Мотивированное решение 26.10.2020
№ 2-1-992/2020
№1-109/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2020 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный Свердловской области в составе председательствующего судьи Байдина С.М. при секретаре Сергеевой Л.А.
с участием представителя истца – Петруниной А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах к обществу с ограниченной ответственностью «Альфа-М» о признании деятельности по осуществлению розничной продажи табачной продукции незаконным и прекращении осуществления данной деятельности.
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Альфа-М», в котором просил: признать действия ответчика по розничной торговле табачной продукцией в магазине «Красное и белое», расположенном по адресу: <адрес>, на расстоянии менее чем сто метров от территории, предназначенной для оказания образовательных услуг – Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» (МАДОУ детский сад №1-109/2014), противоправными; обязать ООО «Альфа-М» прекратить противоправные действия путем прекращения розничной продажи табачных изделий в магазине «Красное и Белое», расположенном по адресу: <адрес>, в связи с близким расположением к территории, предназначенной для оказания образовательных услуг – Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников (МАДОУ детский сад №1-109/2014).
В обоснования заявленных требований истец указал, что в ходе проверки обращения гр. Г по факту реализации табачных изделий установлено, что в магазине «Красное и белое», расположенном по адресу: <адрес> в котором осуществляет деятельность ООО «Альфа-М» 21.02.2020 в 19 часов 28 минут в нарушение п. 2 ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий употребления табака» осуществлена розничная торговля табачной продукции, а именно в данном магазине, находящемся на расстоянии менее 100 метров (68,1 м) от образовательного учреждения МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников», реализуется табачная продукция. В то же время имеется решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 09.06.2016 № 2-859/2016 года, в ступившее в законную силу, которым действия ООО «Авангард» по розничной торговле табачной продукцией в магазине «Красное и Белое», расположенном по этому же адресу признаны противоправными и ООО «Авангард» было обязано прекратить противоправные действия. При этом учредителем, как ООО «Авангард», так и ООО «Альфа-М» является Меркурий Ритейл Груп Лимитед, страна происхождения Кипр, адрес 17 АГИУ Павлу, Агиос Андреас, 1105, Никосия, Кипр. Коммерческое обозначение «Красное&Белое» используется ООО «Авангард», ООО «Альфа-М» при осуществлении предпринимательской деятельности в Свердловской области. Постановлением начальника Красноуфимского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области ООО «Альфа-М» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу, назначенный штраф – уплачен.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в иске. Дополнительно суду показала, что данный иск направлен не на единовременное прекращение продажи табачной продукции, а на недопущение продажи в дальнейшем.
Ответчик в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. Возражений на заявленные требования не представил.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основанием для борьбы с курением является нарушение неотъемлемых прав некурящих граждан на охрану здоровья. Данное право признается Конституцией Российской Федерации, ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах ООН от 19.12.1966, Конвенцией о правах ребенка ООН (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года), преамбулой Устава Всемирной организации здравоохранения (принят Международной конференцией здравоохранения, проходившей в Нью-Йорке с 19 июня по 22 июля 1946 года).
Российская Федерация в 2008 году присоединилась к Рамочной конференции по борьбе против Табака Всемирной организации здравоохранения, которая определяет стратегию госрегулирования табачной отрасли.
Под ограничением курения табака законодатель подразумевает не полный запрет его курения, но снижение его употребления путем установления запрета на курение на определенных территориях, установления специальных требований рекламы табачных изделий, установления обязательной маркировки табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, запрета розничной торговли табачной продукцией в определенных местах и определенным категориям лиц. Подобные государственные меры не беспричинны, они продиктованы, прежде всего, медико-социальными показателями, которые бесспорно указывают, что курение табака является вредной привычкой, ухудшающей здоровье человека.
Законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака состоит из Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Согласно ст. 85 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» контроль в сфере охраны здоровья, включает в себя, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Как следует их п. 5 ст. 86 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти обращаются в суд с исками, заявлениями о нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
В силу п. 2 ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукции на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Данные нормы носят императивный характер и обязательны для соблюдения продавцом – юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим розничную торговлю табачной продукцией.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Среда обитания человека – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной среды), определяющая условия жизнедеятельности человека. Факторы среды обитания – в том числе, социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающие угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в силу ст. 2 посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как основной части осуществляемой ими деятельности, формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состояния среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:
- на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
- получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (ч. 4 ст. 61 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что 10.06.2020 начальнику ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Красноуфимске, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах поступила жалоба физического лица в отношении магазина «Красное и Белое» принадлежащего ООО «Альфа-М», расположенного по адресу: <адрес>, который осуществляет реализацию табачной продукции на расстоянии менее 100 метров от МАДОУ «Детский сад №1-109/2014» (л.д. 27)
К указанной жалобе были приложены:
- кассовый чек (л.д. 28) из которого следует, что 21.02.2020 в 19:28 в магазине «Красное и белое» ООО «Альфа-М» по адресу: 623300, <адрес> были проданы сигареты;
- распечатка с сайта Яндекс карты (л.д. 31), из которой следует, что расстояние от указанного магазина до детского сада №1-109/2014 по прямой линии составляет 48 метров;
- решение Красноуфимского районного суда от 09.06.2016 (л.д.24-26) из которого следует, что были признаны противоправными действия ООО «Авангард» и на данное юридическое лицо возложена обязанность прекратить противоправные действия по розничной торговле табачной продукцией в магазине «Красное и Белое» по адресу: 623300, <адрес>
Из представленных истцом решения Арбитражного суда Свердловской области от 06.10.2015 по делу № А60-28118/2015 (л.д. 12-17) и постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2016 № 17АП-16365/2015-АК (л.д. 18-23), следует, что ООО «Авангард» (ИНН 6670256665, ОГРН 1096670015507) привлекалось к административной ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ в связи с осуществлением розничной продажи табачной продукции (сигарет) по адресу <адрес>, ближе 100 метров от образовательного учреждения МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников».
Согласно представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 37-38, 39-41) и в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Авангард» и ООО «Альфа-М» входят в одну группу лиц, поскольку учредителем данных лиц является одно и тоже лицо.
Постановлением Главного государственного санитарного врача в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах, начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах от 14.07.2020 (л.д. 46-48) ООО «Альфа-М» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ, в связи с тем, что в магазине «Красное и Белое», расположенном по адресу: <адрес>, в котором осуществляет деятельность ООО «Альфа-М» осуществляется розничная реализация табачной продукции, на расстоянии менее ста метров (68,1 м) от учреждения образования МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников».
Сведений об обжаловании указанного постановления ООО «Альфа-М» в материалы дела не представлено. Напротив, согласно платежного поручения №1-109/2014 от 05.08.2020 (л.д. 50) назначенный по постановлению административный штраф уплачен.
Таким образом, доказан факт, того, что ООО «Альфа-М» осуществляет розничную торговлю табачными изделиями в магазине «Красное и Белое», расположенном по адресу: <адрес> на расстоянии менее 100 метров от территории предназначенной для оказания образовательных услуг - МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников», тем самым нарушает требования Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
При таких обстоятельствах суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными, и как следствие подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 319 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина для организаций составляет - 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах удовлетворить.
Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Альфа-М» по розничной торговле табачной продукцией в магазине «Красное и белое», расположенном по адресу: <адрес>, на расстоянии менее чем сто метров от территории, предназначенной для оказания образовательных услуг – Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» (МАДОУ детский сад №1-109/2014), противоправными.
Обязать ООО «Альфа-М» прекратить противоправные действия путем прекращения розничной продажи табачных изделий в магазине «Красное и Белое», расположенном по адресу: <адрес>, в связи с близким расположением к территории, предназначенной для оказания образовательных услуг – Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №1-109/2014 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Альфа-М» в доход государства, государственную пошлину в размере 12 000 (двенадцать тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий С.М. Байдин