6№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 07 декабря 2022 г.
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Андреевой Е.А.,
при секретаре Срыбной А.С.,
с участием представителя административного ответчика - Сухова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Фока О. Ю. к Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным предостережения,
УСТАНОВИЛ:
Фока О.Ю. обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным предостережения.
В административном иске указал, что в отношении него и.о. Главы муниципального района <адрес> Суховой Т.Ю. было вынесено предостережение №-П/22 от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по использованию земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес> Согласно предупреждению, было выявлено использование части земельного участка в отсутствие права, предложено освободить проезд.
Данное предостережение считает незаконным и недействительным, поскольку Администрация Волжского муниципального района <адрес> при вынесении предостережения не привела доказательств того, что истец перегораживает проезд. К предостережению не приложены какие-либо обследования, фото и/или видеофиксация.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просит суд признать незаконным предостережение №-П/22 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Фока О.Ю.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Сухов С.В. исковые требования не признал, просил в иске отказать, поскольку предостережение вынесено в рамках закона, кроме того, административным истцом пропущен срок для обращения в суд за оспариванием принятого решения.
Представитель заинтересованного лица Администрации с.<адрес> муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 45Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие профилактические мероприятия: информирование; обобщение правоприменительной практики; меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; консультирование; самообследование; профилактический визит.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается положением о виде контроля.
Решением собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о муниципальном земельном контроле в границах территории сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> (далее - Положение).
Согласно п.1.2, 1.3 Положения предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность. Объектами земельных отношений являются земли, земельные участки или части земельных участков в границах сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес>. Муниципальный земельный контроль осуществляется администрацией сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес>. Согласно п.1.4. Положениядолжностными лицами администрации, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, являются специалисты сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес>.Согласно п.1.6 Положения Администрация осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них.
24.12.29021 г. между Администрацией с.<адрес> и Администрацией муниципального района <адрес> заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий по вопросам местного значения, согласно которому Администрация муниципального района <адрес> приняла на себя полномочия, в том числе, осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения.
Из материалов дела следует, что Фока О.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1999 кв.м. категории земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ оформлено Задание на проведение контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом по адресу: <адрес> дата проведения осмотра установлена ДД.ММ.ГГГГ
В рамках проведения выездного мероприятия Администрацией муниципального района <адрес> был произведен визуальный осмотр принадлежащего Фока О.Ю. земельного участка с кадастровым номером №. В ходе осмотра было установлено, что земельный участок огорожен забором, общая площадь земельного участка по ограждению значительно превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе. Выявлено на рушение земельного законодательства, выраженное в самовольном занятии прилегающей территории и использование ее в отсутствие прав. В соответствии со Схемой расположения земельного участка, приложенной к протоколу осмотра 6-ПО/22 от ДД.ММ.ГГГГ, определены границы прилегающей территории, незаконно занятой Фока О.Ю. Оформлена фототаблица.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в отношении Фока О.Ю., предложено принять меры по использованию земельного участка в границах, сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований оформлено в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом».
Участие в проведении осмотра контролируемого лица Фока О.Ю. не предусматривалось заданием на проведение контрольного мероприятия.
В соответствии с картой функционального зонирования Генерального плана сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> по пригороженной территории проходит поселковая дорога.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении земельного законодательства, выраженном в самовольном занятии прилегающей территории и использовании её для личных нужд в отсутствии прав.
Поводом для проведения проверки послужило очередное обращение физического лица.
ДД.ММ.ГГГГ были проведены контрольные мероприятия по выполнению требований Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №-П/22. Установлено, что выявленные ранее нарушения не устранены. Доступ к земельному участку закрыт, Фока О.Ю. спорный земельный участок до настоящего времени не освободил.
Законность и обоснованность предостережения от ДД.ММ.ГГГГ оспаривается административным истцом.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №-П/22 было направлено в адрес Фока О.Ю. заказным письмом с уведомлением, получено Фока О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается подписью на почтовом уведомлении.
Таким образом, согласно материалам дела предостережение Фока О.Ю. получил ДД.ММ.ГГГГ В суд с настоящим административным иском он обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока.
Обязанность доказать соблюдение сроков обращения в суд, наличия уважительных причин пропуска срока согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ возложена на административного истца.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд административным истцом не заявлено. Уважительных причин пропуска названного срока не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Фока О. Ю. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца после принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12.12.2022 г.
Председательствующий /подпись/ Е.А. Андреева