Судья Разумная И.М. Дело № 33-470
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2018 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.,
судей Корневой М.А., Жидковой Е.В.,
при секретаре Стародубовой Ю.И.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Федорищева Дмитрия Александровича к администрации Урицкого района Орловской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Урицкого района Орловской области на решение Урицкого районного суда Орловской области от 14 декабря 2017 г., которым постановлено:
«исковые требования Федорищева Дмитрия Александровича удовлетворить. Обязать Администрацию Урицкого района Орловской области предоставить Федорищеву Дмитрию Александровичу, <дата> года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории Урицкого района Орловской области общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров, подлежащей уменьшению не более чем на 5 квадратных метров или увеличению не более чем на 12 квадратных метров, в случае отсутствия такого жилого помещения на территории Урицкого района Орловской области из-за технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав возражения Федорищева Д.А., полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Федорищев Д.А., <дата> года рождения, обратился в суд с иском к администрации Урицкого района Орловской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обосновании заявленных требований указывал, что относится к категории лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Его родители умерли (<...> С 2002 г. опекуном над ним была назначена <...>
При установлении опеки за ним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Однако, несмотря на наличие закрепленного жилого помещения, проживание в нем невозможно. Согласно заключению специализированной организации от 2011 г. основные конструкции жилого дома находились в недопустимом техническом состоянии, что привело к снижению до недопустимого уровня надежности и устойчивости жилого дома. В 2014 г. в результате пожара указанный дом был полностью уничтожен.
15 октября 2014 г. он обратилась в администрацию Урицкого района Орловской области с заявлением о постановке на учет как лица из числа детей-сирот, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, но ему было отказано по тем основаниям, что с таким заявлением он обратился по достижении 23 лет.
Ссылаясь на то, что данный отказ является незаконным, иного жилого помещения он не имеет, просил суд обязать администрацию Урицкого района Орловской области предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Урицкого района Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Приводит доводы о том, что обращение истца с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в возрасте старше 23 лет является основанием для отказа в приеме на такой учет.
Указывает, что истцом не представлено уважительных причин, по которым он до достижения 23 лет не обратился с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Приводит доводы о том, что до 01 марта 2005 г. истец не являлся нуждающимся в жилом помещении ввиду того, что был обеспечен жилым помещением свыше учетной нормы, которая составляла 6.5 кв.м. (7.6 кв.м. на одного человека, исходя из зарегистрированных в доме общей площадью 53.3 кв.м. 7-ми человек).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
С 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в том числе, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (п. 2).
Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 г. № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Закон Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ).
Согласно данному Закону жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ).
Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен в ст. 3 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения.
Постановлением Правительства Орловской области от 08 мая 2013 г. № 156 «О реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение» утвержден порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в соответствии с которым полномочиями по решению данных вопросов возложены на органы местного самоуправления.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилым помещением по договору социального найма (старая редакция закона) или обеспечение специализированным жилым помещением (новая редакция закона), распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица, из их числа в целях реализации своего права на получение жилого помещения должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может расцениваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении таких лиц о предоставлении жилого помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Федорищев Д.А. относится к категории лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Его родители умерли (отец – <дата>, мать – <дата>).
Постановлением главы администрации Урицкого района Орловской области № от <дата> в отношении несовершеннолетнего Федорищева Д.А. была установлена опека. Опекуном была назначена <...> ФИО5
При установлении опеки за Федорищевым Д.А. было закреплено жилое помещение (<адрес>), в котором он, его сестры и братья, также оставшиеся без попечения родителей, проживали.
С 2008 г. (после окончания школы) по 2010 г. истец проходил обучение в ПЛ №, однако в указанном доме не проживал ввиду того, что дом был отключен от коммуникаций.
Согласно заключению ОАО «Орелоблкоммунпроект» от 2011 г. основные конструкции закрепленного за ФИО1 жилого дома находились в недопустимом техническом состоянии, что привело к снижению до недопустимого уровня надежности и устойчивости жилого дома. В доме отсутствовали водопровод и канализация, котел отопления был демонтирован, электропроводка имела многочисленные скрутки и потерю гибкости электроизоляции.
Невозможность проживания в указанном доме ввиду его несоответствия требованиям, которым должны отвечать жилые помещения (п. 11-16 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47) также установлена вступившим в законную силу решением <...> районного суда <адрес> от <дата> 2012 г., постановленным по иску ФИО5, обратившейся в суд в интересах другой своей опекаемой ФИО8, <дата> года рождения, с требованиями об обязании администрации Урицкого района Орловской области включить ФИО8 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на дополнительные гарантии в виде предоставления жилых помещений.
В 2014 г. дом полностью сгорел.
15 октября 2014 г. Федорищев Д.А. обратился с заявлением к ответчику с просьбой принять его на учет для предоставления жилого помещения в качестве лица из числа детей-сирот. Однако ему было отказано по тем основаниям, что с таким заявлением он обратился по достижении 23 лет.
В силу положений ст. 121 СК РФ (в редакции, действовавшей на момент установления истцу статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей) на органы опеки и попечительства была возложена обязанность по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, ведению учета таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избранию формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществлению последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, органами опеки и попечительства не было принято должных мер по осуществлению контроля за использованием жилого помещения, закрепленного за истцом, а также за реализацией последним права на обеспечение жилым помещением.
Доказательств обратного стороной ответчика представлено не было и в апелляционной жалобе указанные обстоятельства не опровергнуты.
Изложенное свидетельствует о том, что органом опеки и попечительства не была исполнена обязанность по осуществлению контроля за условиями проживания Федорищева Д.А. и реализацией им своих жилищных прав.
В настоящее время, как установлено при рассмотрении дела, Федорищев Д.А. иного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, не имеет. Нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, истец является.
Установив ненадлежащее выполнение своих обязанностей органом опеки и попечительства, который, помимо вышеизложенного, ненадлежащим образом осуществлял надзор за деятельностью опекуна ФИО5, которая, в силу положений п. 3 ст. 36 ГК РФ, была обязана защищать права и интересы своего подопечного, в том числе, право на обеспечение жилым помещением, однако это право не реализовала, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данное бездействие органа опеки и попечительства, а также опекуна повлекло нарушение прав Федорищева Д.А. на обеспечение жилым помещением и явилось причиной его несвоевременного обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
При таких установленных по делу обстоятельствах, достижение истцом возраста 23 лет, безусловно нуждающимся в жилом помещении, не может являться, вопреки доводам апелляционной жалобы, основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья.
Достижение лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет не может являться безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований об обеспечении жилым помещением при наличии уважительных причин, приведших к их несвоевременному обращению с заявлением о постановке.
В данном случае, суд, удовлетворяя требования истца, установил уважительные причины несвоевременного обращения истца с заявлением о постановке на учет.
Более того, в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., указано, что судам следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и в случае признания таких причин уважительными следует удовлетворять требования истца об обеспечении жилым помещением.
Довод апелляционной жалобы ответчика об отсутствии нуждаемости истца в жилом помещении до 01 марта 2005 г. является несостоятельным, поскольку основания нуждаемости подлежат определению на тот момент, когда истец должен был быть обеспечен жильем (то есть с 18 до 23 лет – с 13 июля 2008 г. по 13 июля 2013 г.). И в указанный период нуждаемость истца при рассмотрении дела бесспорно установлена.
Более того, до 01 марта 2005 г. действовало решение Орловского областного Совета народных депутатов № 159 от 10 апреля 1987 г., утвердившее Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилой площади, в соответствии с п. 9 которых нуждающимися признавались, в том числе граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью (а не общей, как ошибочно указывает ответчик в апелляционной жалобе) на одного человека семьи не более 6,5 кв. м.
Таким образом, учитывая, что жилая площадь существовавшего на тот момент закрепленного за истцом жилого дома составляла 37.2 кв.м., нуждаемость у истца, учитывая, что в доме было зарегистрировано 7 человек, имелась (37.3 / 7 = 5.3 кв.м.).
Фактически доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не являлись бы предметом рассмотрения суда первой инстанции и не опровергают правильность выводов суда, направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, и основаны на неверном толковании действующего законодательства, в связи с чем, основанием для отмены решения суда не являются.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Урицкого районного суда Орловской области от 14 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Урицкого района Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Разумная И.М. Дело № 33-470
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2018 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.,
судей Корневой М.А., Жидковой Е.В.,
при секретаре Стародубовой Ю.И.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Федорищева Дмитрия Александровича к администрации Урицкого района Орловской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Урицкого района Орловской области на решение Урицкого районного суда Орловской области от 14 декабря 2017 г., которым постановлено:
«исковые требования Федорищева Дмитрия Александровича удовлетворить. Обязать Администрацию Урицкого района Орловской области предоставить Федорищеву Дмитрию Александровичу, <дата> года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории Урицкого района Орловской области общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров, подлежащей уменьшению не более чем на 5 квадратных метров или увеличению не более чем на 12 квадратных метров, в случае отсутствия такого жилого помещения на территории Урицкого района Орловской области из-за технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав возражения Федорищева Д.А., полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Федорищев Д.А., <дата> года рождения, обратился в суд с иском к администрации Урицкого района Орловской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обосновании заявленных требований указывал, что относится к категории лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Его родители умерли (<...> С 2002 г. опекуном над ним была назначена <...>
При установлении опеки за ним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Однако, несмотря на наличие закрепленного жилого помещения, проживание в нем невозможно. Согласно заключению специализированной организации от 2011 г. основные конструкции жилого дома находились в недопустимом техническом состоянии, что привело к снижению до недопустимого уровня надежности и устойчивости жилого дома. В 2014 г. в результате пожара указанный дом был полностью уничтожен.
15 октября 2014 г. он обратилась в администрацию Урицкого района Орловской области с заявлением о постановке на учет как лица из числа детей-сирот, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, но ему было отказано по тем основаниям, что с таким заявлением он обратился по достижении 23 лет.
Ссылаясь на то, что данный отказ является незаконным, иного жилого помещения он не имеет, просил суд обязать администрацию Урицкого района Орловской области предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Урицкого района Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Приводит доводы о том, что обращение истца с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в возрасте старше 23 лет является основанием для отказа в приеме на такой учет.
Указывает, что истцом не представлено уважительных причин, по которым он до достижения 23 лет не обратился с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Приводит доводы о том, что до 01 марта 2005 г. истец не являлся нуждающимся в жилом помещении ввиду того, что был обеспечен жилым помещением свыше учетной нормы, которая составляла 6.5 кв.м. (7.6 кв.м. на одного человека, исходя из зарегистрированных в доме общей площадью 53.3 кв.м. 7-ми человек).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
С 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в том числе, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (п. 2).
Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 г. № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Закон Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ).
Согласно данному Закону жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ).
Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен в ст. 3 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения.
Постановлением Правительства Орловской области от 08 мая 2013 г. № 156 «О реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение» утвержден порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в соответствии с которым полномочиями по решению данных вопросов возложены на органы местного самоуправления.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилым помещением по договору социального найма (старая редакция закона) или обеспечение специализированным жилым помещением (новая редакция закона), распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица, из их числа в целях реализации своего права на получение жилого помещения должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может расцениваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении таких лиц о предоставлении жилого помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Федорищев Д.А. относится к категории лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Его родители умерли (отец – <дата>, мать – <дата>).
Постановлением главы администрации Урицкого района Орловской области № от <дата> в отношении несовершеннолетнего Федорищева Д.А. была установлена опека. Опекуном была назначена <...> ФИО5
При установлении опеки за Федорищевым Д.А. было закреплено жилое помещение (<адрес>), в котором он, его сестры и братья, также оставшиеся без попечения родителей, проживали.
С 2008 г. (после окончания школы) по 2010 г. истец проходил обучение в ПЛ №, однако в указанном доме не проживал ввиду того, что дом был отключен от коммуникаций.
Согласно заключению ОАО «Орелоблкоммунпроект» от 2011 г. основные конструкции закрепленного за ФИО1 жилого дома находились в недопустимом техническом состоянии, что привело к снижению до недопустимого уровня надежности и устойчивости жилого дома. В доме отсутствовали водопровод и канализация, котел отопления был демонтирован, электропроводка имела многочисленные скрутки и потерю гибкости электроизоляции.
Невозможность проживания в указанном доме ввиду его несоответствия требованиям, которым должны отвечать жилые помещения (п. 11-16 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47) также установлена вступившим в законную силу решением <...> районного суда <адрес> от <дата> 2012 г., постановленным по иску ФИО5, обратившейся в суд в интересах другой своей опекаемой ФИО8, <дата> года рождения, с требованиями об обязании администрации Урицкого района Орловской области включить ФИО8 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на дополнительные гарантии в виде предоставления жилых помещений.
В 2014 г. дом полностью сгорел.
15 октября 2014 г. Федорищев Д.А. обратился с заявлением к ответчику с просьбой принять его на учет для предоставления жилого помещения в качестве лица из числа детей-сирот. Однако ему было отказано по тем основаниям, что с таким заявлением он обратился по достижении 23 лет.
В силу положений ст. 121 СК РФ (в редакции, действовавшей на момент установления истцу статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей) на органы опеки и попечительства была возложена обязанность по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, ведению учета таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избранию формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществлению последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, органами опеки и попечительства не было принято должных мер по осуществлению контроля за использованием жилого помещения, закрепленного за истцом, а также за реализацией последним права на обеспечение жилым помещением.
Доказательств обратного стороной ответчика представлено не было и в апелляционной жалобе указанные обстоятельства не опровергнуты.
Изложенное свидетельствует о том, что органом опеки и попечительства не была исполнена обязанность по осуществлению контроля за условиями проживания Федорищева Д.А. и реализацией им своих жилищных прав.
В настоящее время, как установлено при рассмотрении дела, Федорищев Д.А. иного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, не имеет. Нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, истец является.
Установив ненадлежащее выполнение своих обязанностей органом опеки и попечительства, который, помимо вышеизложенного, ненадлежащим образом осуществлял надзор за деятельностью опекуна ФИО5, которая, в силу положений п. 3 ст. 36 ГК РФ, была обязана защищать права и интересы своего подопечного, в том числе, право на обеспечение жилым помещением, однако это право не реализовала, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данное бездействие органа опеки и попечительства, а также опекуна повлекло нарушение прав Федорищева Д.А. на обеспечение жилым помещением и явилось причиной его несвоевременного обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
При таких установленных по делу обстоятельствах, достижение истцом возраста 23 лет, безусловно нуждающимся в жилом помещении, не может являться, вопреки доводам апелляционной жалобы, основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья.
Достижение лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет не может являться безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований об обеспечении жилым помещением при наличии уважительных причин, приведших к их несвоевременному обращению с заявлением о постановке.
В данном случае, суд, удовлетворяя требования истца, установил уважительные причины несвоевременного обращения истца с заявлением о постановке на учет.
Более того, в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., указано, что судам следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и в случае признания таких причин уважительными следует удовлетворять требования истца об обеспечении жилым помещением.
Довод апелляционной жалобы ответчика об отсутствии нуждаемости истца в жилом помещении до 01 марта 2005 г. является несостоятельным, поскольку основания нуждаемости подлежат определению на тот момент, когда истец должен был быть обеспечен жильем (то есть с 18 до 23 лет – с 13 июля 2008 г. по 13 июля 2013 г.). И в указанный период нуждаемость истца при рассмотрении дела бесспорно установлена.
Более того, до 01 марта 2005 г. действовало решение Орловского областного Совета народных депутатов № 159 от 10 апреля 1987 г., утвердившее Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилой площади, в соответствии с п. 9 которых нуждающимися признавались, в том числе граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью (а не общей, как ошибочно указывает ответчик в апелляционной жалобе) на одного человека семьи не более 6,5 кв. м.
Таким образом, учитывая, что жилая площадь существовавшего на тот момент закрепленного за истцом жилого дома составляла 37.2 кв.м., нуждаемость у истца, учитывая, что в доме было зарегистрировано 7 человек, имелась (37.3 / 7 = 5.3 кв.м.).
Фактически доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не являлись бы предметом рассмотрения суда первой инстанции и не опровергают правильность выводов суда, направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, и основаны на неверном толковании действующего законодательства, в связи с чем, основанием для отмены решения суда не являются.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Урицкого районного суда Орловской области от 14 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Урицкого района Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи