Определение суда апелляционной инстанции по делу № 33а-0090/2018 от 15.01.2018

судья О.В. Фомичева

дело  33а-90

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва                                                                                18 января 2018 года                                                              

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе 

председательствующего             В.В. Ставича,

судей                                           В.В. Лукьянченко, О.В. Гордеевой,

при секретаре М.Ю. Попугаеве, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 4 октября 2017 года по делу по административному исковому заявлению С.В. Кривошеева о признании незаконным решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства Префектуры СВАО города Москвы (Окружная комиссия) 29-04-16/16-32 от 23.09.2016, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,

установила:

 С.В. Кривошеев обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, мотивируя свои требования незаконностью принятия Окружной комиссией оспариваемого решения, поскольку считает, что автостоянка расположена на кровле капитального строения (бомбоубежища), а потому не может считаться расположенной на городском земельном участке.

Кроме того, в обоснование своих доводов, указывает на отсутствие полномочий у Окружной комиссии по принятию решения о демонтаже оборудования спорной автостоянки, поскольку Префектуры административных округов г. Москвы наделены полномочиями по рассмотрению и принятию решений на Окружной комиссии только в отношении объектов некапитального строительства, а на вышеуказанном земельном участке находится капитальное строение  бомбоубежище.

Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 4 октября 2017 года постановлено: административный иск С.В. Кривошеева оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе С.В. Кривошеев просит об отмене решения суда по изложенным в ней доводам.

В заседании судебной коллегии С.В. Кривошеев поддержал доводы апелляционной жалобы.

 Представитель административного ответчика - Префектуры СВАО г. Москвы по доверенности Т.В. Назаркина просила решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.

Как следует из материалов дела, комиссией Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы вынесен вопрос на Окружную комиссию Префектуры СВАО о сносе автостоянки по адресу: г. Москва, ул. Полярная, вл. 34, корп. 3.

23 сентября 2016 года состоялось заседание Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, на котором рассмотрено обращение Госинспекции по недвижимости СВАО г. Москвы о нахождении на земельном участке площадью 9600 кв.м. по указанному адресу металлических навесов, ограждений, поста охраны - без оформленных земельно-правовых отношений и разрешительной документации на размещение объектов.

Решением комиссии, оформленным протоколом  16 от 23 сентября 2016 года, объекты признаны размещенными на земельном участке без оформленных земельно-правовых отношений и без наличия разрешительной документации, Управе района Северное Медведково поручено в трехдневный срок организовать демонтаж автостоянки в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 2.11.2012  614-ПП.

ООО «КарТрэвэл» является арендатором обваловки здания бомбоубежища, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Полярная, д. 34, корп. 3.

На основании договора на оказание услуг N 8-М/12 от 12.09.2012, заключенного между ГУП СПНУ и  ООО «КартТрэвэл», общество занимает обваловку здания бомбоубежища, на котором им организована автостоянка, установлено ограждение, шлагбаум при въезде на автостоянку и конструкции навесов транспортных средств.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался законностью оспариваемого решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории СВАО г. Москвы от 23 сентября 2016 года.

Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, которые в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации защищаются равным образом.

В силу ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

В соответствии с п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права других лиц.

В связи с этим любое использование рассматриваемых земельных участков без выраженного в установленном порядке согласия уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы является нарушением гражданских прав г. Москвы на владение, пользование и распоряжение соответствующими земельными участками, которые подлежат защите способами, предусмотренными гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Город Москва как субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ее собственности (п. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ). Кроме этого, как город федерального значения Москва осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (абзац четвертый п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ").

В правоотношениях по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, субъект Российской Федерации - г. Москва выступает как собственник соответствующего недвижимого имущества на равных началах с иными участниками этих правоотношений (гражданами и юридическими лицами), что регламентировано п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом от имени г. Москвы правомочия собственника осуществляют уполномоченные органы государственной власти г. Москвы (п. 1 ст. 125, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Действуя в пределах своей компетенции, Правительство Москвы вправе определять полномочия подведомственных ему органов исполнительной власти г. Москвы, в том числе префектур административных округов и управ районов, что отражено в п. п. 1.1, 2.1, 2.2, 2.3 Постановления правительства Москвы от 2.11.2012 N 614-ПП (ст. ст. 17, 20, 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; ст. ст. 44, 45, 46 Устава г. Москвы; п. 2 ст. 10 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65).

Предусмотренный порядок демонтажа и (или) перемещения незаконно размещенных объектов на специально организованную для хранения площадку (п. 7.2.1, 7.3 приложения 1 к Постановлению от 02.11.2012 N 614-ПП) в строгом соответствии с требованиями ст. 14 Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечивает соразмерность способов самозащиты совершенному нарушению и защиту прав владельцев объектов.

Согласно ч. 1 ст. 20 Устава города Москвы (Закон г. Москвы от 28.06.1995), в собственности города Москвы находится, в том числе земля и природные ресурсы в границах города Москвы, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников. От имени города Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции, установленной Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению от имени города Москвы могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Порядок размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012  636-ПП.

Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г.  157-ПП утверждено Положение о префектуре административного округа города Москвы, в соответствии с п. 2.3.5, 2.3.14 которого префектура обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы организует работу по демонтажу и (или) перемещению, хранению на специально организованных площадках, возврату правообладателям либо утилизации незаконно размещенных на территории административного округа объектов, не являющихся объектами капитального строительства (их составляющих элементов), а также товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенных объектах.

Согласно п. 2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 2.11.2012  614-ПП, рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.

Согласно п. 4 указанного Положения Управа района города Москвы:

На постоянной основе выявляет незаконно размещенные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (4.1)

Осуществляет проверку наличия документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в течение 2 дней с момента получения:

- обращений граждан и юридических лиц о незаконном размещении объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе поданных с использованием подсистемы Единой городской автоматизированной системы обеспечения поддержки деятельности Открытого правительства города Москвы - портала "Наш город" (www.gorod.mos.ru);

- информации органов исполнительной власти города Москвы о выявлении незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

- информации префектуры административного округа города Москвы о прекращении действия документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства (4.2).

В случае выявления незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, или подтверждения поступившей информации о незаконном размещении объекта (п. 4.2) составляет акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства (4.3)

Форма указанного акта утверждается Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

В течение 1 рабочего дня с даты составления акта о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, направляет указанный акт в префектуру административного округа города Москвы. Акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, может быть направлен в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (электронной подписи) уполномоченного должностного лица (4.4).

Согласно п. 7 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" (утв. Постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. N 184-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 13 ноября 2013 г. N 730-ПП) Госинспекция осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.

Согласно п. 2.3 Постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП (ред. от 08.11.2017) "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» снос самовольных построек (освобождение земельных участков) на основании судебного акта (п. 2.2) осуществляется Государственными бюджетными учреждениями города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы, а в случае, если подлежащая сносу самовольная постройка расположена на объектах культурного наследия и их территориях, то проведение указанных работ осуществляется государственным учреждением города Москвы, получившим в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение соответствующих работ.

Как обоснованно указано судом первой инстанции, решение о демонтаже стоянки принято в установленном порядке на основании решения компетентного органа - Окружной комиссии в соответствии с нормами действующего законодательства и Постановления Правительства Москвы от 2.11.2012  614 - ПП, ввиду неоформления земельно  правовых отношений в установленном Законом порядке не оформлены.

При этом довод С.В. Кривошеева об отсутствии полномочий у Окружной комиссии по принятию решения о демонтаже оборудования спорной автостоянки, поскольку Префектуры административных округов наделены полномочиями по рассмотрению и принятию решений на Окружной комиссии только в отношении объектов некапитального строительства, а на вышеуказанном земельном участке находится капитальное строение  бомбоубежище, судебная коллегия находит необоснованным.

Действительно на вышеуказанном земельном участке находится здание защитного сооружения Гражданской обороны, однако оно является заглубленным, так, что его обваловка, является, по сути, земельным участком, на котором расположены сносимые некапитальные строения - металлические навесы, ограждения, пост охраны - без оформленных земельно-правовых отношений и разрешительной документации на размещение объектов.

Необходимо отметить, что действия Префектуры СВАО не затрагивают само капитальное строение  бомбоубежище.

 При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Иные доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.

Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,

определила:

решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 4 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 

 

Председательствующий                                            

 

Судьи

33а-0090/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 18.01.2018
Истцы
Кривошеев С.В.
Ответчики
Префектура СВАО г. Москвы
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
18.01.2018
Определение суда апелляционной инстанции
04.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее