Петрозаводский городской суд Дело № 12-51/2019-30
г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33
Р Е Ш Е Н И Е
07 февраля 2019 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова О. В., при секретаре Мамонтовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Соколова Ю. М. на постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску № от 27 ноября 2018 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьей 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 10 декабря 2018 года по жалобе Соколова Ю. М. на постановление № от 27 ноября 2018 года в отношении
Соколова Ю. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина РФ, женатого, не имеющего на иждивении несовершеннолетних детей, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, пенсионера, являющегося председателем ГСК «Водник-2», ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ Администрацией местного самоуправления г.Петрозаводска, юридический адрес: <адрес>,
установил:
Постановлением начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску от 27 ноября 2018 года Соколов Ю.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 10 декабря 2018 года указанное выше постановление оставлено без изменений, жалоба Соколова Ю.М. – без удовлетворения.
Соколов Ю.М. обратился в суд с жалобой на вышеуказанные постановление и решение, в которой просит их отменить, производство по делу прекратить, освободив его от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения. В обоснование заявленного требования указывает, что ГСК «Водник-2», будучи некоммерческой организацией, не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками, в связи с чем не может нанести вред общественным интересам, охраняемым нормами главы 14 КоАП РФ, следовательно в его (Соколова Ю.М.) действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАП РФ. Полагает, что субъектами административной ответственности по ч.4 ст.14.25 КоАП РФ могут быть исключительно должностные лица организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Поскольку он (Соколов Ю.М.) является председателем некоммерческой организации ГСК «Водник-2», которая не осуществляет предпринимательскую деятельность, то он не может быть субъектом данного административного правонарушения. Заявитель считает, что при рассмотрении жалобы должностное лицо УФНС по РК руководствовалось законом, не подлежащим применению – Законом РФ №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», который не распространяется на гаражно-строительные кооперативы. В этой связи решение от 10 декабря 2018 года является незаконным и необоснованным, поскольку вынесено с существенным нарушением норм материального права. Заявляет ходатайство о применении положений ст.2.9 КоАП РФ и признании совершенного правонарушения малозначительным, отмечая, что ГСК «Водник-2» предпринимательскую деятельность не осуществляет, членами кооператива являются пенсионеры, которые к исполнению своих обязанностей по уплате обязательных платежей относятся добросовестно. При этом, ГСК не преследовал цель уклонения от уплаты налогов или иные неправомерные цели.
В судебном заседании Соколов Ю.М. и защитник Кюршунов Ю.М., действующий на основании устной доверенности, доводы жалобы поддержали по основаниям, в ней изложенным, не признав вину в совершении вменяемого административного правонарушения. Соколов Ю.М. пояснил, что в апреле 2018 года он направлял в ИФНС России по г. Петрозаводску заявление о том, что он избран председателем ГСК «Водник-2» с приложением протокола общего собрания членов ГСК от 20 апреля 2018 года, которые не были нотариально заверены. Указал, что письмо от 14 мая 2018 года, направленное ему ИФНС России по г.Петрозаводску, он не получал, а в ноябре 2018 года был сразу привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.14.25 КоАП РФ. Дополнил, что заявление по форме Р14001 представлено в регистрирующий орган 07 декабря 2018 года.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия Веретенникова Е.Н., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании доводы жалобы не признала, полагая постановление и решение законными и обоснованными. Пояснила, что в апреле 2018 года Соколовым Ю.М. были представлены сведения не в соответствующей форме и без надлежащих документов, о чем ему было сообщено письмом от 14 мая 2018 года, направленным заявителю 15 мая 2018 года. Указала, что ГСК «Водник-2» является юридическим лицом и все сведения о нем должны быть надлежащим образом и в установленный законом срок внесены в ЕГРЮЛ, что невозможно было сделать из-за не предоставления Соколовым Ю.М. заявления об изменении сведений по форме Р14001 в трехдневный срок, в связи с чем в ЕГРЮЛ были размещены ложные сведения о юридическом лице, что причинило ущерб публично-правовым отношениям. Дополнила, что заявление по форме № Р14001 представлено СоколовымЮ.М. в ИФНС России по г.Петрозаводску 05 декабря 2018 года.
Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба подана в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ, и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст.2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.25 настоящего Кодекса, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц несут административную ответственность как должностные лица.
В силу п.1 ст.25 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон) за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
На основании п.1.2 ст.9 Федерального закона необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом.
Подпунктом «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона предусмотрено, что среди сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, должны быть указаны в том числе сведения, касающиеся фамилии, имени, отчества и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В силу положений п.5 ст.5 Федерального закона юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
В соответствии с пп. «а» п.1.3 ст.9 Федерального закона при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Форма заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, N Р14001 и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования), утверждены Приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@.
Согласно п. 7.2 раздела VII Требований, раздел 1 «Сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц» заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по форме NР14001 (далее - заявление по форме N Р14001) заполняется в соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания членов гаражно-строительного кооператива «Водник-2», расположенного по юридическому адресу: №, на Соколова Юрия Михайловича возложены обязанности Председателя ГСК «Водник-2» с 20 апреля 2018 года сроком на 5 лет и дальнейшим продолжением полномочий по решению общего собрания членов ГСК. При этом заявление по форме №Р14001 СоколовымЮ.М. в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, в установленный законом срок в течение трех рабочих дней, а именно не позднее 25 апреля 2018 года, с момента изменения сведений лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, представлено не было. Заявление по форме № Р14001 представлено СоколовымЮ.М. в ИФНС России по г.Петрозаводску 05 декабря 2018 года.
Виновность Соколова Ю.М. в указанном нарушении подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 21 ноября 2018 года, который существенных недостатков не имеет, составлен в соответствии и на основании п.1 ч.1, ч.2 и п.3 ч.4 ст.28.1, ч.2 ст.28.6 КоАП РФ; копией протокола № общего собрания членов гаражно-строительного кооператива «Водник-2» от 20 апреля 2018 года; распиской в получении Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску документов, представленных при государственной регистрации юридического лица от 05 декабря 2018 года; общедоступными сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, по данным которого сведения, представленные 05 декабря 2018 года Соколовым Ю.М. в заявлении по форме №Р14001 в ИФНС России по г.Петрозаводску, размещены в ЕГРЮЛ 10 декабря 2018 года, другими материалами дела.
Перечисленные выше доказательства получили оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАПРФ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Соколова Ю.М. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.25 КоАП РФ - непредставление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
При рассмотрении дела должностным лицом все фактические обстоятельства дела были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, получившими правильную оценку. Все представленные доказательства оценены в совокупности, вывод о наличии события правонарушения и виновности Соколова Ю.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАПРФ, является правильным и обоснованным.
Из материалов дела следует, что, не согласившись с вынесенным постановлением начальника ИФНС России по г.Петрозаводску от 27 ноября 2018 года № Соколов Ю.М. обжаловал его вышестоящему должностному лицу.
Законность и обоснованность постановления начальника ИФНС России по г.Петрозаводску № от 27 ноября 2018 года о назначении Соколову Ю.М. административного наказания в полном объеме проверены руководителем УФНС по Республике Карелия с соблюдением требований ст.30.6 КоАПРФ. Все доводы заявителя были проверены и отклонены с указанием мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Решением руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 10 декабря 2018 года постановление начальника ИФНС России по г.Петрозаводску от 27 ноября 2018 года № оставлено без изменения, жалоба председателя ГСК «Водник-2» Соколова Ю.М. – без удовлетворения.
Существенных процессуальных нарушений, допущенных при рассмотрении дела налоговыми органами, свидетельствующих о порочности и незаконности вынесенных в отношении СоколоваЮ.М. процессуальных актов, должностными лицами административных органов допущено не было.
Порядок привлечения СоколоваЮ.М. к административной ответственности не нарушен. Оспариваемые акты вынесены уполномоченными на то должностными лицами, в установленные законом сроки.
Вопреки доводам жалобы, все существенные по делу обстоятельства в ходе рассмотрения дела были учтены, им дана надлежащая оценка в постановлении начальника ИФНС России по г.Петрозаводску № от 27 ноября 2018 года и решении руководителя Управления ФНС по Республике Карелия от 10 декабря 2018 года. Право заявителя на защиту нарушено не было.
Ссылка заявителя на неправомерное применение руководителем Управления ФНС по Республике Карелия Закона РФ №3085-1 от 19 июня 1992 года «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» является не состоятельной по нижеследующим основаниям.
Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законами о потребительских кооперативах.
Законом, регулирующим правоотношения в потребительских кооперативах, является Закон РФ №3085-1 от 19 июня 1992 года «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Однако в соответствии со ст.2 указанного Закона предусмотрено, что этот Закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие).
Поскольку специальных законов, регулирующих деятельность отдельных видов потребительских кооперативов, до настоящего времени законодателем не принято, руководитель Управления ФНС по Республике Карелия в решении от 10 декабря 2018 года правомерно сослался на положения п.12 ст.19 Закона РФ №3085-1 от 19 июня 1992 года.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно позиции, указанной в Пленуме Верховного Суда РФ в п. 21 Постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя оснований, свидетельствующих о малозначительности допущенных нарушений, не установлено.
Ссылку Соколова Ю.М. на малозначительность указанного деяния в связи с тем, что его совершение не повлекло существенных отрицательных последствий общественным отношениям, суд не принимает во внимание, так как отсутствие наступление вредных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении председателя ГСК «Водник-2» Соколова Ю.М. к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
То обстоятельство, что Соколовым Ю.М. 26 апреля 2018 года в адрес ИФНС России по г.Петрозаводску направлено заявление от 25 апреля 2018 года, в котором заявитель в связи избранием его председателем ГСК «Водник-2» просил внести соответствующие изменения в налоговые документы, не свидетельствует о соблюдении заявителем установленной п.5 ст.5 Федерального закона № 129-ФЗ обязанности, и, как следствие, не исключает наличия в его действиях состава административного правонарушения, поскольку указанное заявление не отвечало требованиям к оформлению заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (форма N Р14001), о чем заявитель был уведомлен административным органом письмом от 14 мая 2018 года.
Иные доводы жалобы судьей не принимаются, поскольку не ставят под сомнение виновность Соколова Ю.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, опровергаются материалами дела, с учетом того, что сведения, представленные 05 декабря 2018 года Соколовым Ю.М. в заявлении по форме №Р14001 в ИФНС России по г.Петрозаводску, размещены в ЕГРЮЛ 10 декабря 2018 года, то есть спустя более 6 месяцев по истечении установленного законом трехдневного срока. Оснований полагать, что заявитель не мог исполнить своей обязанности в установленный законом срок не представлено, судья таких оснований не усматривает. Неосведомленность Соколова Ю.М. о процедуре предоставления сведений об отсутствии вины заявителя в совершении административного правонарушения не свидетельствует.
Обстоятельств, исключающих вину должностного лица в совершении административного правонарушения, не установлено.
У судьи отсутствуют основания полагать, что Соколов Ю.М. исполнил надлежащим образом свои обязанности.
Наказание назначено в пределах санкции ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ, является минимальным, при его назначении учтены представленные данные о личности правонарушителя, степень его вины, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, смягчающим административную ответственность обстоятельством должностным лицом признано совершение правонарушения впервые, отсутствие умысла. При этом избранная должностным лицом мера наказания не свидетельствует о чрезмерной суровости, исходя из характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления начальника ИФНС России по г.Петрозаводску № от 27 ноября 2018 года и решения руководителя Управления ФНС по Республике Карелия от 10 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, в отношении Соколова Ю.М. не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску № от 27 ноября 2018 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьей 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Соколова Ю. М. и решение руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 10 декабря 2018 года по жалобе Соколова Ю. М. на постановление № от 27 ноября 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьей 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Соколова Юрия Михайловича оставить без изменения, жалобу Соколова Ю. М. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья О.В. Кайгородова