов трудящихся от 15.07.1976 г. №442 (л.д. 52) на отведённом земельном участке открыто новое кладбище.
Отвод земельного участка и открытие кладбища были произведены в соответствии с применимым законодательством, указанные административные акты не отменены и недействительными в судебном порядке не признаны.
Однако в настоящее время правовой режим земель лесного фонда, как он определён ст.101 ЗК РФ и ст.25 ЛК РФ, не допускает их использования для размещения кладбищ.
Следовательно, у ответчика имеется обязанность по изменению правового режима земельного участка, занимаемого кладбищем «Лесное», таким образом, чтобы использование территории для эксплуатации кладбища соответствовало актуальному законодательству.
Одним из основных принципов земельного законодательства в РФ (ст.1 ЗК РФ) является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства
Поскольку земли лесного фонда не могут использоваться для размещения кладбищ, территория, занимаемая кладбищем «Лесное», должна быть переведена в земли иных категорий, а именно в состав земель населённых пунктов (что неизбежно сопряжено с изменением границы поселений – муниципальных образований) либо в состав земель особо охраняемых территорий (что не требует изменения границ поселений).
Согласно п.1 ст.8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством РФ;
2) земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов РФ;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов РФ;
земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления.
Перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населённых пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством РФ о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, вопрос о переводе территории, занимаемой кладбищем «Лесное», в земли иной категории относится к компетенции Правительства РФ.
В соответствии с п.1, 3, 4 ст.2 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подаётся ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы:
- копии документов, удостоверяющих личность заявителя;
- выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
- заключение государственной экологической экспертизы в случае, если её проведение предусмотрено федеральными законами;
- согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (п.4 ст.3 названного закона).
Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:
1) организации особо охраняемых природных территорий;
2) установления или изменения границы населённого пункта;
3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
4) создания туристско-рекреационных особых экономических зон (ст. 11 того же закона).
Таким образом, перевод земельного участка, занимаемого кладбищем «Лесное», в состав земель особо охраняемых территорий возможен. Для его осуществления Администрация г.о. Самара должна обратиться с соответствующим ходатайством в Правительство РФ.
Содержание ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.12.2018 г. №684. Согласно указанному документу к ходатайству о переводе земель лесного фонда в другую категорию прилагаются:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя - физического лица;
- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя, с копией документа, удостоверяющего личность представителя заявителя;
- акт выбора земельного участка, подготовленный в соответствии с формой, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов РФ от 24.11.2004 г. №702 «Об утверждении формы акта выбора участка лесного фонда»;
- решение органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего переданные в соответствии с п.1 ст.83 ЛК РФ полномочия, об утверждении акта выбора земельного участка;
- акт натурного технического обследования земельного участка, подготовленный в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов РФ от 24.11.2004 г. №701 «Об утверждении Порядка подготовки и утверждения акта натурного технического обследования участка лесного фонда»;
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
- документы об отсутствии на испрашиваемом к переводу земельном участке полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, содержащие сведения о местоположении, кадастровом номере такого участка, и разрешение на застройку земельного участка, находящегося на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений в случае наличия полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, содержащее сведения о местоположении, кадастровом номере такого участка, выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предоставляющим соответствующую государственную услугу;
- заключение государственной экологической экспертизы в случае, если её проведение предусмотрено федеральными законами, или документы, подтверждающие соответствие деятельности, связанной с использованием земельного участка для испрашиваемых целей, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, документы, удостоверяющие соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации, связанной с использованием земельного участка для испрашиваемых целей;
- документы о наличии (отсутствии) объектов культурного наследия на земельном участке, содержащие сведения о местоположении такого участка;
- документы о согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания;
- документы о наличии (отсутствии) обременений земельного участка, содержащие сведения о местоположении такого участка;
- согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка в другую категорию, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка, содержащее сведения о местоположении такого участка;
- согласование деятельности, планируемой на переводимом земельном участке, с соответствующими органами исполнительной власти или правообладателями объектов, расположенных на таком земельном участке, в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- документация, подтверждающая государственное или муниципальное значение объекта в случае, если для размещения такого объекта осуществляется перевод земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, занятым защитными лесами;
- документ, подтверждающий организацию особо охраняемых природных территорий в случае, если для организации такой особо охраняемой природной территории осуществляется перевод земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, занятым защитными лесами;
- схема размещаемого на земельном участке объекта, составленная с учётом документов территориального планирования соответствующих территорий, утвержденных в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, и согласованная с органами архитектуры и градостроительства.
Судом установлено, что в настоящее время ответчиком начата работа по обращению в Правительство РФ по вопросу о переводе земельного участка, занимаемого кладбищем «Лесное», в состав земель особо охраняемых территорий. Ответчиком осуществляется подготовка документов, которые должны быть приложены к ходатайству.
Так, ответчиком заказана и изготовлена схема расположения границ земельного участка (л.д.166), необходимая для составления акта выбора земельного участка и схемы размещаемого на земельном участке объекта.
Составление акта натурного технического обследования земельного участка, акта выбора земельного участка и утверждение последнего относятся к компетенции Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области как органа, которому переданы указанные п.1 ст.83 ЛК РФ полномочия.
Ответчиком направлено обращение в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с ходатайством о подготовке указанных документов с приложением изготовленной схемы расположения границ испрашиваемого к переводу земельного участка (л.д. 167).
В судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области подтвердила, что в настоящее время Министерством совместно с Администрацией г.о. Самара проводится работа по подготовке акта натурного технического обследования земельного участка и акта выбора земельного участка.
Замечания, указанные в письме Министерства от 6.04.2020 г. №27-05-02/7095 (л.д. 164-165) в настоящее время ответчиком устранены, лицо, уполномоченное на обследование и выбор земельного участка, назначено.
Дальнейшая подготовка ходатайства о переводе земельного участка лесного фонда в другую категорию объективно обусловлена подготовкой вышеуказанных документов, которые, по своей сущности, являются первичными. Подготовка выписки из Единого государственного реестра недвижимости, сведений об обременениях, документов об отсутствии на испрашиваемом к переводу земельном участке полезных ископаемых, заключения государственной экологической экспертизы, документов о наличии (отсутствии) объектов культурного наследия возможны только после утверждения акта о выборе земельного участка, определяющего границы территории, испрашиваемой к переводу из земель лесного фонда.
Реализация мероприятия по переводу земельного участка, занимаемого кладбищем «Лесное», в состав земель особо охраняемых территорий запланирована городской программой развития мест захоронений, соответствующее финансирование предусмотрено.
Таким образом, хотя на момент обращения прокурора с рассматриваемым иском мероприятия по переводу земельного участка, занимаемого кладбищем «Лесное», в состав земель особо охраняемых территорий фактически не осуществлялись, на момент рассмотрения дела у суда отсутствуют основания для вывода о бездействии ответчика. В настоящее время ответчиком принимаются необходимые и адекватные меры для подготовки ходатайства о переводе земель. Истец не лишён права повторно обратиться в суд с аналогичным требованием в случае, если процесс подготовки этого ходатайства будет остановлен.
При таких обстоятельствах исковые требования не могут быть удовлетворены.
Кроме того, заявленные истцом требования не могли бы быть удовлетворены ни в каком случае, поскольку истец просит обязать ответчика принять меры по направлению ходатайства в Правительство РФ в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №48 «О составе и порядке подготовке документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий». Однако постановление Правительства РФ от 28.01.2006 г. №48 «О составе и порядке подготовке документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» утратило силу 21.03.2020 г.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.06.2020 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь