Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2010 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.
при секретаре Степановой С.Б.,
с участием прокурора Чекамеевой А.В. и
представителей заинтересованных лиц Коннова М.П. и Казачковой Л.А. (доверенность от 22.07.10г.),
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Жерлыкского сельсовета Минусинского района и об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлениями о признании незаконным бездействия Администрации Жерлыкского сельсовета Минусинского района и обязании Администрации Жерлыкского сельсовета Минусинского района обратиться с заявлениями в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи грунтовых плотин.
Определениями судьи от 22 сентября 2010 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Администрация Минусинского района, указанные гражданские дела были объединены в одно производство.
Свои требования прокурор мотивировал в заявлении и в судебном заседании следующим.
На территории Жерлыкского сельского совета Минусинского района в селе Колмаково располагаются пруды «Верхний» и «Нижний», на каждом из которых возведены грунтовые плотины длиной по 20 метров, высотой по 2 метра и шириной по гребню 5-6 метров и паводковым однопролетным водосбросом с водосливом; также на территории Жерлыкского сельского совета Минусинского района на окраине села Жерлык располагается пруд «Жерлыкский», на котором возведена грунтовая плотина длиной 100 метров, высотой 6 метров и шириной по гребню 4,4 метра и паводковым однопролетным водосбросом с водосливом, являющиеся гидротехническими сооружениями, предназначенными для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод. Собственник у грунтовых плотин отсутствует.
Согласно пунктам 8 и 23 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131- ФЗ от 06.10.03г. к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно актам обследования гидротехнических сооружений от 21 сентября 2009 года № 4 и № 7 грунтовые плотины находятся в удовлетворительном состоянии, однако уровень безопасности – пониженный.
Указанные плотины обеспечивают безопасность сел Колмаково и Жерлык и нижерасположенных гидротехнических сооружений. На основании муниципального контракта № 41/09 от 15.04.09г. производились работы по укреплению грунтовой плотины в селе Колмаково из средств резервного фонда Правительства Красноярского края. В 2008 году проводились работы по укреплению плотины и водосброса в селе Жерлык.
Согласно статье 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117- ФЗ от 21.07.97г. плотина - то есть, сооружение, предназначенное для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод, является гидротехническим сооружением.
В соответствии со статьей 3 этого же Федерального закона под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимаются разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Согласно статье 9 этого же Федерального закона: Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Согласно статье 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94г. № 68- ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Указанные меры не могут быть осуществлены Администрацией Жерлыкского сельсовета по причине неопределенности правовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Администрацией Жерлыкского сельсовета мер по признанию права собственности на гидротехнические сооружения- грунтовые плотины, на прудах «Верхний» и «Нижний» в селе Колмаково и пруду «Жерлыкский» в селе Жерлык, расположенные в границах Жерлыкского сельсовета Минусинского района, не принимается. В Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлениями о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи грунтовых плотин Администрация Жерлыкского сельсовета не обращалась, что свидетельствует о невыполнении ей обязанности, закрепленной в пункте 3 статьи 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с требованиями статей 41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Грунтовые плотины на прудах «Верхний» и «Нижний» в селе Колмаково и пруду «Жерлыкский» в селе Жерлык Минусинского района требуют надлежащей эксплуатации, которая обеспечила бы соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, контроль(мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий, что невозможно осуществить, не определив собственника гидротехнических сооружений.
Своим бездействием, выражающимся в не выполнении требований статьи 14 Федерального закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не выполнении требований Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Администрация Жерлыкского сельсовета нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут оказаться в зоне чрезвычайной ситуации в случае аварии на данных гидротехнических сооружениях.
Учитывая вышеизложенное, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Жерлыкского сельсовета Минусинского района в части не принятия мер по предупреждению чрезвычайной ситуации на гидротехнических сооружениях- грунтовых плотинах на прудах «Верхний» и «Нижний» в селе Колмаково и пруду «Жерлыкский» в селе Жерлык, расположенных в границах Жерлыкского сельсовета Минусинского района. Также прокурор просит обязать Администрацию Жерлыкского сельсовета Минусинского района обратиться с заявлениями в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о принятии на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей грунтовых плотин на прудах «Верхний» и «Нижний» в селе Колмаково и пруду «Жерлыкский» в селе Жерлык, расположенных в границах Жерлыкского сельсовета Минусинского района.
Администрация Жерлыкского сельсовета Минусинского района, действующее через своего представителя Коннова М.П., требования прокурора полагало основанными на законе, однако указало, что Администрация не бездействует а предпринимает возможные для не меры. Так, Администрация обратилась в БТИ с заявлением о производстве предварительного расчета стоимости изготовления технических паспортов на сооружения. Ответчик не оспаривает обстоятельств, изложенных прокурором. Вместе с тем, для надлежащей реализации всех функций органа местного самоуправления, в том числе и функции по предупреждению чрезвычайной ситуации на гидротехнических сооружениях- указанных грунтовых плотинах у Администрации Жерлыкского сельсовета не имеется необходимых материальных ресурсов.
Заинтересованное лицо- Администрация Минусинского района, действующее через своего представителя Казачкову Л.А., с требованиями прокурора согласилось, вместе с тем, полагало, что Администрация Жерлыкского сельсовета не бездействует, мотивировало свою позицию следующим. Фактические обстоятельства, изложенные прокурором соответствуют действительности; вместе с тем, в бюджете сельсовета на 2010 год предусмотрены средства на постановку на государственный кадастровый учет земельных участков над плотинами. Указанные плотины в настоящее время не представляют угрозы возникновения чрезвычайной ситуации. Функции муниципального образования Минусинский район и функции поселения в части предупреждения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях являются одинаковыми; однако, так как данные плотины находятся не на межпоселенских землях, а на землях поселения, то данную функцию в отношении плотин должна реализовывать Администрация Жерлыкского сельсовета.
Сторонами в суд представлены в качестве доказательств и судом истребованы также следующие документы: акты от 21.09.09г.; муниципальный контракт от 15.04.09г. с приложениями; перечень гидротехнических сооружений; ответ Ростехнадзора от 09.04.10г.; сообщение Жерлыкского сельсовета от 22.04.10г.; постановления администрации Минусинского района от 21.07.08г.; сообщения ФРС от 29.09.10г.; сообщения ФГУП «Ростехинветаризация» от 30.09.10г..
Выслушав лиц участвующих в деле и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Лица, участвующие в деле, согласны и не оспаривают того, что расположенные на территории Жерлыкского сельского совета Минусинского района в селе Колмаково грунтовые плотины длиной по 20 метров, высотой по 2 метра и шириной 5-6 метров и паводковым однопролетным водосбросом с водосливом на прудах «Верхний» и «Нижний», а также грунтовая плотина длиной 100 метров, высотой 6 метров и шириной 4,4 метра и паводковым однопролетным водосбросом с водосливом на окраине села Жерлык на пруду «Жерлыкский», предназначены для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод; плотины находятся в удовлетворительном состоянии, однако уровень безопасности плотин пониженный; собственник у плотин отсутствует.
Также стороны не оспаривают и того, что согласно пунктам 8 и 23 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131- ФЗ от 06.10.03г. к вопросам местного значения поселения- Жерлыкский сельсовет, в силу расположения плотин на землях сельсовета и в силу отсутствия у плотин собственника, относятся функции в отношении указанных грунтовых плотин по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций, связанных с эксплуатацией плотин.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что в силу требований статьи 14 Федерального закона № 131- ФЗ и отсутствия у плотин собственника, обязанность по обеспечению безопасности плотин для неопределенного круга лиц лежит на Администрации Жерлыкского сельсовета.
Собственник у плотин отсутствует, плотины фактически являются бесхозяйным недвижимым имуществом. Указанные плотины в настоящее время находятся в удовлетворительном состоянии, однако уровень безопасности является пониженным и, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной ненадлежащим состоянием плотин, может возникнуть реальная угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, угроза уничтожения и повреждения имущества неопределенного круга лиц.
В настоящее время ни один из субъектов гражданских прав- ни государственные, ни муниципальные образования, ни юридические лица, не считают себя собственником данных плотин и не желают являться их собственником, так как полномочия по владению и пользованию плотинами сопряжены в первую очередь с несением существенных финансовых расходов на их эксплуатацию и обслуживание.
Учитывая изложенное, суд полагает, что дальнейшее нахождение плотин в положении бесхозяйного объекта противоречит требованиям действующего законодательства РФ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера, нарушает конституционные права граждан, проживающих на территории сел Колмаково и Жерлык на благоприятную среду обитания, создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Суд считает обоснованными доводы прокурора о том, что в силу правовых норм, на которые сослался прокурор в своем заявлении, в сложившейся ситуации, именно органы местного самоуправления в лице Администрации Жерлыкского сельсовета обязаны выполнять функции по содержанию в надлежащем состоянии грунтовых плотин.
Так, согласно требованиям статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Учитывая установленные судом обстоятельства, подача органами местного самоуправления заявления о принятии на учет плотин в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, является не только правом, но и исполнением этими органами возложенных на них законом обязанностей по содержанию в готовности необходимых сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что бездействие Администрации Жерлыкского сельсовета, выражающееся в не направлении заявлений в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о принятии на учет плотин в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, является незаконным бездействием со стороны органа местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Жерлыкского сельсовета Минусинского района и об обязании совершить действия- удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Администрации Жерлыкского сельсовета Минусинского района в части не принятия мер по предупреждению чрезвычайной ситуации на гидротехнических сооружениях- грунтовых плотинах на прудах «Верхний» и «Нижний» села Колмаково Минусинского района, длиной 20 метров каждая, грунтовой плотине на пруду «Жерлыкский» на окраине села Жерлык Минусинского района, длиной 100 метров, расположенных в границах Жерлыкского сельсовета Минусинского района.
Обязать Администрацию Жерлыкского сельсовета Минусинского района обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о принятии на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей грунтовых плотин на прудах «Верхний» и «Нижний» села Колмаково Минусинского района, длиной 20 метров каждая и грунтовой плотины на пруду «Жерлыкский» на окраине села Жерлык Минусинского района, длиной 100 метров, расположенных в границах Жерлыкского сельсовета Минусинского района.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента объявления.
Председательствующий: