УИД 10RS0011-01-2021-001668-65 № 2-1770/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 марта 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующей судьи Гадючко И.Ю.,
при секретаре Шириновой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к обществу с ограниченной ответственностью «Олонецкое ЛПХ» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском о понуждении ответчика ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты> Пряжинского участкового лесничества на площади <данные изъяты> га. в течении месяца после схода снежного покрова. В обоснование иска истец ссылается на то, что ответчик является арендатором вышеуказанного лесного участка, предоставленного для использования в целях заготовки древесины, в добровольном порядке не исполнил требования ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество» по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество».
Представитель истца, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, уточнил их в части сроков ликвидации несанкционированных свалок, просит обязать ответчика ликвидировать свалку в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика, действующий по доверенности, в судебном заседании иск не признал.
Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками подведомственного Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество» в рамках осуществления полномочий федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), проведено патрулирование территории лесного фонда в квартале <данные изъяты> Пряжинского участкового лесничества.
В ходе патрулирования установлено, что на землях лесного фонда в квартале <данные изъяты> выделах <данные изъяты> Пряжинского участкового лесничества расположена несанкционированная свалка бытового мусора и кустарник, уложенный в кучи.
Согласно договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнительных соглашений к нему от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ арендатором лесного участка, на котором расположена спорная свалка, является ООО «Олонецкое ЛПХ» (ранее <данные изъяты>).
В силу п. 3.4.5 договора аренды арендатор обязан соблюдать санитарно – оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
Ответчику неоднократно направлялись требования о ликвидации несанкционированной свалки, однако до настоящего времени работы по ликвидации свалки не ведутся, требования полномочного органа не выполнены.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водоотборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В соответствии с положениями ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу ч. 1 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Согласно положениям ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами (ч. 1).
При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию (ч. 2).
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ч. 3).
Исходя из системного толкования вышеизложенных норм права, поскольку зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территориях, арендуемых ответчиком, они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, проводимых ООО «Олонецкое ЛПХ».
При таких обстоятельствах суд полагает требования Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия обоснованными и подлежащими удовлетворению, с учетом уточнения требований истца ООО «Олонецкое ЛПХ» следует обязать ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты> Пряжинского участкового лесничества ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество» на площади <данные изъяты> га. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Олонецкое ЛПХ» ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты> Пряжинского участкового лесничества Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Пряжинское центральное лесничество» на площади <данные изъяты> га. в срок до ФИО3.
Судья И.Ю. Гадючко
Мотивированное решение изготовлено 18.03.2021.